Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.10.2022

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Федосова, В. В. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях / В. В. Федосова, В. С. Пенюгалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95409/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической поддержки педагогического коллектива, осуществляемый старшим воспитателем дошкольного учреждения с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников). Даны практические рекомендации по выбору содержательной части каждого блока методического обеспечения педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.

На сегодняшний день в условиях внедрения ФГОС в практическую деятельность подавляющего большинства дошкольных образовательных организаций возникают непредвиденные трудности, трудности, требующие своевременной и оперативной реакции со стороны педагогов, которые в силу отсутствия такого опыта, срочно нуждаются в помощи — методической поддержке.

Проблема методического обеспечения педагогов дошкольного образования сложна, так как отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражена через системно-структурные, процессуальные и деятельностные характеристики (И. А. Липский).

Цель статьи — раскрыть сущность методической поддержки воспитателей дошкольных учреждений.

Важнейшим требованием реализации ФГОС дошкольного образования является постоянная методическая поддержка педагогов.

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическую поддержку педагога можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическая поддержка — это специально организованное системное взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи учителю в выборе путей решения проблем и типовых проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта [1, c. 142]. Сущность методического обеспечения учителей составляет систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Анализируя результаты наблюдений за отношениями детей в старших группах детского сада, можно сделать вывод о недостаточном, а иногда и низком уровне сформированности навыков продуктивного общения у детей. Формирование коммуникативных навыков остается вне зоны внимания педагогов.

В основном воспитатели занимаются развитием познавательных способностей детей и установлением общей дисциплины в группе. Современное семейное воспитание зачастую не в состоянии обеспечить полноценное коммуникативное развитие ребенка. Все это приводит к тому, что дети предпочитают играть самостоятельно, изолированно от других, не принимая в свои игры сверстников [4, c. 55].

Увеличивается количество конфликтных ситуаций. Есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми.

Для решения вышеуказанных проблем, а также для более качественной подготовки к школе в плане их социальной готовности и профилактики школьной дезадаптации необходимо оказывать методическую поддержку воспитателям дошкольных учреждений в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к учебе в школе, как наиболее эффективная форма работы в детском саду. Основной целью такого рода методической поддержки является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития навыков свободного и продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками [2, c. 65].

Методическая поддержка воспитателей ДОУ строится на основе блоков (диагностического, психолого-педагогического и профилактического, а также блока консультирования педагогов) и осуществляется старшим воспитателем с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного образования и родителей воспитанников).

В начале сопроводительной работы с педагогами необходимо ориентироваться на диагностические средства при работе с дошкольниками для выявления текущего уровня сформированности социально-коммуникативной готовности ребенка к школе.

Этой работе обязательно предшествует внимательное изучение педагогом и психологом коммуникативного поведения каждого ребенка в группе сверстников, его эмоционального самочувствия, а также общего уровня психологического комфорта группы и стиля работы педагогов, отношения с учениками.

С этой целью проводятся наблюдения за различными видами деятельности воспитанников, уточняющие беседы с воспитателями. Анализ результатов наблюдения позволяет выявить детей с трудностями в общении, особенности взаимодействия взрослых и детей, влияние взрослых на формирование социально-коммуникативных навыков каждого ребенка. Затем психолог проводит более тщательное, углубленное обследование детей.

По мере необходимости к осмотру подключаются логопед и дефектолог. Это необходимо детям, у которых нарушения речи или умственная отсталость тормозят формирование коммуникативных навыков. По результатам обследования выявляют особенности социально-коммуникативного развития ребенка, планируют содержание индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, проводят консультации педагогов и родителей воспитанников по вопросам подготовки детей к школе [3, c. 108].

С самого рождения ребенок постепенно приобретает социальный и коммуникативный опыт посредством эмоционального общения со взрослыми. Именно они: родители, педагоги контролируют, направляют общение детей, показывают способы взаимодействия, одобряют или не одобряют то или иное поведение ребенка в общении.

Поэтому на них лежит огромная ответственность за формирование социальной и коммуникативной готовности детей к обучению в школе. Блок психологического воспитания и профилактики очень важен в методической поддержке воспитателей дошкольных учреждений.

Темы просветительской и профилактической работы варьируются в зависимости от конкретных условий и актуальных на текущий момент проблем, но некоторые темы рекомендованы для обязательного освещения. В данной работе необходимо учитывать не только вопросы общения ребенка со сверстниками или взрослых с детьми, но и особенности взаимодействия взрослых друг с другом (общение педагогов в коллективе и взаимоотношения родителей в семье). Это важно, так как личный пример взрослого — один из эффективных методов развития тех или иных качеств личности ребенка.

В рамках профилактической работы с учителями на педагогических советах и методических часах проводятся психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и сплоченности коллектива.

Тематические информационные стенды предназначены для родителей и педагогов. Примерные темы воспитательной работы с воспитателями дошкольных учреждений:

— «Концепция коммуникативного развития. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков детей в детском саду».

— «Искусство общения в коллективе: взаимоотношения педагогов, социально-психологический комфорт группы».

— «Повышение профессионального мастерства педагогов» (повышение коммуникативных навыков).

— «Роль воспитателя в формировании межличностных отношений детей в группе сверстников».

— «Детские конфликты: профилактика и регулирование».

— «Такие «комфортные» дети — работа воспитателя с застенчивыми и неактивными детьми».

— «Обучение детей общению».

— «Стиль семейного воспитания. Как выстроить оптимальное взаимодействие с ребенком».

— «Социальная адаптация ребенка к школе».

Основная задача методической поддержки на данном этапе — помочь педагогам и родителям организовать правильное взаимодействие с детьми в детском саду и дома.

Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, на которых учитываются конкретные коммуникативные трудности ребенка во взаимодействии с другими детьми, родителями или педагогами; разрабатываются пути решения выявленных проблем, демонстрируются различные способы общения с ребенком для формирования адекватного коммуникативного поведения для формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Психологическое консультирование проводится по желанию педагогов, а также по инициативе старшего воспитателя в случае особой остроты проблемы.

Таким образом, в статье рассматривается сущность методической поддержки педагогов дошкольного образования, ее назначение и основные составляющие, представленные в виде блока диагностики, психологического воспитания и профилактики, а также блока консультирования педагогов. В исследовании также описывается процесс организации методической поддержки педагогического коллектива, осуществляемый старшим воспитателем дошкольного учреждения с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников).

Данное исследование не исчерпывает всех практических вопросов методического обеспечения педагогов дошкольного образования ввиду широты изучаемого явления, поэтому дальнейшие научные исследования будут направлены на вопросы, связанные с методическим обеспечением педагогов в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Литература:

  1. Абибуллаева, Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях / Э. А. Абибуллаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 142–145. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дата обращения: 10.10.2022).
  2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис... канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. — Екатеринбург, 1994. —230 с.
  3. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М.: Айрисс-пресс, 2008.- 192 с.
  4. Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. — 2015г. — С. 55–58
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, методическая поддержка, ребенок, методическое обеспечение педагогов, старший воспитатель, детский сад, дошкольное учреждение, родитель воспитанников, образовательный процесс, педагогический коллектив.


Похожие статьи

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные

методическое обеспечение (процесс поиска, разработки, проверки, выбора, испытания и

Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа».

Сущность методического сопровождения педагогов...

Приводятся практические рекомендации по выбору содержательной части каждого блока методического сопровождения педагогов ДОУ. Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование. Постановка проблемы.

Особенности информационно-методической поддержки...

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям

Таким образом, работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию.

Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей.

Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева.

методическая поддержка, образовательный процесс...

Ключевые слова: ФГОС ДО, методическая служба, педагог, развитие, деятельность.

Научно-методический совет. В него входят педагоги детского сада с высшей

- Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

детский сад, образовательная деятельность, методическая служба, педагогический коллектив, старший...

Методическая работа с воспитателями детского сада

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями.

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс

методическая работа, дошкольное учреждение, адаптивная образовательная среда, детский сад

методическая работа, детский сад, педагог, Методический клуб, дошкольное...

Мотивация профессионального развития и методическое...

обеспечение бюджетного финансирования в соответствии со статусом детского сада

Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное...

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством...

Таким образом, методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс...

дошкольное образование, методическая поддержка...

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но так же от каждого педагога и от методической службы [2, с. 38].

Похожие статьи

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные

методическое обеспечение (процесс поиска, разработки, проверки, выбора, испытания и

Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа».

Сущность методического сопровождения педагогов...

Приводятся практические рекомендации по выбору содержательной части каждого блока методического сопровождения педагогов ДОУ. Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование. Постановка проблемы.

Особенности информационно-методической поддержки...

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям

Таким образом, работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию.

Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей.

Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева.

методическая поддержка, образовательный процесс...

Ключевые слова: ФГОС ДО, методическая служба, педагог, развитие, деятельность.

Научно-методический совет. В него входят педагоги детского сада с высшей

- Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

детский сад, образовательная деятельность, методическая служба, педагогический коллектив, старший...

Методическая работа с воспитателями детского сада

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями.

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс

методическая работа, дошкольное учреждение, адаптивная образовательная среда, детский сад

методическая работа, детский сад, педагог, Методический клуб, дошкольное...

Мотивация профессионального развития и методическое...

обеспечение бюджетного финансирования в соответствии со статусом детского сада

Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное...

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством...

Таким образом, методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс...

дошкольное образование, методическая поддержка...

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но так же от каждого педагога и от методической службы [2, с. 38].

Задать вопрос