Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.10.2022

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Рогозина, М. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. В. Рогозина, Н. В. Голозубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95515/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы рассуждают о том, что такое патриотизм для ребенка.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, духовные качества, дошкольный возраст, Родина.

Патриотическое воспитание всегда было, есть и будет в образовательных учреждениях. Поэтому, вопросы о патриотическом воспитании имеют глубокие корни и уже много лет изучаются. Дошкольный возраст — это время становления личности ребенка. Невозможно представить полноценную личность, без нравственных и патриотических качеств. Чувство патриотизма само по себе не появляется в человеке, его нужно прививать с раннего детства. Именно поэтому на системе образования дошкольных учреждений лежит большая ответственность по становлению в будущем нравственно-патриотического общества.

На данный момент, патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальный заказ общества о воспитании патриотической личности сформирован в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010г. Основной целью программы выделяется: «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, начиная с системы дошкольного образования» [3].

Что такое патриотизм для ребенка? Это в первую очередь, его взаимоотношения с близкими и родными людьми, любовь к матери, отцу, бабушке, дедушке и т. д. Это те чувства, которые связывают его с родным домом. Чувство патриотизма рождается в семье и обществе прежде всего. Все то, чем восхищается малыш, что он видит в семье, является предпосылками нравственно-патриотического воспитания. И хотя многие впечатления и ощущения ребенка им еще не осознанны, они все равно оставляют свой след в становлении личности будущего патриота.

Целью нашей педагогической работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду, является формирование нравственных, патриотических, духовных качеств у детей, через любовь к своей семье, родному дому, детскому саду. Образовательная программа нашего МБДОУ детский сад № 47 г. Белгород нацелена на полноценное развитие духовно-нравственной и патриотической личности. Что такое патриотизм для ребенка? Понятие патриотизм подразумевает под собой любовь к своей родине, ее просторам, а также стремление сделать ее еще краше и богаче. И каждому человеку необходимо стремиться к такой жизни. Поэтому еще с детского сада нужно учить детей совершать такие поступки, которые будут направлены на благо своего дома, детского сада, города и в дальнейшем всей страны. А для этого нужны знания в области нравственного и патриотического воспитания. Для решения поставленной целей я определила ряд задач:

  1. Воспитание в детях любви и привязанности к своей семье и дому.
  2. Формирование таких качеств у детей, как сострадание, сочувствие, уважение к окружающим.
  3. Приучение к труду.
  4. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду и дома.

Основной нашей задачей по воспитанию нравственно-патриотической личности является закрепление и расширение у детей знаний о понятиях: «мое имя», «моя семья», «моя фамилия», «мой дом», «мой родной город», «моя страна». Для выполнения поставленных задач, необходима комплексная работа как с детьми, так и с родителями. Поэтому мы не ограничивались только занятиями, включенными в образовательную программу по нравственно-патриотическому воспитанию. Работу в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей я начала со средней группы (3–4 года). В первую очередь была подготовлена развивающая предметно-пространственная среда группы, отвечающая запросам образовательных стандартов. А именно: уголок патриотического воспитания, лекбуки, игровое оборудование и игрушки (куклы в русских народных костюмах, матрешки, конструктор и т. д.), предметы для сюжетно-ролевых игр. Детям 3 лет еще очень трудно представить целый город, они могут путать название города и страны, потому что плохо ориентируются в понятиях, так как в основном их жизнь ограничивается тем микрорайоном, в котором они живут и где находится детский сад. Поэтому я разработала ряд мероприятий, связанных с изучением нашего города. Одним из них являлся конкурс, где дети совместно с родителями создавали макеты нашего города, детского сада, микрорайона. Когда все макеты были готовы, мы провели обучающее занятие, где родители совместно с детьми представляли свои макеты и рассказывали об улицах нашего города. Данное мероприятие очень понравилось детям, они были рады присутствию родителей на занятиях, а главное, с большим удовольствием и гордостью рассказывали о своем проекте. Основной идеей данного мероприятия было заострить внимание детей на то, что улиц в городе очень много, каждая из них имеет свое название, на каждой улице есть магазины, учреждения культуры, детские сады, школы. Мне хотелось показать детям масштабность нашего города и страны, а также привлечь к процессу обучения родителей, потому что это важный момент в процессе развития детей. Во время непосредственно-образовательной работы дети познакомились с культурой и традициями нашей страны, научились создавать родословное древо, узнали свои корни. Еще одним из видом дополнительной образовательной деятельности в нашем саду является приглашение работников разных музеев нашего города. Работники музея проводили с детьми интересные игры, занятия, на знакомство с культурой и историей нашего края. В конце каждого занятия проводился мастер-класс, по созданию какой-либо игрушки. Данный вариант формирования у детей патриотического воспитания на базе детского сада имеет огромный потенциал и значимость. В первую очередь потому, что дети любят интересные занятия, мастер-классы, а в музеях обычно экскурсии нацелены на более взрослый возраст, да и не каждый родитель выберет для ребенка в качестве выходного времяпрепровождения, к примеру поход в Художественный музей, поэтому такой опыт работы очень ценный для нас. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края.

Любое обучение в детском возрасте должно проходить в виде игры. Я очень тщательно подбирала дидактический материал, выбирала и модифицировала под нужный возраст сюжетно-ролевые игры, что бы детям было интересно, понятно и легко получать новые знания. Большое внимание уделялось сюжетно-ролевым играм, так как в данном возрасте дети как раз учатся принимать различные роли, учатся слушать других детей, учатся придумывать сюжеты игр. Например, мы обыгрывали всем известную сказку «Волк и семеро козлят», где дети узнали, что дом и семья — это самое важное, что есть в жизни любого человека. С помощью таких игр я старалась научить детей искренно любить свой дом и семью, проявлять к окружающим чувство сострадания, заботы. Все это является предпосылками нравственно — патриотического воспитания и способствует в дальнейшем воспитанию настоящих патриотов своей страны.

Моя работа была нацелена на достижение поставленной цели, а именно: формирование нравственных, патриотических, духовных качеств у детей, через любовь к своей семье, родному дому, детскому саду. Я считаю, что в нашей работе есть положительные результаты и она обязательно будет еще продолжаться. Дети с легкостью отвечают на вопросы о своей семье, фамилии и родословной. Называют свое имя, фамилию, возраст, место проживания. Они с удовольствием включаются в процесс познания мира, через знакомство и взаимодействие с обществом. Они также с удовольствием играют в дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию, которые теперь всегда доступны для них в уголке по патриотическому воспитанию, рассматривают иллюстрации и тематические альбомы. Работа с родителями является важнейшим этапом в процессе обучения и развития детей. Дети с большой радостью взаимодействуют со взрослыми на занятиях. У детей возникли предпосылки к формированию основ нравственно-патриотического воспитания. Было положено начало долгому пути по нравственно-патриотическому воспитанию, который продолжится в следующих группах детского сада.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. — М., 2003.
  2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
  4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. — М., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, нравственно-патриотическое воспитание, город, родной дом, семья, дошкольный возраст, образовательная программа, патриотическая личность.


Ключевые слова

дошкольный возраст, патриотическое воспитание, Родина, духовные качества

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание

‒ формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду

Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа).

6. Шевцова О. С. Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание. / http...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В формировании нравственно-патриотических чувств, роль семьи, является главной.

Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств для педагога процесс очень трудоемкий.

Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников.

Организация нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных

- прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен

1. Принцип индивидуального подхода к детямпатриотическое воспитание

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй.

Патриотическое воспитание в ДОУ | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Лесунова, В. В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности / В. В. Лесунова.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в наше время является актуальной задачей, стоящей перед педагогами.

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в

В нашем детском саду сложилась определённая система патриотического воспитания

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач

Патриотическое воспитание включaет в себя решение задач не только нравственного, но и трудового

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Журахова, М. Н. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников / М. Н

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей.

Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линко-Пресс, 2003. Шорыгина Т.А.. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание

‒ формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду

Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа).

6. Шевцова О. С. Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание. / http...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В формировании нравственно-патриотических чувств, роль семьи, является главной.

Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств для педагога процесс очень трудоемкий.

Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников.

Организация нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного...

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных

- прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен

1. Принцип индивидуального подхода к детямпатриотическое воспитание

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй.

Патриотическое воспитание в ДОУ | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Лесунова, В. В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности / В. В. Лесунова.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в наше время является актуальной задачей, стоящей перед педагогами.

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в

В нашем детском саду сложилась определённая система патриотического воспитания

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач

Патриотическое воспитание включaет в себя решение задач не только нравственного, но и трудового

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Журахова, М. Н. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников / М. Н

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей.

Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линко-Пресс, 2003. Шорыгина Т.А.. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.

Задать вопрос