В данной статье рассматриваются основные проблемы бюджетирования, с которыми сталкиваются судоремонтные компании Российской Федерации. Выявлена тенденция снижения инвестиционной поддержки со стороны государства судоремонтным компаниям. Основное отличие бюджетирования судоремонтных компаний от других заключается в том, что они не могут заранее определить затраты на ремонт без диагностики судна. Бюджетирование судоремонтных организаций напрямую связано с финансовым планированием, что обуславливает необходимость его совершенствования и устранения затруднений в организации финансового планирования.
Ключевые слова: судоремонтная отрасль, бюджетирование, инвестиции, финансовое планирование, государственная поддержка.
В структуре морского транспорта России судоремонтные подразделения играют ключевую роль, поскольку к их основным задачам относится поддержка морских судов в пригодном хозяйственном состоянии.
Судоремонтные предприятия производят следующие виды ремонта: планово-предупредительный, восстановительный, аварийный, поддерживающий. Большинство компаний судоремонтной отрасли в России имеют в своем арсенале инновационное техническое оборудование, опытных специалистов, так как судоремонт включает в себя большое количество разных по сложности процедур.
На текущий момент в Российской Федерации осуществляют хозяйственную деятельность примерно 50 гигантов и около 100 микросудоремонтных организаций, которые производят ремонт и техническое обслуживание (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика количества действующих крупных судоремонтных организаций с 2018–2021 гг. [1]
Как видно из рисунка, с 2018 по 2021 год количество действующих судоремонтных организаций снизилось на 41,2 %, в абсолютном выражении снижение количества организаций за 3 года составило 35 шт. Основной причиной такого резкого снижения послужило обострение политических взаимоотношений с западными странами. Не секрет, что большая часть комплектующих для ремонта были импортными. Страны, которые продолжают импортировать комплектующие, стали задерживать сроки поставки, тем самым оказывая давление на активность и эффективность деятельности судоремонтных организаций.
Помимо внешних угроз, компаниям также угрожают и внутренние. К ним относятся: ошибки, допущенные сотрудниками в ходе выполнения рабочих обязанностей.
Бюджетирование — это непрерывный процесс по планированию, разработке и исполнению бюджета. Отсутствие грамотной и эффективной стратегии бюджетирования приводит к большим убыткам.
Рассмотрим этапы планирования бюджета на рисунке 2.
Рис. 2. Этапы планирования бюджета [4]
Подводя итог, можно сказать, что бюджетирование напрямую взаимосвязано с планированием, управленческим учетом, финансовым анализом. Пренебрежение всего лишь одним компонентом не позволит компании достичь поставленных финансовых целей.
Рассмотрим основные проблемы бюджетирования судоремонтных организаций (рисунок 3).
Рис. 3. Проблемы бюджетирования предприятий
Проблематика бюджетирования российских судоремонтных организаций заключается в том, что ведение управленческого учета осуществляется больше для налоговых органов, чем для самой организации, поэтому наблюдаются показатели ниже западных и европейских компаний. Отсутствие видения российскими компаниями прямой взаимосвязи между бюджетированием и стратегическим планированием ограничивает их результат [4, c. 180].
Бюджетирование невозможно без финансового планирования, соответственно и в данной области есть недостатки:
- Отсутствие планирования процесса.
Причиной этому служит недостаток информации, длинный срок ее сбора. В случаях, когда информация собрана, есть риск потери качества при передаче ее между функциональными подразделениями компании. Еще одной причиной отсутствия финансового планирования на предприятиях является длительность согласования плана.
- Нереальность достижения финансовых планов.
Получение высокого результата зависит от долгосрочной стратегии. Некоторые топ-менеджеры хотят получить быстрый результат за короткий срок, не имея при этом особых оснований. Помимо этого, сотрудники часто сталкиваются с ситуацией, когда руководящий менеджер устанавливает высокие планки относительно предыдущих результатов, тем самым демотивирует подчинённых.
- Отсутствие поэтапной работы по финансовому планированию.
Сначала идет разработка плана, его рассмотрение, затем исполнение. При нарушении последовательности этапов и хаотичной работе подразделений невозможно достичь желаемых финансовых результатов, в частности, высокой рентабельности.
- Реализуемость.
План не может быть достигнут при отсутствии необходимых финансовых и материальных ресурсов для его выполнения.
- Долгий процесс планирования.
Длинный срок планирования делает его неэффективным при принятии быстрых управленческих решений [2, c. 224].
Рассмотрим в каком объеме государство поддерживает деятельность судоремонтных организаций (рисунок 4).
Рис. 4. Динамика объема государственных инвестиций в основной капитал организаций судоремонтной отрасли по отношению к 2018 году, в процентах [1]
Анализируя динамику объема государственных инвестиций в основной капитал организаций судоремонтной отрасли, мы можем сделать следующие выводы: с 2020 по 2022 гг., объем государственных инвестиций имеет восходящий тренд, то есть год за годом увеличивается, а именно за 2 года на 17 % относительно 2020 года. C 2023–2025 года нисходящий тренд, за 2 года объем инвестиций планируется уменьшится на 25 %.
Судоремонтная отрасль имеет свои специфические отличая от любых других сфер деятельности, а именно нет возможности заранее определить какие ремонтные работы необходимы клиенту, их объем и стоимость. Поэтому на первое место выходит оперативность оказываемых услуг по приведению судна в рабочее состояние. По этой причине, важно иметь квалифицированный штат сотрудников, своевременные поставки комплектующих и оборудования.
Заключение
Таким образом, процесс бюджетирования судоремонтных компании тесно связан как с финансовым планированием, так и с управленческим учётом. При решении всех выше указанных проблем, перспективы роста судоремонтной отрасли достаточно высоки. Наличие предприятий с современным оборудованием и квалифицированным штатом сотрудников, задействованных на производстве, способно обеспечить постоянный приток заказов на выполнение работ даже от зарубежных судовладельцев. А это в свою очередь принесет значительную прибыль не только руководству предприятия, но и бюджету (региональному и федеральному).
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2019 N 2553-р «Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года».
- Кандалинцев, В. Сбалансированное управление предприятием / В. Кандалинцев. — Москва: КноРус, 2019. — 224 с
- Матюнина М. В., Пошеченков П. С. Методологические основы планирования расходов бюджета // Современная научная мысль. -2020. — № 2. — С. 178–183.
- Пономарева С. В. Управленческий учет: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 109 с.