В статье рассматриваются основные «современные» навыки педагога-наставника. Отмечается важность не только профессиональных компетенций, но и умения работать с людьми, эмоционального интеллекта, адаптивности и других «надпрофессиональных» навыков.
Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, навыки наставника, гибкие навыки, soft skills.
Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. В общем случае наставник — это лицо, существенно превосходящее сопровождаемого в следующих отношениях: — у наставника отсутствует образовательный дефицит, существующий у сопровождаемого; — у наставника есть личный опыт преодоления образовательного дефицита (на собственном примере или в процессе практического обучения при работе с другими сопровождаемыми); — личный опыт отрефлексирован наставником и может использоваться им в работе с сопровождаемым и (или) для передачи сопровождаемому.
Существует много списков навыков, которыми должен обладать педагог-наставник. В современной управленческой теории навыки принято разделять на «мягкие» («гибкие») и «жесткие» (hard skills и soft skills). Под жесткими навыками понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми.
Педагог — это, в первую очередь, профессия коммуникативная, требующая большой самоотдачи и способностей корректно, грамотно и эффективно вести диалог со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому, чтобы как можно более полно реализовать свой квалификационный потенциал, педагогу требуется гибко реагировать на возникающие изменения образовательной ситуации, и за очень короткие сроки адаптироваться к возникшим условиям. Поэтому основополагающими при формировании профессиональных компетенций, становятся soft skills — мягкие или гибкие навыки, помогающие молодому специалисту решать жизненные задачи и выстраивать оптимальную коммуникацию.
Рассмотрим основные «гибкие» навыки, которыми сегодня должен обладать каждый педагог.
1. Коммуникативные навыки. Включают в себя следующее:
— способность ясно выражать свои мысли;
— активное слушание (умение внимательно слушать, задавать вопросы, умение актуализировать вопросы и отвечать на них);
— самопрезентация;
— установление контакта и организация диалога с разными людьми;
— владение разными педагогическими стилями (для наставничества в образовательных организациях).
2. Социальные навыки. Включают целый комплекс гибких навыков, необходимых наставнику для корректных действий и принятия решений в VUCA-мире.
Наставнику необходимо обладать развитым эмоциональным интеллектом, то есть способностью сопереживать, понимать и реагировать на чувства другого человека. Эта компетенция позволяет контролировать и управлять огромным ресурсом таким, как эмоциональные реакции. Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции другого человека помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели.
Не менее важно наставнику уметь управлять конфликтами и работать в команде , оперативно реагировать и использовать тактики, направленные на поиск оптимального решения, удовлетворяющего решение всех сторон конфликта. Также сюда можно отнести умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.
Адаптивность к изменяющимся условиям. Предполагает умение гибко переключаться между ролями — не «застревать» в профессиональных деформациях, статусах, моделях поведения и т. п. Поэтому способность адаптации к новым условиям является необходимой для существования познавательных и самообразовательных способностей педагога. Показателем уровня адаптивных способностей, как правило, является информированность о тенденциях развития, инновациях в системе образования и готовность к быстрой перестройке своей деятельности в соответствии с новыми требованиями.
Умение мыслить и действовать экологично — это навык относиться к событиям и выражать свое мнение без вреда для себя и окружающих. Экологичное мышление объединяет эмоциональную устойчивость и позитивный настрой. Следствием этого становится бережное отношение к людям и своему делу. Банальный пример, где понадобится навык мыслить и действовать экологично, — конфликт. В учительской среде это могут быть разногласия с коллегами, администрацией школы или родителями учеников. Выражая свое недовольство в корректной форме, желая прийти к консенсусу, педагог подает пример своим подопечным, как вести себя в ситуации конфликта.
3. Self-skills. Это навыки, направленные на понимание себя, на самодиагностику. Включают в себя 3 навыка:
— Самоопределение — навык, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, то он сможет реализоваться и помочь другим в реализации профессиональных и личностных возможностей.
— Самообразование — это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы. Для наставника важно проявлять заинтересованность в повышении качества своей деятельности и стремиться к изучению различных образовательных ресурсов и практик. Те, кто не учатся — не способны учить других. Непрерывное обучение может достигаться как формальными методами — получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации — так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из жизни. Конечно же, нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или ученые, крупные специалисты в своем предмете. Такие курсы отличаются высокой практико-ориентированностью, а предлагаемые «готовые решения» позволяют экономя время и силы педагога быстро и массово внедрять новые образовательные продукты, современное оборудование и средства обучения для решения стоящих перед системой образования задач.
— Самоорганизация — подразумевает умение наставника управлять своим временем. Современные педагоги должны всегда быть готовы к изменениям своей профессиональной деятельности и к модернизации учебного процесса. Поэтому возрастает роль такого качественного состояния личности педагога как организованность. Высокая организованность педагога связана с самоорганизацией и самоуправлением, представляет собой уровень развития организаторских способностей, отвечающий современным требованиям. Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме — явление, наблюдаемое во всем мире. Сегодня перед каждым педагогом стоит вопрос: как организовать свое время и время тех, кого он учит. Самоорганизация также включает самомотивацию, саморефлексию, умение устанавливать личные границы.
4. Управленческие и исследовательские навыки. Не менее важны для наставника следующие навыки:
— способность к анализу и предложению решений, то есть умение выявить причины тех или иных результатов и рассмотреть альтернативные варианты решения;
— организаторские способности — умение объединять людей
— для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия;
— инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому — важные качества организатора;
— креативность, способность решать нестандартные задачи. Самый эффективный инструмент, который может использовать педагог — это творчество. Педагог обязан быть креативным. Однако при огромном количестве имеющихся возможностей для творческой реализации, часто наблюдается то, что можно назвать «апатией творчества». Это может случиться с каждым, но обычно быстро проходит. Креативность педагога может проявляться в выборе стратегии обучения, форм подачи учебного материала, методов и средств обучения и воспитания. То, что педагоги имеют высокие ограничения по учебным программам, поурочному планированию и т. п. не значит, что педагоги не могут по-прежнему получать удовольствие от творчества.
Мы рассмотрели только некоторые из множества навыков, которые нужны как молодому, так и опытному педагогу. Их развитие и тонкая шлифовка могут помочь педагогам всегда оставаться на переднем крае в своей области и обеспечат успешный опыт работы в команде. Без вышеперечисленных навыков будет трудно поддерживать длительные наставнические отношения и избежать эмоционального выгорания.
Литература:
1. Какие soft-skills необходимы наставнику? URL: https://xn--74–6kcak0botd1bl.xn--p1ai/tpost/um40ttkpu1-kakie-soft-skills-neobhodimi-nastavniku
2. Ассоциация участников рынка арт-индустрии. 9 «актуальных навыков» для молодого специалиста и опытного педагога. URL: https://industryart.ru/9-aktualnyx-navykov-dlya-molodogo-specialista-i-opytnogo-pedagoga/
- Бычкова Н. Г. Модель наставника от «Института будущего»: 10 контекстных (soft skills) навыков. URL: https://infourok.ru/statya-model-nastavnika-ot-instituta-budushego-10-kontekstnyh-soft-skills-navykov-5326546.html
- «Soft skills — развитие универсальных компетенций молодого педагога в процессе реализации проекта» URL: https://ds211.srt.prosadiki.ru/media/2022/03/27/1295005706/Soft_skills_tekst.pdf