Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 22.01.2018

Статья просмотрена: 2524 раза

Библиографическое описание:

Прокина, Л. П. Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 105-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13654/ (дата обращения: 20.04.2024).



В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматривается методика обучения первоначальному письму младшего школьника, которую можно использовать как на занятии МДК «Русский язык с методикой преподавания», так и на уроках в начальных классах. Кроме того, в статье описываются методические приёмы работы по данной технологии, приводятся фрагменты практического занятия по МДК «Русский язык с методикой преподавания» для студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: каллиграфия, каллиграфические навыки, принципы обучения первоначальному письму, поэлементно-целостный метод обучения письму, зрительные и двигательные элементы букв.

Разговор об искусстве каллиграфии представляется современным и полезным как для студентов, так и для преподавателей. Ведь плохие почерки сейчас не просто бедствие для преподавателей, но и свидетельство отсутствия графической культуры, уважения к адресату и к самому родному языку. Каллиграфия же в конечном счёте — это упражнение и для руки, и для души, начало культуры графической и нравственной.

Студенты, будущие учителя начальных классов, должны приложить все силы, чтобы обучение письму младших школьников стало частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления личности, когда формируются такие положительные черты, как аккуратность, целеустремлённость, внимательность, чувство гармонии. Важно помочь ребёнку научиться созидать, подходя ко всему творчески.

Опыт показывает, что, выходя на практику, студенты сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с разрешением следующих характерных вопросов:

‒ как лучше объяснить младшим школьникам написание букв;

‒ как совершенствовать каллиграфический навык на уроках русского языка в начальной школе;

‒ как использовать занимательный материал при обучении первоначальному письму.

Предлагаемые методические рекомендации написаны в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и должны облегчить первые шаги начинающего учителя, помочь ему избежать часто допускаемых ошибок.

Что такое каллиграфия, когда она появилась и почему?

В переводе с греческого «каллиграфия» означает «умение писать красиво». Искусство это очень древнее. Зародившись в междуречье Тигра и Ефрата, письменность долго и трудно совершенствовалась многими народами и достигла высокого уровня к IV тысячелетию до нашей эры. Учёные предполагают, что уже тогда проводились конкурсы каллиграфов. Почему же люди издавна стремились не просто писать, а делать это красиво? Мир, окружающий древнего человека, был полон тайн, и буквы воспринимались как великое, данное «свыше» чудо. С их помощью появилась возможность передавать на большие расстояния от поколения к поколению жизненно важное, «священное» содержание. Весь текст превращали в подлинное художественное произведение.

Как развивалось искусство красивого письма?

Очень высокого уровня каллиграфия достигла в древнегреческих надписях, где буквы построены с учётом геометрии. В I-II вв. н. э. на основе греческого алфавита завершилось формирование римского капитального письма — латиницы. Классический образец её — надпись на знаменитой колонне Траяна. Текст был сперва написан плоской кистью, затем вырублен в камне.

После падения Рима во вновь образовавшихся государствах развивались свои виды письменности. Готическое письмо, покорившее всю Европу, появилось в середине XI в. Декоративность и плотность этого шрифта затрудняли чтение.

Наравне с архитекторами, живописцами и скульпторами каллиграфы Возрождения прославили свою эпоху выдающимися произведениями и целыми трактатами об искусстве письма. Но первые рукописные учебники появились только в XII в. Они содержали советы по самым разным вопросам мастерства — способы заточки пера, правила написания и множество других сведений, необходимых человеку, рискнувшему постичь тайны красивого письма. Были в ходу и прописи без пояснительного текста — начинающим приходилось рассчитывать на собственную сообразительность.

Автором первого в мире печатного сочинения о каллиграфии был представитель эпохи Возрождения итальянец Людовико Арриги, выпустивший учебник «Маленькая работа». Это подлинный шедевр курсивного письма.

В начале XII столетия во Франции вышел сборник прописей Люка Матро, с восхищением принятый современниками. Лёгкие и стремительные росчерки вдохновенно воспевали красоту удивительного творения человека — буквы алфавита.

В Англии в XVII-XVIII вв. вышло около полусотни альбомов и книг, посвященные каллиграфии. Самая значительная работа — «Универсальный мастер шрифта» Джорджа Бикгема содержит лучшие образцы письма своего времени.

Многие работы русских переписчиков — настоящие шедевры мирового искусства. Наиболее известны «Остромирово евангелие», исполненное дьяконом Григорием, и «Изборник» Святослава, созданный в 1073 году в Киеве. Великолепен пергаментный свиток середины XVII века «Азбука славянского языка и написания скоростью учиться писать …» каллиграфа Илейки. Грациозные буквы, живописные росчерки — всё в них: и широта русской души, и удалая бесшабашность характера. Другой шедевр XVII в. — более чем восьмиметровый свиток «Буквица словенска языка». Лишь в 1710 году Пётр I утвердил так называемый гражданский шрифт, чем уменьшил обособленность России по отношению к письменности Западной Европы.

Каллиграфия царствовала до середины XV века, пока Гутенберг не изобрёл металлические литеры и печатный станок. Умение владеть пером постепенно и надолго утрачивается. Даже самая быстрая рука не могла сравниться по скорости с печатным станком. Вдохновляемые достижениями цивилизации, люди не сразу поняли, что они потеряли. Искусство огромной ценности постепенно вымирало.

В Англии в конце XIX века началось возрождение древнего искусства. Эдвард Джонстон оставил профессию врача и посвятил себя каллиграфии. Постоянно экспериментируя, он заново открыл, что форма и характер букв зависят от инструмента. Джонстон установил, как правильно подготовить птичьи и тростниковые перья, дал рецепты приготовления светостойких чернил.

Одним из самых замечательных каллиграфов XIX — XX вв. был немецкий мастер Рудольф Кох (1876–1936). «Альбом шрифтов» произвёл сенсацию свежестью чувств и идей на новое поколение каллиграфов.

В XX в. в нашей стране и далеко за её пределами славилась работа эстонского мастера Вили Тоотса «Современный шрифт», где многие страницы посвящены технике письма ширококонечным пером.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что каллиграфия, конечно, увлекательное занятие, но совсем не праздное развлечение. Это подлинное искусство. Ведь письмо и чтение должны доставлять эстетическое наслаждение. От учителя начальных классов зависит, каким шрифтом и почерком будут писать первоклассники. Судьба каллиграфии в наших руках.

Проблема обучения первоначальному письму была и остаётся актуальной в современной школе, поэтому ею активно занимаются учителя и методисты. Процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников очень трудный. Он будет успешным, если учитывать психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма, педагогические принципы и методы обучения письму.

Теоретической основой системы обучения письму являются следующие принципы: поэлементного изучения, одновариантного начертания и логической группировки букв.

Принцип поэлементного изучения букв теснейшим образом связан с ведущим общедидактическим принципом развивающего обучения, иллюстрируя конкретный случай его проявления. Реализация поэлементного принципа невозможна без определения чёткой структуры учебного графического материала. Поэтому совокупность письменных букв русского алфавита представлена в виде графической системы, основу которой составляют девять постоянных структурных единиц (элементов букв):

‒ прямая линия;

‒ прямая линия с закруглением вправо;

‒ полуовал;

‒ прямая линия с петлёй;

‒ прямая линия с четвертным овалом;

‒ прямая линия с закруглением с двух сторон;

‒ плавная линия;

‒ овал;

‒ прямая линия с петлёй и закруглением с другой стороны.

Прежде чем приступить к письму новой буквы, ребёнок должен воссоздать её конфигурацию, т. е. сконструировать с помощью элементов — шаблонов или на компьютере. В процессе такой деятельности ученик осмысленно овладевает формой каждого буквенного знака и графической системой в целом. У него формируются приёмы умственной деятельности, которые реализуются вначале на конкретно-действенном, затем наглядно-образном и далее на абстрактно-логическом уровне.

Другим, не менее важным принципом методики обучения первоначальному письму является одновариантное и стабильное начертание письменных букв. Принцип одновариантного начертания букв реализуется в идентичности их формы и последовательности изображения. Так, все буквы, имеющие в своём составе овал, прямую линию с четвертным овалом имеют лишь один вариант начертания, в котором используется приём нижнего повтора.

Формирование графического навыка письма основано на логическом принципе группировки письменных знаков. Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в девять групп по признаку наличия в них общего элемента. Границы между выделенными группами букв подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава.

Указанные принципы на практике реализуются через поэлементно-целостный метод. Суть метода в том, что поэлементное письмо не противоречит безотрывному письму, а, напротив, его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух видов:

1. Зрительные элементы — относительно законченные части буквы, на которые она расчленяется в процессе её зрительного восприятия.

  1. Двигательные элементы — относительно законченные отрезки движения руки плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

Поэлементно-целостный метод реализуется через систему специальных методических приёмов:

  1. Аналитического восприятия.
  2. Практического конструирования письменных букв с помощью элементов-шаблонов.
  3. Копирования (письмо по вспомогательным точечным линиям).
  4. Тактирования и алгоритмизации процесса начертания букв.

В процессе анализа и конструирования буквы ученик вычленяет её поэлементный состав и устанавливает в ней пространственно-количествен-ные соотношения выделенных элементов. Первоначальное копирование двигательных элементов и букв по определённому алгоритму, заданному с помощью точечных линий, помогает ученику овладеть технологией написания букв и их соединения. При тактировании процесса воспроизведения букв формируется важное умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением, которое является основой для выработки скорости письма.

Прежде чем начинать работу над формой букв, младший школьник должен уяснить смысл следующих терминов:

‒ рабочая строка;

‒ промежуточная строка;

‒ верхняя линия рабочей строки;

‒ нижняя линия рабочей строки.

Для этого целесообразно рассмотреть с учениками на доске образец разлиновки тетради для первоначального письма. После этого при написании букв дети должны уметь находить рабочую строку, верхнюю линию рабочей строки, промежуточную строку.

Рассмотрим этапы работы по написанию строчной буквы а:

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Пишем полуовальную линию против часовой стрелки, закругляем её влево, касаемся верхней линии рабочей строки, опускаемся вниз, закрываем овал и по написанному поднимаемся вверх до верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз прямую, не дойдя до нижней линии, делаем закругление вправо на 1/3 рабочей строки. Счёт: и-раз-и-два-и.

При обучении письму отрабатываются три вида соединений букв: верхнее, нижнее, среднеплавное. При отработке соединений букв в слове необходимо учитывать начало начертания следующей буквы. Если следующая буква относится к верхнему виду соединений: ий к н п р у ц ш щ ы ь ю с, то линию от предшествующей буквы нужно продолжить до верхней линии рабочей строки, а затем приступить к написанию следующей буквы. Исключение составляет буква с. Например: ар ут ку.

Если последующая буква относится к нижнему виду соединений: лм я б о д ф, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, прописав соединительную линию выше нижней линии рабочей строки, и только после этого начинать писать следующую букву, т. е. буквы как бы «взялись за руки»: амма.

Если последующая буква относится к среднеплавному виду соединений: е ё х з ч ъ в г, то линию от предшествующей буквы нужно продолжить до середины рабочей строки и сделать плавный переход к написанию следующей буквы: ав се.

Одной из важных задач обучения русскому языку в 1–4 классах является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов. На начальном этапе обучения письменной речи (1 класс) формирование каллиграфических навыков выступает в качестве самостоятельной цели, поэтому на уроках письма специальные каллиграфические упражнения выполняются в течение всего урока. Во 2–4 классах обучение каллиграфии строится с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, её соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребёнка уверенность в правильном написании и серьёзно тормозит развитие нужного качества письма.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. 7–8 минут на уроке русского языка достаточно для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определённой группы букв и написать 2–3 строки слогов и слов. А в дальнейшем на протяжении всего урока необходимо целенаправленно развивать каллиграфическую зоркость и глазомер, самоконтроль за правильным начертанием букв, аккуратность, совершенствовать ритмичность и скорость письма. Этому способствует строгая дозировка объёма письменных заданий на урок, спокойная рабочая обстановка на уроке, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.

Для проведения минут чистописания в начальных классах используют занимательный материал, например, скороговорки. Они могут использоваться в начале урока как речевая гимнастика для тренировки речевого аппарата, так и для проведения минут чистописания. Произнесение хором скороговорок не забава: артикуляционная гимнастика в начале урока собирает внимание учащихся, настраивает на урок русского языка, способствует разминке речевого аппарата, избавляет школьников от произношения. Например:

Чешуя у щучки,

Щетинка у чушки.

Дети выделяют повторяющиеся звуки [ч,] [ш,], дают им характеристику и обозначают их на письме заглавными и строчными буквами Чч, Щщ, а затем записывают скороговорку в тетради.

Кроме скороговорок можно использовать пословицы и поговорки, предварительно разобрав их толкование. Например:

Щука на то, чтоб карась не дремал.

Дети выделяют первый звук в слове щука ,], дают ему характеристику и обозначают его на письме заглавной и строчной буквами Щщ, а затем записывают пословицу в тетради.

На протяжении всего периода обучения в начальных классах совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатываются идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в почерке обучающихся появляются индивидуальные черты: округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму, при этом неизменным должен оставаться алгоритм начертания букв и их соединений при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических норм письма.

Литература:

  1. Агаркова, Н. Г. Обучение первоначальному письму/Н. Г. Агаркова.-М.: Дрофа, 2002.-94с.
  2. Илюхина В. А. Письмо с секретом [Текст] / В. Илюхина // Начальная школа. 2001.- № 19–29.
  3. Фролова, С. Н. Уроки чистописания: формирование каллиграфического навыка/ С. Н. Фролова, Н. Г. Полуэктова.- Волгоград: Учитель, 2011.-103с.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочая строка, прямая линия, русский язык, буква, первоначальное письмо, верхняя линия, нижняя линия, каллиграфия, начертание букв, предшествующая буква.

Ключевые слова

каллиграфия, каллиграфические навыки, принципы обучения первоначальному письму, поэлементно-целостный метод обучения письму, зрительные и двигательные элементы букв

Похожие статьи

История создания славянской системы письма | Статья в журнале...

этап письма, буква, современный русский алфавит, знак, письмо, звуковой состав, идеографическое письмо, кириллическая азбука... «Язык Библии» и его роль в русской культурной традиции.

История красивого письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

каллиграфия, каллиграфические навыки, принципы обучения первоначальному письму, поэлементно-целостный метод обучения письму, зрительные и двигательные элементы букв. Искусство художественного письма | Статья в журнале...

Краткий исторический очерк развития шрифта | Статья в журнале...

Слово «шрифт» (schrift) — от немецкого означает — письмо, начертание букв. Шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую

Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.

Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней...

Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз...

Опытно-экспериментальная работа по формированию...

На минутках чистописания сначала брались буквы наиболее легкие по графическому начертанию (Аа, Ии).

«Поза скручивания». Упражнения для работы над высотой, формой букв, наклон при письме, совершенствование каллиграфии.

Буква древнерусского алфавита в моем имени

Изучить начертание и название букв древнерусского алфавита

Создать творческий продукт: букву, акростих. Вначале были такие письма: пиктография (рисуночное письмо) и

Чтобы лучше понять, как выглядели русские буквы в древности, провели сравнение.

Прописная буква как выразительное средство в языке СМИ

Как для современного русского языка в целом, так и для языка СМИ характерно усиление разговорного начала, что имеет как

Именно необычное употребление заглавных букв заставляет остановить взгляд читателей и поразмышлять над написанным текстом.

Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на...

Линия письма может быть различной: прямой, восходящей, резко восходящей, нисходящей, вогнутой, суицидальной или неустойчивой.

Для вычисления базовой линии мы берем множество нижних точек букв в строке (без учета тех элементов букв, которые лежат ниже...

Похожие статьи

История создания славянской системы письма | Статья в журнале...

этап письма, буква, современный русский алфавит, знак, письмо, звуковой состав, идеографическое письмо, кириллическая азбука... «Язык Библии» и его роль в русской культурной традиции.

История красивого письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

каллиграфия, каллиграфические навыки, принципы обучения первоначальному письму, поэлементно-целостный метод обучения письму, зрительные и двигательные элементы букв. Искусство художественного письма | Статья в журнале...

Краткий исторический очерк развития шрифта | Статья в журнале...

Слово «шрифт» (schrift) — от немецкого означает — письмо, начертание букв. Шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую

Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.

Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней...

Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз...

Опытно-экспериментальная работа по формированию...

На минутках чистописания сначала брались буквы наиболее легкие по графическому начертанию (Аа, Ии).

«Поза скручивания». Упражнения для работы над высотой, формой букв, наклон при письме, совершенствование каллиграфии.

Буква древнерусского алфавита в моем имени

Изучить начертание и название букв древнерусского алфавита

Создать творческий продукт: букву, акростих. Вначале были такие письма: пиктография (рисуночное письмо) и

Чтобы лучше понять, как выглядели русские буквы в древности, провели сравнение.

Прописная буква как выразительное средство в языке СМИ

Как для современного русского языка в целом, так и для языка СМИ характерно усиление разговорного начала, что имеет как

Именно необычное употребление заглавных букв заставляет остановить взгляд читателей и поразмышлять над написанным текстом.

Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на...

Линия письма может быть различной: прямой, восходящей, резко восходящей, нисходящей, вогнутой, суицидальной или неустойчивой.

Для вычисления базовой линии мы берем множество нижних точек букв в строке (без учета тех элементов букв, которые лежат ниже...