Экологическое образование в обучении географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сергиенко, О. С. Экологическое образование в обучении географии / О. С. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96215/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор рассматривает экологизацию образования на уроках географии.

Ключевые слова: экологизация, география, экологическая проблематика, окружающая среда.

Наше поколение находится на критическом этапе в истории Земли, когда всё человечество должно избрать свое будущее. Мы все, взрослые и дети, люди Земли, несём ответственность друг перед другом и перед будущими поколениями. Земля — наш дом. Охрана жизнеспособности, разнообразия и красоты Земли являются священным долгом каждого.

Наступило время Разума, а ресурсом стало Время. Поэтому мы, учителя географии, должны использовать ресурс предмета и повышать экологическую культуру подрастающего поколения, ликвидировать экологический нигилизм, воспитывать экологически активных граждан.

География относится к числу учебных предметов, располагающих огромными возможностями для формирования экологического интеллекта детей и подростков. По сравнению с другими учебными дисциплинами (биология, физика, химия и др.) география отличается более широкими возможностями экологизации.

География направлена на формирование у школьников понимания целостности природы планеты, единства всех явлений и процессов, связи с ней всех людей и каждого человека. На уроках географии обучающиеся знакомятся с экологическими проблемами на трех уровнях: планетарном, региональном и локальном на основании конкретных данных местного материала (Урал, Челябинская область, город Магнитогорск).

Основные понятия, которые изучаются или углубляются/расширяются в географии: биосфера, окружающая среда, экология; экологические проблемы, экосистемы /естественные и искусственные/, безотходные технологии; утилизация отходов, особо охраняемые природные территории, использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, круговорот веществ в природе и др. Они являются опорными в теории экологии и рационального природопользования.

Географические знания необходимы каждому жителю Земли независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, возраста, профессии. Они позволяют грамотно управлять процессами, происходящими в окружающей среде, для устойчивого развития стран, городов и регионов, всей планеты. В XXI веке значительная часть проблем окружающей среды требует адресного и незамедлительного решения, а главным объектом экологического образования должны быть дети и подростки: им принимать решения в ближайшем будущем.

Задача учителя географии не только выявить экологические проблемы, но и показать причины их возникновения, предложить и обосновать оптимальные пути их решения.

Практически на любом уроке географии в 5–9 классах затрагиваются вопросы экологической тематики. Главная цель таких уроков — формирование экологического мировоззрения у детей и подростков, помощь в становлении экологически грамотной личности.

Обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Проводятся экскурсии в природу, школьники участвуют во внеклассных школьных мероприятиях экологической тематики.

Деятельность обучающихся вне школы (дополнительное образование, семейное воспитание) ведётся по различным направлениям:

— защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек и скворечников, раздельный сбор мусора, установка табличек в местах распространения охраняемых растений, муравейников);

— улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного двора и придомовых территорий, расчистка леса от сушняка во время выездов на природу);

— предупреждение отрицательных поступков в природе и борьба с ними (выпуск листовок, памяток с правилами поведения в лесу, на реке);

— пропаганда охраны природы (беседы, изготовление буклетов и плакатов, публикация работ в социальных сетях, проведение экологических марафонов);

— сохранение и использование эстетических ценностей и даров природы (сбор природного материала, изготовление поделок);

— исследование природной среды (участие в различных викторинах и олимпиадах экологической направленности, проведение наблюдений и исследований).

Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому просвещению школьников, их родителей и имеет для этого огромные возможности.

Банк некоторых уроков и внеурочной деятельности с экологическим содержанием

1. Тематика уроков с экологическим содержанием:

— 5 и 7 класс «Берегите воду!» (защита минипроектов), «Братья наши меньшие» (издание брошюрок, плакатов), «Земля — наш дом» (викторина);

— 8–9 классы «Магнитогорск — город экологического бедствия?», «ООПТ Южного Урала» и др.

2. Экологическая разминка на уроках обобщавшего повторения Проводится в начале урока, на проверку экологических понятий и эколого-картографических представлений /с показом объектов по картам мира, России и Челябинской области/

3. Экологические весенние экскурсии :

— Выявление изменений в компонентах природы, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

— Изучение социальных проблем города Магнитогорска.

— Выявление и описание памятников природы Южного Урала

4. Защита индивидуальных проектов обучающимися

Тематика ряда ИП обучающихся 5–10 классов за три последних года:

«Атлас экологических троп Южного Урала» (Ольшевская П., Засов Д., Степанова Ю.)

«Туристические маршруты Челябинской области и Республики Башкортостан» (Никитин Р.)

«Экологические проблемы озёр России и Южного Урала» (Николаева А., Гаврилкина С., Ильченко И.)

«Благоустройство территории двора» (Карпетова У.)

«Река Урал» (Агдавлетова Д., Сёмин Р., Платонов М.)

«Как погода влияет на меня» (Дертунова С.) и др.

5. Защита конкурсных работ на муниципальных и региональных конференциях, конкурсах

«Отражение моего путешествия по городам Среднего Урала» (Кузьмина М., конференция «Истоки и духовные ценности Южного Урала», 2021)

«Маршруты выходного дня в окрестностях Магнитогорска» (Финогенов М., конкурс «Камни Урала. Заповедные места», 2021)

«Заповедные места Среднего и Южного Урала» (Строкин Я., конкурс «Первые открытия», 2022) и др.

География формирует экологические компетенции школьников, воспитывает экологически ответственных граждан Южного Урала и нашей страны.

Литература:

  1. Албогачиева З. А. Экологическое образование на уроках географии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-na-urokah-geografii/viewer
  2. Коваленко В. А. Экологическое воспитание учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://znanio.ru/media/ekologicheskoe-vospitanie-uchaschihsya-na-urokah-geografii-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti--iz-opyta-raboty-2640790
  3. Яценко Т. С., Формирование экологических знаний на уроках географии в средней школе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://урок.рф/library/formirovanie_ekologicheskih_znanij_na_urokah_geogr_175603.html
Основные термины (генерируются автоматически): Южный Урал, окружающая среда, природная среда, урок географии, Челябинская область, Магнитогорск, Урал, хозяйственная деятельность человека, экологическая тематика, экологическое содержание.


Ключевые слова

окружающая среда, география, экологизация, экологическая проблематика

Похожие статьи

Основные направления работы учителя начальных классов по...

Процесс формирования экологических знаний начинается с 1 класса.

Школьники знакомятся с текстами экологического содержания, решают проблемные

Уроки математики также можно использовать для развития экологических знаний.

Экология, окружающий мир и человек», состоящий из 22 занятий по практической экологии с краеведческим содержанием.

Повторение и обобщение темы «Урал» (9 класс)

Оборудование: слайд-презентация, физическая карта Урала, атласы. Ход урока

Наивысшие точки природных районов Урала. 3–5 месторождений нерудных ископаемых.

(Южный Урал). Слайд 2,3,4. В этой части Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое пасмурное лето с не

16. Где находится Курганская область? 17. Как называлась река Урал в прошлом?

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

Климат Урала континентальный с продолжительной холодной зимой и теплым летом.

Теневая деятельность в области туризма и сельского хозяйства при сбыте продукции.

окружающая среда, КНР, Китай, экологическая безопасность, сельское хозяйство, Россия, Российская Федерация

В 2002 г. появился документ «Экологическая доктрина Российской Федерации».

Основные направления работы по формированию экологической...

экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и

в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения» [5].

Рис. 1. Проблемные области формирования экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47».

Формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде в процессе...

Применение фитоиндикации в оценке загрязнения окружающей...

...загрязнения окружающей среды Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

 Антропогенное давление на окружающую среду возрастает с каждым годом.

Первый участок относится к природной экологической системе, не испытывающий

Проблема исследования влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека хоть и не нова...

Антропогенное влияние человека на экосистему трансграничных...

Река Урал по протяженности составляет 2428 км, из них 1164 км протекает по Оренбургской области.

Урал — единственная на «южном» склоне континента крупная река с не зарегулированным

Бассейн реки охватывает пять природных зон на стыке трех физико-географических стран.

Экологическая ситуация в бассейне Урала считается напряженной.

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Обучение и воспитание основам экологии в курс географии можно разбить на 3 этапа

Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии в отношениях с

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

экологическое воспитание, окружающая среда, природа, урок, класс, природный...

экологическое воспитание, окружающая среда, природа, урок...

Ключевые слова: уроки химии, экологическое образование, химико-экологические задачи, образование

Госдоклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2017 году»

Суматохин, С. В. Экологическое образование, обеспечение права человека на

Библиографическое описание: Зуева Н. К. Экологическое образование в курсе географии.

окружающая среда, школьное экологическое образование...

- о системах защиты среды обитания на территории Сахалинской области

1. Современное производство и его влияние на состояние окружающей природной среды

ЧС техногенного характера, авария, катастрофа, окружающая природная среда, экологическая ситуация.

Экологическая учебно-исследовательская деятельность по своему содержанию является...

Похожие статьи

Основные направления работы учителя начальных классов по...

Процесс формирования экологических знаний начинается с 1 класса.

Школьники знакомятся с текстами экологического содержания, решают проблемные

Уроки математики также можно использовать для развития экологических знаний.

Экология, окружающий мир и человек», состоящий из 22 занятий по практической экологии с краеведческим содержанием.

Повторение и обобщение темы «Урал» (9 класс)

Оборудование: слайд-презентация, физическая карта Урала, атласы. Ход урока

Наивысшие точки природных районов Урала. 3–5 месторождений нерудных ископаемых.

(Южный Урал). Слайд 2,3,4. В этой части Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое пасмурное лето с не

16. Где находится Курганская область? 17. Как называлась река Урал в прошлом?

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

Климат Урала континентальный с продолжительной холодной зимой и теплым летом.

Теневая деятельность в области туризма и сельского хозяйства при сбыте продукции.

окружающая среда, КНР, Китай, экологическая безопасность, сельское хозяйство, Россия, Российская Федерация

В 2002 г. появился документ «Экологическая доктрина Российской Федерации».

Основные направления работы по формированию экологической...

экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и

в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения» [5].

Рис. 1. Проблемные области формирования экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47».

Формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде в процессе...

Применение фитоиндикации в оценке загрязнения окружающей...

...загрязнения окружающей среды Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

 Антропогенное давление на окружающую среду возрастает с каждым годом.

Первый участок относится к природной экологической системе, не испытывающий

Проблема исследования влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека хоть и не нова...

Антропогенное влияние человека на экосистему трансграничных...

Река Урал по протяженности составляет 2428 км, из них 1164 км протекает по Оренбургской области.

Урал — единственная на «южном» склоне континента крупная река с не зарегулированным

Бассейн реки охватывает пять природных зон на стыке трех физико-географических стран.

Экологическая ситуация в бассейне Урала считается напряженной.

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Обучение и воспитание основам экологии в курс географии можно разбить на 3 этапа

Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии в отношениях с

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

экологическое воспитание, окружающая среда, природа, урок, класс, природный...

экологическое воспитание, окружающая среда, природа, урок...

Ключевые слова: уроки химии, экологическое образование, химико-экологические задачи, образование

Госдоклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2017 году»

Суматохин, С. В. Экологическое образование, обеспечение права человека на

Библиографическое описание: Зуева Н. К. Экологическое образование в курсе географии.

окружающая среда, школьное экологическое образование...

- о системах защиты среды обитания на территории Сахалинской области

1. Современное производство и его влияние на состояние окружающей природной среды

ЧС техногенного характера, авария, катастрофа, окружающая природная среда, экологическая ситуация.

Экологическая учебно-исследовательская деятельность по своему содержанию является...

Задать вопрос