Формирование метапредметных компетенций в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ровенских, Г. Н. Формирование метапредметных компетенций в современной школе / Г. Н. Ровенских, Е. В. Дронова, Г. В. Безрукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95464/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы пытаются определить роль метапредметных компетенций в современной школе.

Ключевые слова : метапредметные компетенции, развивающий потенциал, социализация.

Ускоряются темпы развития, меняется общество, происходят изменения и в образовании. Современная школа должна готовить своих учеников к новой жизни в обществе. Социализация ребенка в современной школе — одна из главных задач российского образования, поэтому важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, важно не только дать ребенку большой и весомый багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Но реализация нового стандарта, ориентированного на развитие личности ребенка, невозможна без метапредметного подхода. В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [5]. Метапредметные компетенции школьников — это система универсальных учебных действий, позволяющая учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сам добывает информацию.

Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных предметных областей, которые являются общими для всех предметов, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности. К ним относятся общность методов и приёмов, формы преподнесения знаний, формирование умений и навыков, общность предметов в плане развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся, воспитания креативной активности и самостоятельности в учебной деятельности.

Учитель, хорошо зная свой предмет, не всегда свободно ориентируется в другом, особенно если это касается разных дисциплин — гуманитарных и естественнонаучных. Да и преподаватели одной дисциплины, например, учителя физики и химии, литературы и истории, часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Организация скоординированной метапредметной работы и введение метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов помогает ответить на эти вопросы и решает проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода [2]. Такой урок предполагает своеобразный синтез предметных знаний, умений и навыков, помогает формированию целостного восприятия окружающего мира и пониманию места и роли человека в нём.

Чем различаются традиционный и метапредметный уроки? На традиционном уроке тему, цели и задачи сообщает учитель, а на метапредметном формируют учащиеся, определив границы знания и незнания. На традиционном уроке деятельность планирует учитель, а ученики под его руководством выполняют задания. На метапредметном уроке учащиеся сами планируют способы достижения цели и действуют по намеченному ими плану. Учитель консультирует, а не контролирует. Обучающиеся сами осуществляют контроль и взаимоконтроль, формируют затруднения, самостоятельно осуществляют коррекцию и дают оценку деятельности по ее результатам (себе и товарищам). Сами, под руководством учителя, проводят рефлексию и выбирают задания на дом из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей. Основной на таком уроке является ситуация учения-обучения. Учитель не передаёт знания, он учит способам работы со знаниями. Ученик не получает готовые знания, а «добывает» их.

Такие уроки требуют тщательной подготовки, учитель должен очень хорошо знать свой предмет, уметь заинтересовывать и нацеливать учеников на получение знаний, быть одновременно актёром и режиссёром. Только так ребёнок научится учиться, станет осознавать себя как личность, социализируется в обществе.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а каждый учитель с помощью своего предмета раскрывает отдельные их грани. Ученик сам выбирает способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для современного молодого человека.

Учитель всегда стремится «давать знания», но ученики не всегда хотят их «брать». Почему это происходит? Как построить образовательный процесс, чтобы каждый ученик стремился стать целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т. е. успешно социализироваться в обществе?

В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному. Учащиеся не находят общего понимания устройства областей и не могут определить, где проходит граница между самими областями. Ученикам сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний. А метопредметные компетенции помогают школьникам овладеть общими приемами, техниками, схемами, образцами мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

Одна из задач метапредметного подхода — помочь развитию системы «природа-человек-общество» и определению места каждого в этой системе.

Помимо уроков реализацию метапредметности выполняют элективные курсы, семинарские занятия, кружки и факультативы, исследовательская деятельность, а также выполнение творческих работ.

Часто при обсуждении вопросов учащиеся вовлекаются в спор или диспут. Например, при обсуждении понятия пространства учащиеся задаются вопросом: почему пространство неодинаково в разных разделах физики, и как оно связано с понятием, которое используется в геометрии, химии, или литературе.

Метапредметность помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив учебные предметы из различных областей.

По мнению Блонского П. П. «…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» [1]. Роль педагога здесь заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания, движением от простого к сложному, от интуиции к творчеству.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Школа должна обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.

По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, призванных реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Литература:

  1. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 696 с.
  2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск: Технопринт, 2000. — 376 с.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М.: МИОО, 2007. -288 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): метапредметный подход, предмет, современная школа, учащийся, ученик, учитель, метапредметный урок, образовательный процесс, познавательное развитие, традиционный урок.


Похожие статьи

Метапредметный подход в современном образовании...

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС / О. В

Различное толкование этого понятия можно встретить в разных научных школах. Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В

В рамках изучения конкретного учебного предмета все универсальные учебные действия...

Метапредметное обучение как доминирующий фактор развития...

Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов обучения в школе.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика.

Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки). Речь идет о способности и умении

Метапредметный подход в современном образовании в условиях...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной...

Каковы возможности реализации метапредметного подхода на уроках начальной школы

В научной школе А. В. Хуторского метапредметный подход основывается на принципе

3) Метапредметные темы в рамках предметных курсов–на уроках можно использовать такие

Благодаря использованию учителем метапредметного обучения, учащиеся быстрее...

Метапредметные универсальные умения | Статья в журнале...

Метапредметные результаты предполагают, что ученики будут владеть: универсальными учебными

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные

На метапредметных уроках, ребёнок делает другое: он не запоминает, а мыслит и

Основная деятельность учителя в подготовке к уроку, в подборе правильного материала.

Современный урок в начальной школе через призму...

— Как сделать так, чтобы современный урок был радостным и интересным?

- причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении

- различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности

2. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход: [Электронный ресурс]...

Формирование метапредметных компетенций у младших...

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века.

Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также

Колмакова В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных

Крузе Б. А., Еремеева Е. В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего...

Опыт и перспективы перехода на метапредметное обучение...

В ней уже на протяжении 40 лет применяется метапредметный подход в обучении. Ученики школы поделены на классы по 50–70 учеников, о каждом классе заботится группа из 4–5 преподавателей

Ученик является центром учебного процесса, учитель лишь помогает ему в усвоении знаний.

Многие преподаватели и учащиеся смотрят на реформу с энтузиазмом.

Системно-деятельностный подход как основа формирования...

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные

В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, подход, урок, учитель...

Метапредметное содержание образовательных стандартов

В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В

Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе.

Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход.

Похожие статьи

Метапредметный подход в современном образовании...

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС / О. В

Различное толкование этого понятия можно встретить в разных научных школах. Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В

В рамках изучения конкретного учебного предмета все универсальные учебные действия...

Метапредметное обучение как доминирующий фактор развития...

Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов обучения в школе.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика.

Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки). Речь идет о способности и умении

Метапредметный подход в современном образовании в условиях...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной...

Каковы возможности реализации метапредметного подхода на уроках начальной школы

В научной школе А. В. Хуторского метапредметный подход основывается на принципе

3) Метапредметные темы в рамках предметных курсов–на уроках можно использовать такие

Благодаря использованию учителем метапредметного обучения, учащиеся быстрее...

Метапредметные универсальные умения | Статья в журнале...

Метапредметные результаты предполагают, что ученики будут владеть: универсальными учебными

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные

На метапредметных уроках, ребёнок делает другое: он не запоминает, а мыслит и

Основная деятельность учителя в подготовке к уроку, в подборе правильного материала.

Современный урок в начальной школе через призму...

— Как сделать так, чтобы современный урок был радостным и интересным?

- причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении

- различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности

2. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход: [Электронный ресурс]...

Формирование метапредметных компетенций у младших...

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века.

Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также

Колмакова В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных

Крузе Б. А., Еремеева Е. В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего...

Опыт и перспективы перехода на метапредметное обучение...

В ней уже на протяжении 40 лет применяется метапредметный подход в обучении. Ученики школы поделены на классы по 50–70 учеников, о каждом классе заботится группа из 4–5 преподавателей

Ученик является центром учебного процесса, учитель лишь помогает ему в усвоении знаний.

Многие преподаватели и учащиеся смотрят на реформу с энтузиазмом.

Системно-деятельностный подход как основа формирования...

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные

В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, подход, урок, учитель...

Метапредметное содержание образовательных стандартов

В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В

Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе.

Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход.

Задать вопрос