Текущее состояние и перспективы развития импорта в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.10.2022

Статья просмотрена: 460 раз

Библиографическое описание:

Лавриненко, И. С. Текущее состояние и перспективы развития импорта в России / И. С. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95739/ (дата обращения: 16.11.2024).



Импорт является важным звеном в функционировании экономики любой страны. По структуре, динамики роста или снижения импортных операций можно судить о состоянии национальной экономики. Импортная политика государства должна проводится так, чтобы не ущемлять отечественных производителей, но в тоже время создавать конкурентную среду для них.

Ключевые слова: импортные операции, импорт, товарооборот, внешнеэкономическая деятельность.

В настоящее время всё большее количество компаний ведут внешнеэкономическую деятельность. Товарооборот Российской Федерации за 2021 год составил $784.4 млрд (из них экспорт — $491.2 млрд, импорт — $293.1 млрд), увеличившись по сравнению с 2020 года на 38.1 % [3]. Несмотря на то, что сальдо торгового баланса в Российской Федерации положительное за 2021 год, роль импорта занимает значимую роль в экономике страны.

Импорт — это процедура ввоза в страну иностранных товаров, услуг, технологий или капитала для реализации и применения на внутреннем рынке [4]. Важно отметить, что импортные товары считаются в обороте на внутреннем рынке и будут использоваться для своих целей самим импортером или для дальнейшей продажи. Импорт можно разделить на несколько категорий. К первой категории относится ввоз товаров народного потребления и промышленной продукции. К второй категории относится ввоз сырья и услуг. К сырью относится продукция, которая необходима для переработки и для изготовления последующей продукции.

Особое внимание на импортную деятельность компаний началось с 2014 года. Это внимание обусловлено государственной политикой импортозамещения в Российской Федерации. В 2015 г. импорт снизился в 1,5 раза на фоне введения санкций и ответных мер России. Покупка продукции у зарубежных покупателей была сведена к минимальным показателям за всю историю Российской Федерации. Однако начиная с 2017 г. импорт начал увеличиваться. Резкий рост российского импорта России обусловлен низкой базой кризисного 2020 года, также высокой инфляций, зафиксированной в 2021 г. Однако в 2020 г. объёмы импорта начали снижаться, на что повлияла пандемия коронавируса. В мире были введены ограничительные меры, ударившие по деловой и производственной активности большинства стран.

Для оценки эффективности импортной политики Российской Федерации важно изучить структуру импорта.

Рассмотрим основные импортируемые товары:

– 31 % — Машины, оборудование и аппаратура. Страны импортёры: Китай (41 %), Германия (10 %), Италия (5 %).

– 12 % — Продукция химической промышленности. Страны импортёры: Германия (15 %), Китай (12 %), Франция (8 %).

– 11 % — Транспорт. Страны импортёры: Южная Корея (19 %), Китай (14 %), Германия (13 %).

– 7 % — Металлы и изделия из них. Страны импортёры: Китай (27 %), Казахстан (12 %), Германия (8 %).

– 6 % — Пластмассы, каучук и резина. Страны импортёры: Китай (22 %), Германия (13 %), Белоруссия (6 %).

Оценивая структуру импортируемых товаров РФ, можно сделать вывод, что импортируется в основном высокотехнологичная продукция. Это связано с тем, что Российские производители нуждаются в иностранных технологиях и оборудовании, которые не производятся в стране, или уступают по цене и качеству иностранным товарам.

КНР является главным импортёром для Российской Федерации. На импортную торговлю с Китаем приходится около 25 %. С каждым годом роль КНР увеличивается в внешнеэкономической деятельности нашей страны. Можно сделать вывод, что российская экономика зависит от китайских производителей. Это является опасной ситуацией для страны, потому что в случае политической или экономической нестабильности Китая, ситуация в российской экономике тоже станет нестабильной.

В настоящее время торговля с Китаем развивается активно. Самой главной сложностью для импортной деятельности является логистика. Существует несколько вариантов логистики из Китайской Народной Республики в Российскую Федерацию. Первым и самым популярным является мультимодальная перевозка, которая включает в себя морской, железнодорожный и автомобильный вид транспорта. Этот вариант является самым дешёвым из-за низкой стоимости морского фрахта. Вторым вариантом является железнодорожная перевозка. Этот вариант является дорогим и долгим из-за разных технических условий рельс. Третий вариант, автомобильный, подходит для небольших поставок. Также сложностью является прохождение таможенного оформления. Однако за последние 2 года импортные операции из Китая стало проводить намного легче и дешевле. Это связано с появлением транспортных компаний, которые ведут перевозку и таможенное декларирование товара.

В 2022 году импорт товаров из Китая начинает снижаться. Это связано с тем, что главные технологические компании Китая отказываются от ведения бизнеса в России под давлением американских санкций. В число крупнейших китайских производителей, которые ограничили экспорт в Россию, входят Lenovo и Xiaomi. В целом, общий объем импорта из Китая к маю 2022 сократился на 35 %, в денежном выражении это составило на 1,3 млрд долларов. При этом поставки микропроцессоров и воздушных насосов возросли. После масштабного падения российского авторынка внимание автодилеров обращено на китайский авторынок. Сейчас доля машин китайских марок в России составляет 1,7 % от общего количества, однако продажи китайских автомобилей начали стремительно расти. Есть вероятность, что китайские автомобили частично снимут ажиотаж российских покупателей в приобретении новых автомобилей.

Текущая ситуация в мировой экономике ставит перед Российской Федерацией две основные задачи. Первая задача — повысить роль импорта в возрождении и модернизации экономики, ослабив ее потребительскую направленность. Вторая задача — обеспечить внутренний рынок страны продукцией, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве.

Также мировые экономисты предупреждают об угрозе импорта для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Из-за опережающего роста доходов населения происходит все резкий сдвиг потребительских запросов в сторону импортных товаров. Но опережающий рост импорта вряд ли приведет к возникновению торгового дефицита в условиях высоких мировых цен на нефть и благоприятной конъюнктуры мировых рынков.

Также экономисты предлагают усилить политику импортозамещения в России. Однако такая политика имеет как свои преимущества, так и недостатки. Сырье и энергоресурсы экспортируются, благодаря чему происходит формирование средств для импорта продовольственной продукции и недорогих товаров потребления. Наблюдается вытеснение с рыночной отрасли продукции отечественных производителей, некоторые вынуждены прекращать выпуск товаров.

В текущей ситуации Российская Федерация не готова к полному импортозамещению, стратегическая конкурентоспособность экономики является нестабильной и критичной. В данный момент страна занимает на мировом рынке негативное положение, учитывая которое, нельзя сказать, что получится достичь высоких производственных объемов.

Требуется перейти к использованию инновационной модели экономического развития, а на это, как считают аналитики, уйдет порядка двадцати лет. Таким образом, сегодня в товарной структуре отечественного импорта должны присутствовать различные способы развития. Необходимо увеличить импорт именно технологическим оборудованием и приобретений стратегически важных патентов для внутреннего рынка. Товарам, выпущенным с использованием этих технологий, необходимо обеспечить хорошие условия использования и развития на внутреннем рынке.

Литература:

  1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
  3. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
  4. Николаева И. П. Мировая экономика — М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2014. — 358 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Российская Федерация, Россия, внутренний рынок, внешнеэкономическая деятельность, импорт, Германий, роль импорта, российская экономика, текущая ситуация.


Похожие статьи

Анализ ВВП по видам экономической деятельности

Уровень ВВП занимает особое место в экономике любой страны. В современной России этот показатель имеет очень большое значение, так как страна развивается в период применения в отношении нее жестких экономических санкций, что не может не оказать влиян...

Государственные инвестиции как механизм осуществления макроэкономической политики

Проведение грамотной инвестиционной политики является необходимой предпосылкой устойчивого экономического роста. При этом в современных условиях, когда частные внутренние и иностранные инвестиции в Российскую Федерацию существенно сократились по геоп...

Ценовая политика предприятия

Ценовая политика является самым важным механизмом, который обеспечивает многие приоритеты экономического развития предприятия. Она существенно воздействует на объем операционной деятельности предприятия, формирование его имиджа и на уровень финансово...

Особенности внешнеторговой деятельности в России

В статье рассматриваются особенности внешней политики России и ее сущность внешнеторговой деятельности государства. Так же анализируются причины замедления темпов роста внешней торговли России.

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Особенности учёта импортных операций

В условиях сложной экономической ситуации на внутреннем рынке импорт товаров приобретает существенное значение. При современном уровне развития международных экономических отношений учёт и анализ импортных операций широко изучается в мировой практике...

Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке

В данной статье осуществлен комплексный анализ правовых основ государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке. В современных реалиях предпринимательство представляет собой очень ответственный вид д...

Разработка методологических подходов по повышению экспортной ориентации страны с учетом транспортных расходов

В статье анализируются вопросы международной торговли и логистических систем. Целью исследования является создание рейтинговой системы для оценки уровня привлекательности экспортоориентированной страны, вовлеченной в промышленное производство.

Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения

Китайский экспорт основывается на торговле готовой промышленной продукцией, в которой значительный удельный вес приходится на обрабатывающую отрасль. Высокая степень зависимости экономики от внешней торговли, разногласия в торговле, антидемпинговые м...

Похожие статьи

Анализ ВВП по видам экономической деятельности

Уровень ВВП занимает особое место в экономике любой страны. В современной России этот показатель имеет очень большое значение, так как страна развивается в период применения в отношении нее жестких экономических санкций, что не может не оказать влиян...

Государственные инвестиции как механизм осуществления макроэкономической политики

Проведение грамотной инвестиционной политики является необходимой предпосылкой устойчивого экономического роста. При этом в современных условиях, когда частные внутренние и иностранные инвестиции в Российскую Федерацию существенно сократились по геоп...

Ценовая политика предприятия

Ценовая политика является самым важным механизмом, который обеспечивает многие приоритеты экономического развития предприятия. Она существенно воздействует на объем операционной деятельности предприятия, формирование его имиджа и на уровень финансово...

Особенности внешнеторговой деятельности в России

В статье рассматриваются особенности внешней политики России и ее сущность внешнеторговой деятельности государства. Так же анализируются причины замедления темпов роста внешней торговли России.

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Особенности учёта импортных операций

В условиях сложной экономической ситуации на внутреннем рынке импорт товаров приобретает существенное значение. При современном уровне развития международных экономических отношений учёт и анализ импортных операций широко изучается в мировой практике...

Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке

В данной статье осуществлен комплексный анализ правовых основ государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке. В современных реалиях предпринимательство представляет собой очень ответственный вид д...

Разработка методологических подходов по повышению экспортной ориентации страны с учетом транспортных расходов

В статье анализируются вопросы международной торговли и логистических систем. Целью исследования является создание рейтинговой системы для оценки уровня привлекательности экспортоориентированной страны, вовлеченной в промышленное производство.

Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения

Китайский экспорт основывается на торговле готовой промышленной продукцией, в которой значительный удельный вес приходится на обрабатывающую отрасль. Высокая степень зависимости экономики от внешней торговли, разногласия в торговле, антидемпинговые м...

Задать вопрос