Особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Есманская, Н. Е. Особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями / Н. Е. Есманская, А. А. Мелехина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 216-217. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95642/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье авторы пытаются определить особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями.

Ключевые слова : возрастной кризис, младший школьный возраст, речевые нарушения.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. Это тот период, когда проходит обучение в начальной школе и определяется важнейшим моментом в жизни ребенка — его поступлением в школу. Этот возраст считается самым ответственным и сложным для детей. Главное данной темы заключается в том, что этот период — самый необыкновенный в их жизни, который выделился из истории совсем недавно. С ребенком, который поступает в школу, начинает происходить перестройка всей системы отношений его с реальностью. У него появляются всё новые, связанные со школой обязанности. Вступление в школьный коллектив имеет огромнейшее значение для формирования личности.

В настоящее время актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательной организации является создание психолого-психологических условий для успешного обучения и воспитания лиц с различными нарушениями, в том числе и нарушениями речи. Рассмотрев теоретические и практические аспекты возрастного кризиса детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, мы пришли к таким выводам:

  1. Особенностями возрастного кризиса у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи являются: эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и, как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-этической сферы, сферы социальных эмоций.
  2. В ходе эмпирического исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи определены ярко выраженные нарушения эмоционально-личностной сферы, что характеризуется повышенной тревожностью, пониженным эмоциональным фоном, высокой степенью психоэмоционального напряжения, невниманием детей к эмоциональному состоянию других людей, неблагополучием эмоционально-личностных связей со взрослыми и деформацией межличностных отношений.

Жизненные кризисы и развитие личности представляют глубоко связанные процессы. Кризисы влекут за собой различные трансформации и в системе ценностей, и в смыслообразующей категории, и в моделях описания реальности. Возможно это болезненные трансформации, они напоминают боль, которая сопровождала рождение чего-то нового. Положительный эффект в том, что человек многое извлекает, приобретает для себя и растет как личность.

Но такие жизненные периоды осложняются еще и наличием речевого нарушения. Когда младший школьник испытывает стеснение, неуверенность из-за своего дефекта, особенности возрастного кризиса проявляются в усиленной форме: максимальная скованность, зажатость, сильное чувство тревоги и депрессии. Также известно, что младшие школьники с нарушением речи имеют заниженную самооценку. Зачастую они нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях, очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

Наше исследование подтвердило гипотезу, а именно, что особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями обусловлены наличием речевого дефекта. Своеобразие возрастного кризиса указывает тяжелое переживание младших школьников с нарушением речи своего дефекта. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может привести к состоянию депрессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрессия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на психическое развитие ребенка. Для того, чтобы не допустить подобный разворот событий необходимо как можно быстрее начинать индивидуальную коррекционную работу.

Для того, чтобы облегчить младшему школьнику его временные возрастные трудности, необходимо как можно точнее проводить диагностику ребенка, быстрее и правильнее разрабатывать комплекс коррекционных работ. Немаловажным является и знание особенностей развития внутреннего мира детей в этом возрасте. Это может позволить педагогам и родителям правильно оценить причины возрастного кризиса младших школьников. Учитывая все критерии, вероятность того, что преодоление возрастного кризиса наравне со сверстниками или вовсе пройдет незаметно у младших школьников с речевыми нарушениями будет выше.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 1999. — 672 с.
  2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.- М.: АПН РСФСР, 1981.-300 с.
  3. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
Основные термины (генерируются автоматически): возрастной кризис, нарушение речи, младший школьный возраст, ребенок, заниженная самооценка, младший школьник, нарушение, повышенная тревожность, школьник.


Похожие статьи

Особенности работы логопеда с младшими школьниками...

Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на

В последнее время школьные педагоги все чаще отмечают повышенную тревожность детей

Нарушение эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с нарушением речи является...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраст выпадает на период от 7 до 11 лет [1]. В этом возрасте ребенок попадает в новую ситуацию развития — поступает в школу. В рамках школьной среды он научается взаимодействовать в коллективе, принимает на себя новую роль — роль ученика.

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации...

Учебная мотивация младших школьников играет особенно важную роль в становлении. Дальнейшая судьба учебной мотивации в течение всего школьного обучения зависит. Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность...

Причины и особенности возникновения стресса у младших...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

В ходе исследования было установлено, что реакция младших школьников на стресс-ситуации связана с некоторыми их личностными особенностями.

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших...

Характер младших подростков подвержен возрастным особенностям.

Так как у младших школьников с ЗПР нет самостоятельной самооценки, важно давать им и их поступкам

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

Выборку исследования составили 23 младших школьника в возрасте 6–7 лет. В основу диагностической программы легли те факторы, которые многие исследователи выделяют в качестве доминирующих факторов повышения тревожности младших школьников.

Развитие личностных качеств у школьников | Статья в журнале...

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи младших школьников.

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и

Возрастная норма эмоциональной жизни ребенка младшего школьного возраста...

Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний...

Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста.

То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о

Влияние тревожности у детей младшего школьного возраста на возникновение...

Похожие статьи

Особенности работы логопеда с младшими школьниками...

Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на

В последнее время школьные педагоги все чаще отмечают повышенную тревожность детей

Нарушение эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с нарушением речи является...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраст выпадает на период от 7 до 11 лет [1]. В этом возрасте ребенок попадает в новую ситуацию развития — поступает в школу. В рамках школьной среды он научается взаимодействовать в коллективе, принимает на себя новую роль — роль ученика.

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации...

Учебная мотивация младших школьников играет особенно важную роль в становлении. Дальнейшая судьба учебной мотивации в течение всего школьного обучения зависит. Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность...

Причины и особенности возникновения стресса у младших...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

В ходе исследования было установлено, что реакция младших школьников на стресс-ситуации связана с некоторыми их личностными особенностями.

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших...

Характер младших подростков подвержен возрастным особенностям.

Так как у младших школьников с ЗПР нет самостоятельной самооценки, важно давать им и их поступкам

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

Выборку исследования составили 23 младших школьника в возрасте 6–7 лет. В основу диагностической программы легли те факторы, которые многие исследователи выделяют в качестве доминирующих факторов повышения тревожности младших школьников.

Развитие личностных качеств у школьников | Статья в журнале...

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи младших школьников.

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и

Возрастная норма эмоциональной жизни ребенка младшего школьного возраста...

Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний...

Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста.

То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о

Влияние тревожности у детей младшего школьного возраста на возникновение...

Задать вопрос