Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Станкевич О. В., Шевченко С. В., Баркалова Е. Ю., Прокудина Е. П., Станкевич А. В., Пантыкина Е. М., Томенко Л. В., Сычёв Ю. В. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 271-274. — URL https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 24.10.2019).



Введение Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменило отношение к содержанию образования, его основным принципам. В соответствии с требованиями стандарта, его основу должен составлять «принцип метапредметности», который способен обеспечить переход от действующей на сегодняшний день практики разделения знаний на предметы к единому выразительному восприятию окружающей действительности, к метадеятельности. Следствием такого перехода стали изменения в подходе к результатам обучения, приоритетными среди них стали метапредметные.

Но, что считать метапредметным результатом? В отечественной педагогической практике понятие «метапредметность» существует достаточно давно, при этом отсутствует его общее толкование. Различное толкование этого понятия можно встретить в разных научных школах.

Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В. Хуторского, Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко, став в дальнейшем одним из основных ориентиров при создании Федеральных государственных образовательных стандартов.

В работах А. В. Хуторского четко прослеживается смысл метапредметности образования. По его мнению, она заключается в том, что основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и человека.

В работах Ю. В. Громыко, метапредметное содержание образования интерпретируется как деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Т. е. «принцип метапредметности» является основой в обучении общим средствам, техникам, способам мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

  1. метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
  2. метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
  3. метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

С внедрением метапредметного подхода в образовании, метапредметные результаты вышли на первое место среди всех результатов обучения.

Так что же понимается под метапредметными результатами в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами? Метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач.

Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены следующие показатели:

  1. самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
  2. самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;
  3. способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  4. реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её решения;
  5. способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги;
  6. владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  7. владение способами создания, применения и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения решений учебных и познавательных задач;
  8. способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  9. способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;
  10. умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;
  11. умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  12. способность к формированию и развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных учебных действий (УУД). Перечень таких действий содержится в особом документе — программе формирования универсальных учебных действий, который является нормативным сопровождением Федеральных государственных образовательных стандартов, являясь их неотъемлемой частью.

Состав основных видов универсальных учебных действий разделен на четыре блока:

  1. личностные — это умение устанавливать учащимися взаимосвязь между целью образовательной деятельности и ее мотивом, действия, направленные на нравственно-этическую оценку усваиваемого материала, в соответствии с социальными и личностными ценностями, способными сформировать личностный моральный выбор;
  2. регулятивные — предлагают целеполагание как постановку образовательной цели, с определением промежуточных задач и их последовательности, составлением плана последовательных действий, прогнозированием результата и уровня усвоения изучаемого материала;
  3. общеучебные — предполагают освоение смыслового чтения, сознательное выстраивание речевого рассуждения в устной и письменной форме, определение и постановку проблемы, самостоятельная разработка алгоритмов деятельности при решении творческих проблем, а также оперирование знаково-символическими средствами;
  4. коммуникативные — предполагают навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками, поиск эффективных средств разрешения существующих и зарождающихся конфликтов, поиск и реализация альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций, контроль и коррекция поведения партнера, оценка его действий, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Наравне с описанными выше универсальными учебными действиями, фундаментальным ядром общего образования, а именно его содержания, являются надпредметные универсальные действия. В программе формирования универсальных учебных действий они определены как интеллектуальные действия учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

В рамках изучения конкретного учебного предмета все универсальные учебные действия, образующие фундаментальное ядро содержания образования, занимают первостепенное значение.

Личностные действия сопряжены с личностными результатами изучения предмета, обеспечивая ценностно-смысловую ориентацию обучающихся; регулятивные действия неразрывно связаны с метапредметными результатами, способными обеспечить организацию учебной и внеучебной деятельности; в тоже время, коммуникативные действия требуются на всех уровнях результативности образовательного процесса, ввиду того, что способны обеспечить эффективное взаимодействие его участников.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. метапредметный подход в образовательном процессе, и, как следствие, метапредметные результаты обучения являются основополагающими направлениями профессиональной деятельности педагога;
  2. для достижения эффективных метапредметных результатов обучающихся, существует необходимость формирования и отработки у них системы универсальных учебных действий, перечень которых четко прописан в нормативном документе под названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования», который в свою очередь является неотъемлемой частью Федеральных государственных образовательных стандартов.
  3. с описанием и рекомендациями по формированию универсальных учебных действий у обучающихся можно ознакомиться в другом нормативном документе, в программе формирования универсальных учебных действий.
  4. современный педагог обязан овладеть теоретическими и практическими знаниями особенности метапредметного подхода в образовательном процессе и сформировавшихся мнений в отношении данного направления в отечественной педагогической теории и практике.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Программа развития универсальных ученых действий [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. — Режим доступа: stanart.edu.ru/attachment.aspx?id=127, свободный. — Загл. с экрана.
  2. Вяземский, Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Е. Е. Вяземский. — М.: Просвещение, 2012.
  3. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. — Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681. свободный.
  4. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико¬практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства/Ю. В. Громыко. — Минск: Технопринт, 2000.
  5. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М., 2008.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu. ги/. свободный. — Загл. с экрана.
  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): метапредметный подход, действие, образовательный процесс, программа формирования, учебный предмет, познавательная деятельность, нормативный документ, общее образование, профессиональная деятельность, смысловое чтение.


Похожие статьи

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности.

Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.

Метапредметное содержание образовательных стандартов

У Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. .

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной...

...умение, метапредметное обучение, метапредметный подход, действие, образовательная система, знание, учебная деятельность, метапредметное содержание образования, основное средство достижения метапредметности, социальный опыт.

Метапредметный подход в конструировании содержания...

англоязычное говорение, иностранный язык, метапредметный подход, начальное общее образование, англоязычная речь, теоретическое мышление, способ формирования, универсальный способ деятельности...

Метапредметные универсальные умения | Статья в журнале...

Метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, освоенные учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые в рамках не только образовательного процесса...

Формирование метапредметных компетенций у младших...

В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования. [11, с. 7–8]. По мнению А. В. Хуторского, метапредметность — это

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процессаучебных...

Метапредметные связи на уроках информатики

Ключевые слова: метапредметность, требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать...

Похожие статьи

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности.

Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.

Метапредметное содержание образовательных стандартов

У Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. .

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной...

...умение, метапредметное обучение, метапредметный подход, действие, образовательная система, знание, учебная деятельность, метапредметное содержание образования, основное средство достижения метапредметности, социальный опыт.

Метапредметный подход в конструировании содержания...

англоязычное говорение, иностранный язык, метапредметный подход, начальное общее образование, англоязычная речь, теоретическое мышление, способ формирования, универсальный способ деятельности...

Метапредметные универсальные умения | Статья в журнале...

Метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, освоенные учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые в рамках не только образовательного процесса...

Формирование метапредметных компетенций у младших...

В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования. [11, с. 7–8]. По мнению А. В. Хуторского, метапредметность — это

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процессаучебных...

Метапредметные связи на уроках информатики

Ключевые слова: метапредметность, требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать...

Задать вопрос