Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Однако влияние основных мировых экономических факторов в условиях политической нестабильности обусловливает возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иные негативные экономические и политические явления, в свою очередь, требует корректирования ранее принятых стратегических решений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р была принята «Стратегия развития таможенных органов 2020», которой предусмотрено дальнейшее развитие таможенной службы России, напрямую связанной с внедрением новых цифровых технологий во все сферы ее деятельности.
В документе определены ключевые направления таможенной службы:
- Цифровизация и автоматизация технологических процессов.
- Содействие в виде формирования предложений (и последующего законодательного закрепления) преференции в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики.
- Обеспечение открытости и прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля перед участниками ВЭД.
- Формирование улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и в целом инвестиционного климата в России.
- Создание благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и ряд других мер взаимодействия [6].
Одной из главных задач предыдущей стратегии была глобальная цифровизация таможенного администрирования. На сегодняшний день концепция развития таможенной службы остается неизменной. Главный вектор развития стратегии 2030 — цифровизация. В новой стратегии, впервые четко определена миссия таможенной службы, которая состоит из четырех пунктов:
- Эффективные меры содействия развитию международной торговли, росту товарооборота и не сырьевого экспорта по всем географическим направлениям.
- Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, своевременности, полноты и правомерности (легальности) взимания таможенных платежей.
- Достижение, расширение линейки предлагаемых услуг и поддержание на уровне высокого качества таможенного администрирования.
- Формирование выгодных позиций и конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД и законодательное закрепление такого порядка.
Стратегия развития таможенной службы 2030 нацелена на повышение уровня автоматизации процессов выявления рисков, совершенствование системы таможенного транзита, развитие конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики, цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля, внедрение глобальной системы прослеживаемости. В результате реализации данной стратегии мы получим умную таможню с искусственным интеллектом, которая будет отличаться безопасностью, скоростью и особым доверием.
Сравнительный анализ двух стратегий развития таможенных органов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ стратегий (2020, 2030) развития таможенных органов РФ
2020 год — электронная таможня |
2030 год — интеллектуальная таможня |
Личный кабинет участника ВЭД |
Применение искусственного интеллекта |
Автоматизация применения системы управления рисками |
Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени |
16 центров таможенного декларирования |
«Интеллектуальный пункт пропуска» |
Автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров |
Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС |
Единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей |
Современные онлайн платежные решения |
Личный кабинет участника ВЭД |
Семантическая сверка электронных разрешительных документов |
В конце 2020 года были утверждены стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее — Стратегия-2025). Основная задача, решаемая Стратегией, — создание условий для опережающего развития экономик государств-членов, подъема инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности и научно-производственного потенциала Союза, увеличения его значимости в мире. Стратегия — это программный документ развития Союза на ближайшие 5 лет, состоящая из концептуальных положений и 330 мер и механизмов, сгруппированных в системные блоки. Их реализация будет способствовать получению дополнительных прямых и косвенных экономических выгод и преимуществ для участников интеграции.
В стратегии-2025 определен вектор развития, заключающийся в:
– обеспечении максимальной эффективности единого рынка ЕАЭС и реализация его возможностей для бизнеса и потребителей;
– формировании «территории инноваций» и стимулирование научно-технических прорывов;
– формировании ЕАЭС как одного из наиболее значимых центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с внешними партнерами и выстраивания новых форматов взаимодействия.
Одним из ключевых этапов в создании результативной стратегии развития является этап анализа соответствия ее структуры и содержания установленным требованиям и рекомендациям. Анализ существующих теоретических подходов и методического обеспечения для проведения экспертизы результатов стратегического планирования и управления, особенностей и параметров Стратегии-2030 и Стратегия-2025 как объекты сопоставительного анализа позволяет обобщить и сформулировать методические рекомендации по формированию стратегий и программ развития. Структура разрабатываемой стратегии должна содержать следующие основные этапы:
- Определение и обоснование проблем развития, вызываемых внутренними и внешними факторами с целью их дальнейшей разработки в рамках стратегии развития и оценка ожидаемого результата. На данном этапе необходимо определить системные проблемы, объективные и субъективные причины (факторы) их появления.
- Определение возможных альтернатив (способов) решения проблемы, выбор приемлемой альтернативы и оценка рисков. Данный этап предполагает проведение анализа всех альтернативных способов решения проблемы, анализа возникающих в рамках каждого решения ограничений и сопутствующих благоприятных факторов, анализа внешних эффектов, а также выбор рационального (приемлемого) способа решения проблемы и оценку рисков.
- Формирование (проектирование) стратегии развития. Определение последовательности решаемых задач. На этой стадии в рамках выбранного направления (способа) решения проблемы необходимо четко определить последовательность задач, реализация которых обеспечит получение ожидаемого результата.
- Определение сроков и этапов реализации стратегии. На основе анализа последовательности решения задач должны быть определены этапы реализации стратегии, а по каждому из этапов необходимо определить промежуточные результаты, привести количественные значения соответствующих показателей и определить перечень завершенных и незавершенных задач. Необходимо разработать механизм управления реализацией стратегии развития.
- Разработка целевых программ решения задач стратегии и комплекса обеспечивающих внепрограммных мероприятий. Решение задач стратегии может обеспечиваться в рамках целевых программ и (или) обеспечивающих мероприятий непрограммного характера.
- Определение общей потребности в ресурсах и источников финансирования, разработка сводного финансового плана (бюджета стратегии). При разработке стратегии развития необходимо обосновать общую потребность в ресурсах для реализации всех ее мероприятий с учетом прогнозируемого уровня инфляции, изменения обменного курса рубля к доллару и другим валютам, а также иных факторов.
- Определение порядка мониторинга стратегии и контроля за ее реализацией. При разработке стратегии должны быть определены меры по контролю и мониторингу исполнения ее мероприятий, включая определение показателей мониторинга, периодичность мониторинга, методики сбора информации и т. д.
В новой Стратегии развития Таможенных органов определена одна стратегическая цель, достижение которой планируется осуществить путем выполнения качественных ориентиров. Также, можно отметить неявно прослеживаемую корреляцию целевых ориентиров с определенными стратегическими направлениями. В связи с чем, в дальнейшем целесообразно осуществить переход от модели статического долгосрочного проектирования к модели оперативного мониторинга таможенной системы и динамического (непрерывного) ее проектирования на принципах самоорганизации и саморазвития [5].
Что же касается Стратегии-2025, безусловно, при разработке такого рода документов, который объединяет цели и интересы нескольких стран-участниц, возникает сложность в части постановки конкретных и однозначно сформулированных проблем развития. Данный документ содержит в себе вектор развития Союза, четкие инструменты и механизмы в рамках представленных направлений, однако оценку качества планируемых мероприятий и выполнения задач провести в будущем невозможно ввиду отсутствия системы количественных и качественных индикаторов. Некоторые из намеченных задач, исходя из их описания, в принципе не поддаются какой бы то ни было оценке, а лишь предполагают ожидаемый эффект для ведения бизнеса или углубления интеграционного процесса. Наличие единого документа на уровне ЕАЭС свидетельствует о том, что все государства-члены разделяют общее видение развития Союза в данной перспективе. Однако у каждого из государств-членов в силу различных особенностей экономического развития выстраивается собственный перечень приоритетов и актуальных задач в рамках евразийской интеграции.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 23.06.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно–правовая система «Гарант» URL: https://www.garant.ru/files/9/3/1376639/strategiya-razvitiya-tamozhennoy-sluzhby-rf.pdf
- Макрусев В. В., Лобас Т. В., Любкина Е. О. Институциональная теория развития таможенного регулирования в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2019 № 12.
- Макрусев В. В., Любкина Е. О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 932–940.
- Макрусев В. В., Соболь А. А. Когнитивный подход к повышению качества аналитической деятельности таможенных органов // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 3 (498). С. 416–429.
- Макрусев В. В., Тимаков И. О. Стратегия развития таможенных органов:сопоставительный анализ // Стратегия бизнеса, 2021, т.9, № 1. стр.13.
- Пястолов О. А., Арустамов Э. А., Рудаков С. В. Сравнительный анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. // Вестник Евразийской науки, 2020 № 6.