Принципы формирования базы знаний в сфере организации закупочной деятельности органа муниципального управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.10.2022

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Воробьев, М. Г. Принципы формирования базы знаний в сфере организации закупочной деятельности органа муниципального управления / М. Г. Воробьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95851/ (дата обращения: 22.11.2024).



Работа посвящена классификации принципов онтологии проектирования базы знаний в процессе организации закупочной деятельности.

Ключевые слова: муниципальные закупки, контрактная система, принципы, модель, онтология

Ежегодный рост расходов на муниципальные нужды обуславливает необходимость функционирования и совершенствования эффективной и открытой системы муниципальных закупок.

Актуальность работы заключается в том, что разработка системы государственных и муниципальных закупок обусловлено необходимостью выполнения государством своих функций для удовлетворения социальных потребностей, в том числе путем обеспечения стабильного функционирования и развития секторов экономики и предпринимательства в секторе малого и среднего бизнеса.

Структурными элементами государственных и муниципальных закупок являются государственные и негосударственные хозяйствующие субъекты.

Одним из аспектов экономических отношений является государство как основной субъект рыночных отношений в процедуре закупок, которое может быть представлено уполномоченными органами по исполнению бюджета [5, с. 38].

За счет средств местного бюджета осуществляются закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения к обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения результативности и эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения прозрачности и гласности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупок, в части, касающейся:

— планирование закупок товаров, работ, услуг;

— определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

— особенностей исполнения контрактов;

— заключение договоров, предусмотренных ФЗ;

— контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [1].

Система муниципальных закупок — это комплекс взаимосвязанных организационных структур и их действий в рамках определенных норм и правил с целью обеспечения муниципального образования товарами, работами, услугами.

Муниципальный заказчик — государственное муниципальное учреждение или муниципальный орган, действующий от имени муниципального образования, уполномоченный принимать на себя бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и совершать закупки [1].

Государственный заказчик на первом этапе процесса закупок, то есть при размещении заказа, должен определить будущего поставщика, исполнителя для выполнения государственного контракта. Здесь следует отметить:

1) наименование заказчика;

2) перечень сведений, необходимых для установления идентичности или однородности товаров (работ, услуг), предлагаемых поставщиком;

3) описание объекта закупки с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ (с указанием единицы измерения), в том числе перечень требований к товарам (работам, услугам);

4) основные условия поставки товаров (выполнение работ, оказания услуг), в том числе требования к порядку доставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), порядок оплаты, уровень договорной безопасности, требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объема предоставления гарантий качества;

5) примерные рыночные условия;

6) количество товара, объем работ (услуг);

7) условия предоставления ценовой информации;

8) информация о том, что сбор информации не подразумевает каких-либо обязательств со стороны клиента [1].

Наиболее распространенными методами, используемыми для определения поставщика, заказчика, исполнителя, являются электронные аукционы, закупки из одного источника и открытый конкурс.

В качестве главных преимуществ электронного аукциона, можно выделить: максимальную экономию при закупке, в независимости и прозрачности поставщика от заказчика и определении победителя.

В качестве основных недостатков можно выделить: отсутствие гарантированного положительного результата закупки и риск заключения договора с недобросовестным поставщиком.

Действующий «реестр недобросовестных поставщиков», не выполняет свою функцию в полной мере, поскольку недобросовестный поставщик, даже включенный в реестр, может просто использовать для процедур закупок другое юридическое лицо, которое не было внесено в реестр, а значит, может быть отнесен к добросовестным поставщикам [5, с. 39].

Конкуренция при закупках должна основываться на соблюдении принципа добросовестной и неценовой конкуренции между участниками закупки, чтобы определить наилучшие условия для поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно действующему законодательству, каждый орган ГМУ должен сформировать структурное подразделение, ответственное за осуществление закупочной деятельности.

В органах местного самоуправления закупки в организации осуществляются в следующих целях:

1) создание условий для полного и своевременного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для коммерческого использования, с установленными им показателями;

2) обеспечение прозрачности и гласности деятельности Заказчика;

3) реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

4) предотвращение коррупции и иных злоупотреблений;

5) обеспечение эффективного и целевого использования средств;

6) стимулирование и развитие добросовестной конкуренции.

На современном этапе органы местного самоуправления в сфере организации закупочной деятельности применяют АИС «ГосЗаказ» — систему управления государственными и муниципальными заказами.

АИС «ГосЗаказ» — это автоматизированные информационные системы, позволяющие автоматизировать деятельность контролирующих органов и заказчиков.

Это означает поддержку в организации закупочных процедур. Наряду с этим система может отправлять дополнительные контрольные уведомления, что гарантирует минимизацию нарушений со стороны законодательства.

Преимущества работы с АИС «ГосЗаказ».

Можно пройти все возможные этапы прямо в одной системе:

— реализуется поддержка централизованных и различных смешанных схем закупок.

— планирование, сбор заявок, подготовка и выполнение закупок, контроль времени проведения закупок;

— внутри самой системы есть удобный электронный документооборот;

— процесс закупок становится более открытым, и в то же время количество потенциальных участников увеличивается за счет развития специального портала, на котором может быть опубликована важная информация о закупках;

— применение средств автоматизации сокращает время и усилия, необходимые для создания и выполнения закупок;

— существует оказание разных видов контроля, которые обязаны подходить по всем требованиям закона о Контрактной системе

В целях оптимизации закупочной деятельности (в структурах муниципального управления с небольшим штатом) необходимо формировать базы знаний, основанные на принципах онтологического подхода. Такое решение повышает оперативность закупочной деятельности и не нагружает штат исполнителей.

В процессе исследования были выявлены основные и сингулярные принципы формирования базы знаний.

Сингулярные принципы формирования базы знаний основаны на предположениях закона Мура, согласно которому число элементов в компьютерных процессорах удваивается каждые 18 месяцев, он сделал предположение, что где-то в районе 2025 года (плюс-минус 10 лет) компьютерные чипы должны сравняться по вычислительной мощности с человеческим мозгом [3]

Технологическая сингулярность — это точка, в которой роботы начнут совершенствоваться без человеческого вмешательства. Считается, что такой момент наступит до 2045 года, когда степень развития технологий людской разум осознавать уже будет не в состоянии [3].

В ходе работы были установлены принципы построения базы знаний (принцип непротиворечивости, онтологии, открытости) и принципы исполнения / наполнения базы знаний (совместное использование данных, принцип независимости данных, непрерывность обновления данных).

При проектировании базы знаний для управления закупками большой интерес представляют принцип онтологии и принцип независимости данных.

Под онтологией рассматривается структурная спецификация знаний в области определения критериев эффективности организации, формализованное их представление, включающее словарь указателей на термины критериев, по которым проводится сравнение, и логические выражения, которые описывают, как критерии соотносятся друг с другом [4, с. 22].

В общем, онтологии формируются на основе структурирования знаний и документации в виде иерархии терминов предметной области, которая представляет собой исследуемую систему информационного обеспечения, ее элементы, взаимосвязи и структура.

Независимость данных рассматривается как своего рода возможность изменить физическую и логическую структуру базы знаний без изменения того, как пользователи воспринимают ее.

Независимость данных подразумевает неизменность характера хранения данных, программного и аппаратного обеспечения. Он вносит минимальные изменения в структуру при изменении стратегии доступа к данным и самой структуры исходных данных.

Это достигается «смещением» всех изменений на этапы логического и концептуального проектирования с минимальными изменениями на этапе физического проектирования.

По своему типу проектируемая база знаний — это база, образуемая из субъект-значимых знаний с применением ноон-технологии:

— контролируемое формирование интеллекта человека как на сознательном, так и на бессознательном уровне его мысли;

— регулировать семантическую информацию и процессы обмена;

— развитие осознанного поведения в ситуациях, возникающих при взаимодействии с информационной средой соответствующего субъекта;

— принятие необходимых решений как на сознательном, так и на подсознательном уровне мышления [2]

Дерево вызовов программного модуля будет содержать следующие блоки: модуль «Справочники», модуль «Заявки», модуль «База знаний» и модуль «Активы».

Реализация проектирования будет выражаться в процессе формирования сети нейрокомпьютеров, основным элементом которой является определенная модель, разработанная на основании заявки на закупку товаров и услуг для нужд органа муниципального управления.

Результирующий вектор (выход) будет данными таблицы базы знаний, содержащей решение данного инцидента. Из этих документов проводится обучение нейрокомпьютерной сети (расчет коэффициентов нейронной связи). Эти коэффициенты, рассчитанные после обучения, заносятся в таблицу базы знаний.

Обученная нейрокомпьютерная сеть позволит находить при существовании шаблона единственное конкурентное решение инцидента или множество решений для выбора верного, сокращая время на его устранение за счет исключения дополнительного изучения типичных существующих инцидентов.

Проектируемая база знаний позволит осуществить автоматизацию процесса закупочной деятельности органа муниципального управления.

Литература:

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (в ред. от 30.04.2021) — СПС «Консультант плюс», [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624
  2. ГОСТ Р 43.0.12–2018 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Базы знаний в технической деятельности от 01.04.2019 — «Электронный Фонд» http://docs.cntd.ru/document/1200161015
  3. Белоус С. В. Управление инцидентами и мониторинг ИТ-инфраструктуры, [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.itsmportal.com.ua/art002.html Service Desk (дата обращения 07.11.2020)
  4. Богданов В. В. Формирование базы знаний на основе баз данных технологического назначения // Известия высших учебных заведений. Приборостроение, № 2, 2018, с. 21–27
  5. Ханнанова Т. Р. Нововведения в процессе контроля закупочной деятельности // Право — № 2–2021 — с. 38–40
Основные термины (генерируются автоматически): закупочная деятельность, закупка, Контрактная система, работа, услуга, выполнение работ, муниципальное образование, муниципальное управление, оказание услуг, недобросовестный поставщик.


Похожие статьи

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе.

Развитие правового регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок

В статье рассматривается правовое регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок, история зарождения современной процедуры закупок.

Эффективность государственного и муниципального управления в России

В работе рассматривается определение понятия эффективность управления, рассмотрены некоторые концептуальные модели, подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Гражданско-правовое регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд

В статье автор исследует институт договора поставки, нацеленный на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также основные векторы его развития.

Разработка стандартов трансфертного ценообразования в системе управленческого учета, с целью обеспечения информацией субъектов и объектов внутрифирменного менеджмента в период перехода на МСФО

В статье рассмотрены вопросы необходимости детализации информации управленческого учета, в частности, показателей трансфертного ценообразования в период перехода на МСФО.

Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций

Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.

Мировой опыт системы государственного заказа

В статье рассмотрены контрактные системы развитых стран мира с позиции применения способов определения поставщиков. Автором проведен анализ используемых способов размещения заказа в странах мирового сообщества для государственных закупок товаров, раб...

Оценка эффективности организационной структуры торгового предприятия

В работе рассматриваются методы оценки эффективности управления процессами организационных изменений на предприятии, определяются модели структурной эффективности, обосновывается методика формирования интегральных показателей эффективности, их особен...

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Похожие статьи

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе.

Развитие правового регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок

В статье рассматривается правовое регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок, история зарождения современной процедуры закупок.

Эффективность государственного и муниципального управления в России

В работе рассматривается определение понятия эффективность управления, рассмотрены некоторые концептуальные модели, подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Гражданско-правовое регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд

В статье автор исследует институт договора поставки, нацеленный на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также основные векторы его развития.

Разработка стандартов трансфертного ценообразования в системе управленческого учета, с целью обеспечения информацией субъектов и объектов внутрифирменного менеджмента в период перехода на МСФО

В статье рассмотрены вопросы необходимости детализации информации управленческого учета, в частности, показателей трансфертного ценообразования в период перехода на МСФО.

Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций

Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.

Мировой опыт системы государственного заказа

В статье рассмотрены контрактные системы развитых стран мира с позиции применения способов определения поставщиков. Автором проведен анализ используемых способов размещения заказа в странах мирового сообщества для государственных закупок товаров, раб...

Оценка эффективности организационной структуры торгового предприятия

В работе рассматриваются методы оценки эффективности управления процессами организационных изменений на предприятии, определяются модели структурной эффективности, обосновывается методика формирования интегральных показателей эффективности, их особен...

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Задать вопрос