Импорт является важным звеном в функционировании экономики любой страны. По структуре, динамики роста или снижения импортных операций можно судить о состоянии национальной экономики. Импортная политика государства должна проводится так, чтобы не ущемлять отечественных производителей, но в тоже время создавать конкурентную среду для них.
Ключевые слова: импортные операции, импорт, товарооборот, внешнеэкономическая деятельность.
В настоящее время всё большее количество компаний ведут внешнеэкономическую деятельность. Товарооборот Российской Федерации за 2021 год составил $784.4 млрд (из них экспорт — $491.2 млрд, импорт — $293.1 млрд), увеличившись по сравнению с 2020 года на 38.1 % [3]. Несмотря на то, что сальдо торгового баланса в Российской Федерации положительное за 2021 год, роль импорта занимает значимую роль в экономике страны.
Импорт — это процедура ввоза в страну иностранных товаров, услуг, технологий или капитала для реализации и применения на внутреннем рынке [4]. Важно отметить, что импортные товары считаются в обороте на внутреннем рынке и будут использоваться для своих целей самим импортером или для дальнейшей продажи. Импорт можно разделить на несколько категорий. К первой категории относится ввоз товаров народного потребления и промышленной продукции. К второй категории относится ввоз сырья и услуг. К сырью относится продукция, которая необходима для переработки и для изготовления последующей продукции.
Особое внимание на импортную деятельность компаний началось с 2014 года. Это внимание обусловлено государственной политикой импортозамещения в Российской Федерации. В 2015 г. импорт снизился в 1,5 раза на фоне введения санкций и ответных мер России. Покупка продукции у зарубежных покупателей была сведена к минимальным показателям за всю историю Российской Федерации. Однако начиная с 2017 г. импорт начал увеличиваться. Резкий рост российского импорта России обусловлен низкой базой кризисного 2020 года, также высокой инфляций, зафиксированной в 2021 г. Однако в 2020 г. объёмы импорта начали снижаться, на что повлияла пандемия коронавируса. В мире были введены ограничительные меры, ударившие по деловой и производственной активности большинства стран.
Для оценки эффективности импортной политики Российской Федерации важно изучить структуру импорта.
Рассмотрим основные импортируемые товары:
– 31 % — Машины, оборудование и аппаратура. Страны импортёры: Китай (41 %), Германия (10 %), Италия (5 %).
– 12 % — Продукция химической промышленности. Страны импортёры: Германия (15 %), Китай (12 %), Франция (8 %).
– 11 % — Транспорт. Страны импортёры: Южная Корея (19 %), Китай (14 %), Германия (13 %).
– 7 % — Металлы и изделия из них. Страны импортёры: Китай (27 %), Казахстан (12 %), Германия (8 %).
– 6 % — Пластмассы, каучук и резина. Страны импортёры: Китай (22 %), Германия (13 %), Белоруссия (6 %).
Оценивая структуру импортируемых товаров РФ, можно сделать вывод, что импортируется в основном высокотехнологичная продукция. Это связано с тем, что Российские производители нуждаются в иностранных технологиях и оборудовании, которые не производятся в стране, или уступают по цене и качеству иностранным товарам.
КНР является главным импортёром для Российской Федерации. На импортную торговлю с Китаем приходится около 25 %. С каждым годом роль КНР увеличивается в внешнеэкономической деятельности нашей страны. Можно сделать вывод, что российская экономика зависит от китайских производителей. Это является опасной ситуацией для страны, потому что в случае политической или экономической нестабильности Китая, ситуация в российской экономике тоже станет нестабильной.
В настоящее время торговля с Китаем развивается активно. Самой главной сложностью для импортной деятельности является логистика. Существует несколько вариантов логистики из Китайской Народной Республики в Российскую Федерацию. Первым и самым популярным является мультимодальная перевозка, которая включает в себя морской, железнодорожный и автомобильный вид транспорта. Этот вариант является самым дешёвым из-за низкой стоимости морского фрахта. Вторым вариантом является железнодорожная перевозка. Этот вариант является дорогим и долгим из-за разных технических условий рельс. Третий вариант, автомобильный, подходит для небольших поставок. Также сложностью является прохождение таможенного оформления. Однако за последние 2 года импортные операции из Китая стало проводить намного легче и дешевле. Это связано с появлением транспортных компаний, которые ведут перевозку и таможенное декларирование товара.
В 2022 году импорт товаров из Китая начинает снижаться. Это связано с тем, что главные технологические компании Китая отказываются от ведения бизнеса в России под давлением американских санкций. В число крупнейших китайских производителей, которые ограничили экспорт в Россию, входят Lenovo и Xiaomi. В целом, общий объем импорта из Китая к маю 2022 сократился на 35 %, в денежном выражении это составило на 1,3 млрд долларов. При этом поставки микропроцессоров и воздушных насосов возросли. После масштабного падения российского авторынка внимание автодилеров обращено на китайский авторынок. Сейчас доля машин китайских марок в России составляет 1,7 % от общего количества, однако продажи китайских автомобилей начали стремительно расти. Есть вероятность, что китайские автомобили частично снимут ажиотаж российских покупателей в приобретении новых автомобилей.
Текущая ситуация в мировой экономике ставит перед Российской Федерацией две основные задачи. Первая задача — повысить роль импорта в возрождении и модернизации экономики, ослабив ее потребительскую направленность. Вторая задача — обеспечить внутренний рынок страны продукцией, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве.
Также мировые экономисты предупреждают об угрозе импорта для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Из-за опережающего роста доходов населения происходит все резкий сдвиг потребительских запросов в сторону импортных товаров. Но опережающий рост импорта вряд ли приведет к возникновению торгового дефицита в условиях высоких мировых цен на нефть и благоприятной конъюнктуры мировых рынков.
Также экономисты предлагают усилить политику импортозамещения в России. Однако такая политика имеет как свои преимущества, так и недостатки. Сырье и энергоресурсы экспортируются, благодаря чему происходит формирование средств для импорта продовольственной продукции и недорогих товаров потребления. Наблюдается вытеснение с рыночной отрасли продукции отечественных производителей, некоторые вынуждены прекращать выпуск товаров.
В текущей ситуации Российская Федерация не готова к полному импортозамещению, стратегическая конкурентоспособность экономики является нестабильной и критичной. В данный момент страна занимает на мировом рынке негативное положение, учитывая которое, нельзя сказать, что получится достичь высоких производственных объемов.
Требуется перейти к использованию инновационной модели экономического развития, а на это, как считают аналитики, уйдет порядка двадцати лет. Таким образом, сегодня в товарной структуре отечественного импорта должны присутствовать различные способы развития. Необходимо увеличить импорт именно технологическим оборудованием и приобретений стратегически важных патентов для внутреннего рынка. Товарам, выпущенным с использованием этих технологий, необходимо обеспечить хорошие условия использования и развития на внутреннем рынке.
Литература:
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
- Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
- Николаева И. П. Мировая экономика — М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2014. — 358 с.