Понятие и научные предпосылки криминалистического исследования письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Шарифова, И. Э. Понятие и научные предпосылки криминалистического исследования письма / И. Э. Шарифова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95681/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная статья направлена на изучение подходов к определению понятия письма и установления научных предпосылок криминалистического исследования письма. Анализ обстоятельств и причин, способствующих изменению почерка.

Ключевые слова: криминалистическое исследование письма, письмо, криминалистическая техника, почерк.

This article is aimed at studying approaches to the definition of the concept of writing and the establishment of scientific prerequisites for the forensic study of writing. Analysis of the circumstances and reasons contributing to the change of handwriting.

Keywords: forensic examination of writing, writing, forensic technique, handwriting.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эффективность борьбы с преступностью в большинстве случаев опосредована своевременностью и качеством получения доказательственной информации в ходе расследования по уголовным делам. Важнейшим условием работы органов расследования выступает совершенствование уровня технологии, введение достижений науки, а также способ обнаружения, фиксации, изъятии и исследования следов, которые остались при совершении преступления. [1, с.126].

Одним из объектов почерковедческого исследования выступает письмо. Вместе с тем, письмо появилось и складывалось в качестве средства передачи пишущим информации иным людям. Зачастую, авторы информации, которая содержится в письменных текстах, закрепляют их не только для личных нужд, но и в целях изучения ее лицами. Даже в случае закрепления личных нужд, автор текста стремиться указать конкретную информацию, которая понадобиться ему в дальнейшем. К примеру, осуществляя запись о произведенных им собственных расходов, человек стремиться закрепить данные об личных затратах, дать оценку их обоснованности.

На основании вышесказанного можно говорить о том, что письмо представляет собой способ закрепления, сохранения и передача лицом сведений преднамеренно сформированных графических знаков. [5, с.141].

Белкин Р. С. рассматривает письмо как мысль человека, которая зафиксирована с использованием графических знаков и правил их сочетания. В них выделяются смысловая и графическая сторона. Определение смысловой стороны включает в себя содержание, стиль и манеру преподнесения, лексику и иные свойства. В свою очередь, графической стороной охватывается почерк, которая представляет собой механизм подготовленных движений, содействующая воспроизведению изображения слов, цифр, букв и знаков. В процессе исследования письма обе стороны рассматривают в единстве и взаимосвязи. [4, с.285].

По мнению, Зеленского В. Д. письмо является средством закрепления мыслей человека благодаря специально установленным условным знакам. Специально установленные системы знаков письма помогают выражать определенное содержание, помогают установить общения людей и почерпнуть новую информацию. Указанные знаки отчетливо различаются в почерке людей. [3, с.187].

Сысоева Л. А. считает, что значительный вес начали занимать преступления с корыстной целью. К примеру, мошенничество в целях хищения имущества и денежных средств предприятий. Действительно, более 98 % почерковедческих экспертиз проводятся в ходе расследования преступлений, совершенных в сфере экономики [1, с.127].

Следует отметить, что фундаментом создания почерка являются навыки. В ходе обучения письму люди выполняют штрихи буквы обособленно, осмысляя любое расчлененное ими действиями, не включая при этом единовременно содержание написанного и иные элементы, составляющие совокупное понятие письма. В случае отсутствия у лица навыков письма процесс представляется ему сложным и длительным, возникает необходимость в больших усилиях, движения руки пишущего замедленны.

В итоге комплексных упражнений у пишущего формируются конкретные навыки, образуется система развитых упражнений, дающая возможность писать быстро. В последующем у человека вырабатывается динамический стереотип и акцентируется лишь смысловая сторона письма, а сам почерк переносится в сознательно не управляемого действия, т.е в автоматизм движений. Следовательно, почерк становится устойчивым. [4, с.285].

К числу признаков, характеризующих почерк как систему движений можно отнести:

– Определенность почерка (уровень владения техникой письма).

– Размер букв (определяют по ширине и высоте букв)

– Наклон букв.

– Связность

– Разгон.

– Сложность почерка и т. д. [4, с.286]

Представляется, что с момента возникновения автоматизма, пишущий человек приобретает вероятность сконцентрировать сосредоточение не на процессе написания определенных знаков, а на изложение мыслей, способствующих возникновению устойчивости, которые достаточно трудно изменить без приложения значительных усилий. [5, с.143].

Важно отметить, что на формировании почерка влияют обстоятельства субъективного и объективного характера. Важную роль при этом отводится обстоятельствам, имеющим субъективным характер (например, анатомического строение лица, который пишет строение рук, глаз, проблема со зрением, особенности нервной системы и т. д.). К числу объективных обстоятельств можно отнести посадку, позу, состояние в котором находился пишущий (например, опьянения, болезнь) и условия письма (например, отсутствие освещенности в помещения способна привести к возникновению не сложного по строению почерка). Данные обстоятельства напрямую оказывают влияние на формирования у человека индивидуального почерка.

Кроме того, возможны изменения в почерке у лица в силу разных причин. К их числу можно отнести:

– старость

– состояние, в котором находился пишущий (опьянения, болезни). [3, с.189].

В почерковедческой экспертизе важное место отводится исследованию рукописных текстов, которые были выполнены в измененных условиях (позы пишущего). В целях благополучного решения вопроса о том, что был ли исследуемый текст написан в измененных условиях и в каких ориентировочно проводился, следует выявить индивидуальные признаки.

Так, Бондаренко П. В. провел эксперимент для того, чтобы определить, каким образом оказывает влияние поза человека на написание текста. Указанный эксперимент состоит в написании рукописного текста за столом с наклоном вперед и в непривычной позе — за столом, прислонившись на спинку стула, с вытянутой рукой. По итогу данного исследования удалось установить конкретные различия по признакам в рукописных текстах, которые были осуществлены в этих условиях. Отметим, что управление движениями и темп меняется в сторону понижения не сильно, полагая, что в необычной позе текст пишется без предварительной подготовки. Вместе с тем, вышеуказанные изменения в хорошо проработанных почерках не возникают. [2, с.127].

Проводя анализ частных признаков почерка, важных изменений выявлено не было. Однако, следует учитывать, что текст, написанный от руки, осуществлялся без предварительной подготовки и пишущему лицу цель не давалась, т. е. попробовать изменить свой почерк. Таким образом, условия в которых человек пишет текст от руки во многом влияют на почерк и возникают определенные признаки, помогающих их различить.

Представляется, что настоящее время получение сопоставимых образцов почерка достаточно затруднено и возникают проблемы. В связи с чем возникает необходимость последующего улучшения и развития методик почерковедческой экспертизы и исследования с использованием сравнения рукописей, которые сделаны преобразованным почерком.

Важно иметь ввиду, что трудности, которые возникли в процессе исследовании письма, выполненного разнообразным почерком, следует разрешать благодаря технологиям с использованием вычислительной техники и созданием программного обеспечения, позволяющего оперативно раскрывать преступления, что в дальнейшем способствует снижению риска привлечения к ответственности невиновных лиц.

Литература:

  1. Чернушенко Наталья Викторовна Криминалистическое исследование рукописных текстов: проблемы теории и практики // Информационная безопасность регионов. 2010. № 2.
  2. Бондаренко П. В. Исследование нажимных характеристик неподлинных подписей: методические рекомендации. — Саратов: СЮИ МВД России, 2007. — ISBN 5–7485–0398–0.
  3. Криминалистика: учебник / под ред. д.ю.н., профессора В. Д. Зеленского и д. ю.н., профессора Г. М. Меретукова–СПб, Издательство «Юридический центр»,2015–704с.
  4. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 990 с.
  5. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011. — 768 с.
Основные термины (генерируются автоматически): письмо, почерк, знак, предварительная подготовка, текст.


Ключевые слова

письмо, криминалистическая техника, почерк, криминалистическое исследование письма

Похожие статьи

Проблема почерка в современной школе | Статья в журнале...

Проблема почерка в современной школе / А. С. Сахно, В. А. Каплан, М. Е. Гориш [и др.].

Ключевые слова: письмо, письменная речь, почерк, качество письма, каллиграфия

Похожие статьи. Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Современное определение каллиграфии — это «искусство оформления знаков в гармоничной...

Стадии почерковедческой судебной экспертизы | Статья в журнале...

...судебной экспертизы; объект исследования — сам документ с текстом; образец почерка лица — исполнителя.

Сначала сравниваются признаки письма, затем общие и частные признаки почерка. Сравнение знаков происходит на столах развития с обязательным сравнением спорной

применения технических средств и предварительной технической подготовки при...

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской...

Библиографическое описание: Карпенко, М. Б. Методика подготовки младших школьников к

Нами была проведена предварительная работа с 4 классом по подготовке к

1. Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные

таких тем, как безударная гласная в корне слова, удвоенная согласная, мягкий знак на конце слова после шипящих и др.

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Библиографическое описание: Прокина, Л. П. Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму

Весь текст превращали в подлинное художественное произведение.

этап письма, буква, современный русский алфавит, знак, письмо, звуковой состав

Слово «шрифт» (schrift) — от немецкого означает — письмо, начертание букв.

Система поэтапного обучения чтению и письму первоклассников

У ребёнка сначала должно сформироваться понятие о том, какой смысл несёт графический знак, и лишь после того, как ребёнок научится читать, он сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить из букв и записать. Только после этого его можно учить писать.

Маленькие приёмы большого успеха при формировании...

Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием грамотного письма?” C чего же следует начать? Прежде всего, нужно научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.

Психофизиологические основы процесса письма младшего...

Первым этапом самого процесса письма является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию.

Третьим и последним этапом в процессе письма является превращение подлежащих написанию оптических знаков — букв — в нужные графические начертания.

Основные правила осмотра документов, подлежащих...

Именно в этом действии состоит подготовка материалов и образцов рукописного текста при

‒ в каком стиле выполнен текст документа: с подражанием печатного шрифта, с возможным

Белявский В. Л., Ищенко П. П. Получение розыскной информации в ходе предварительного

Кошманов М. Н., Шнайлер А.А, Котманов П. М. Признаки почерка. — Саратов, 1997.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

– выделение первого звука из слова (ребёнок должен назвать какой первый звук в словах: аист, утка, озеро, ива, крот, трава и т. д.) – выделение последнего звука из слова (ребёнок должен назвать последние звуки в словах: сок, суп, ком, заяц, стул, кино, зима и т. д.)

Похожие статьи

Проблема почерка в современной школе | Статья в журнале...

Проблема почерка в современной школе / А. С. Сахно, В. А. Каплан, М. Е. Гориш [и др.].

Ключевые слова: письмо, письменная речь, почерк, качество письма, каллиграфия

Похожие статьи. Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Современное определение каллиграфии — это «искусство оформления знаков в гармоничной...

Стадии почерковедческой судебной экспертизы | Статья в журнале...

...судебной экспертизы; объект исследования — сам документ с текстом; образец почерка лица — исполнителя.

Сначала сравниваются признаки письма, затем общие и частные признаки почерка. Сравнение знаков происходит на столах развития с обязательным сравнением спорной

применения технических средств и предварительной технической подготовки при...

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской...

Библиографическое описание: Карпенко, М. Б. Методика подготовки младших школьников к

Нами была проведена предварительная работа с 4 классом по подготовке к

1. Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные

таких тем, как безударная гласная в корне слова, удвоенная согласная, мягкий знак на конце слова после шипящих и др.

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Библиографическое описание: Прокина, Л. П. Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму

Весь текст превращали в подлинное художественное произведение.

этап письма, буква, современный русский алфавит, знак, письмо, звуковой состав

Слово «шрифт» (schrift) — от немецкого означает — письмо, начертание букв.

Система поэтапного обучения чтению и письму первоклассников

У ребёнка сначала должно сформироваться понятие о том, какой смысл несёт графический знак, и лишь после того, как ребёнок научится читать, он сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить из букв и записать. Только после этого его можно учить писать.

Маленькие приёмы большого успеха при формировании...

Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием грамотного письма?” C чего же следует начать? Прежде всего, нужно научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.

Психофизиологические основы процесса письма младшего...

Первым этапом самого процесса письма является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию.

Третьим и последним этапом в процессе письма является превращение подлежащих написанию оптических знаков — букв — в нужные графические начертания.

Основные правила осмотра документов, подлежащих...

Именно в этом действии состоит подготовка материалов и образцов рукописного текста при

‒ в каком стиле выполнен текст документа: с подражанием печатного шрифта, с возможным

Белявский В. Л., Ищенко П. П. Получение розыскной информации в ходе предварительного

Кошманов М. Н., Шнайлер А.А, Котманов П. М. Признаки почерка. — Саратов, 1997.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

– выделение первого звука из слова (ребёнок должен назвать какой первый звук в словах: аист, утка, озеро, ива, крот, трава и т. д.) – выделение последнего звука из слова (ребёнок должен назвать последние звуки в словах: сок, суп, ком, заяц, стул, кино, зима и т. д.)

Задать вопрос