Метапредметное обучение как доминирующий фактор развития личности ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2020)

Дата публикации: 16.02.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Зябкина Е. В., Кристинина Е. И. Метапредметное обучение как доминирующий фактор развития личности ребенка [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15658/ (дата обращения: 22.02.2020).

Препринт статьи



Науки разделены не естественным путём, а лишь из соображений удобства. Природа не заинтересована в подобном разделении, и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки.

Ричард Фейнман, американский учёный-физик

Цель современного образования:

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей получению обучающимися современного качественного образования, духовному, нравственному, физическому развитию и социализации личности.

Следовательно, сегодня на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект.

В связи с этим, как никогда возрастает воспитательный потенциал учебных предметов всех циклов. Учитель выступает сегодня не только как информатор, источник специальных знаний, но и как организатор такой среды обучения и воспитания, которая является доминирующим фактором развития личности ребенка, так называемое метапредметное обучение.

Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов обучения в школе. Однако многие педагоги еще далеки от понимания сути метапредметного обучения, того, как можно применять метапредметный подход на уроках и занятиях. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать новый тип сознания и учащегося, и учителя, который не фиксирован рамками учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний и умений, предлагаемых в контексте каждой из дисциплин.

Главная задача метапредметного обучения — не передача знаний, а обучение универсальным, т. е. применимым к любым областям деятельности и ситуациям, способам получения и использования знаний, планированию деятельности, критической оценке полученного результата.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

Метапредметные технологии позволяют педагогу критически осмыслить проблемы детей, осмыслить то, носителем каких культурных способов он является сам, какие ключевые модели и образующие их идеализации он использует, изучать изменения в собственном мировоззрении.

Так каковы же педагогические технологии, используемые учителем, на основе личностной ориентации педагогического процесса в метапредметном обучении? Познакомимся с некоторыми из них:

− исследовательская (проблемно-поисковая). Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие»;

− коммуникативная (дискуссионная). Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;

− имитационного моделирования (игровая). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;

− психологическая (самоопределенческая). Особенностью этой технологии является самоопределение обучаемого, к выполнению той или иной образовательной деятельности;

− деятельностная. Характерной чертой данной технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

− рефлексивная. Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

Применение вышеуказанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие:

− формирование способностей самостоятельного приобретения навыков знаний в процессе решения практических задач и проблем;

− овладение навыками структуризации и классификации поступающей информации;

− приобретение важных характеристик мышления: гибкости, связности, структурности.

Не менее важно, как может реализовать свои основные функции учитель в учебной деятельности:

− Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки). Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ученике, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами подростка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью. Эта функция определяет успех уроков.

− Учитель как исследователь (исследовательская функция). Умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого ученика в учебном взаимодействии; использование учителем в процессе обучения психодиагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребёнка, о его успехах и трудностях; применение учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Учитель должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ученика в учебном общении с ним и адекватно контролировать ход его продвижения в освоении знаний.

− Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности учащихся в учителе, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь ребёнка в сферу своих интересов. Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого учителя значимо для учеников и потому дети готовы обращаться к нему за консультацией.

− Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция). Учитель-фасилитатор — это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового. Он строит свои взаимоотношения с учеником на безоценочном положительном принятии ребенка, непринужденности самовыражения, потребности и способности понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия. Учитель умеет видеть и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха.

Традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, метапредметный подход предполагает такую реорганизацию предметного образования, при которой транслируется как информационное содержание — знания для осмысленного использования, так и прикладное — умения использования этих знаний. Метапредметный подход делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно, обучение превращается в процесс саморазвития и расширяет горизонты его понимания себя и мира. Без учителя, который применяет новейшие технологии, невозможна реализация приоритетных задач современного образования, ориентированных на качественное образование и формирование у выпускников метапредметных умений и навыков. Обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, т. е. на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал не только начального, но и общего среднего образования.

Литература:

  1. Википедия: Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  2. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.