Проблема соотношения понятий «политическая агитация» и «политическая реклама» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.10.2022

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Коваленко, С. А. Проблема соотношения понятий «политическая агитация» и «политическая реклама» / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95305/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия «предвыборная агитация» и «политическая реклама». Освещаются вопросы соотношения указанных политико-правовых категорий, их взаимосвязь. Акцентируется внимание на несовершенстве отечественного законодательства в части регулирования вопросов осуществления политической рекламы.

Ключевые слова: предвыборная агитация, политическая реклама, избирательная компания, избирательное право, выборы, деятельность политических партий.

Одной из наиболее действенных и распространенных в Российской Федерации форм взаимоотношения избирателей (лиц, обладающих активным избирательным правом) и избираемых (субъектов, обладающих пассивным избирательным правом) является предвыборная агитация. Последняя осуществляется в ходе осуществления избирательной кампании, заканчиваясь в момент ее окончания. При этом деятельность политических партий по привлечению «на свою сторону» избирателей не оканчивается в момент окончания избирательной кампании, данная деятельность осуществляется, в том числе, в ходе политической рекламы.

Как указывает Т. В. Троицкая, одной из проблем отечественного избирательного права является отсутствие легального определения указанного понятия и его взаимодействия с иными категориями указанного правового института, что видится достаточно большой проблемой [5, с. 6].

Рассмотрим, для начала, определение политической агитации, которое дано в нормативных правовых актах и в науке. Легальное определение указанного понятия дано в п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [7], который определяет интересующую категорию как деятельность, которая осуществляется в период избирательной кампании, целью которой является побуждение избирателей к голосованию за кандидата кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Примечательно при этом, что законодатель предусматривает и иное синонимичное определение указанного политико-правового института — «политическая агитация». Данный факт видится достаточно важным в аспекте рассматриваемого вопроса, в связи с тем, что нормативная правовая база признает то, что указанная деятельность носит политический характер и непосредственно связана с политической деятельностью.

Нельзя не отметить, что легальное определение видится достаточно логичным и не требующим изменения, в связи с тем, что оно отражает политико-правовую сущность указанной деятельности, которая имеет целью привлечение в ходе осуществления предвыборной кампании политическими партиями или же кандидатами электората.

При этом, исходя из содержания законодательного определения, можно прийти к выводу о том, что агитационная деятельность ограничена сроками проведения предвыборной кампании, оканчиваясь в момент окончания проведения выборов. Как отмечают отдельные авторы, данная деятельность носит ограниченный по срокам и непосредственным целям характер и связана с достижением конкретной цели — получение преимущества на проводимых в определенный момент времени выборах с целью дальнейшего осуществления политической борьбы и деятельности [6, с. 103].

Аналогичной позиции придерживается и А. А. Романова, которая указывает, что к одному из основных признаков предвыборной агитации необходимо относить ее кратковременный характер и строго ограниченную цель, которая связана с осуществлением политической борьбы в рамках конкретного вопроса — получения голосов в ходе выборов [4, с. 80].

Для понимания сущности предвыборной агитации, необходимо указать на те методы, в которых она осуществляется. Законодатель в ч. 3 ст. 48 вышеназванного федерального закона определяет, что агитация может быть выражена в следующих методах:

— в виде распространения сведений по телеканалах, в сетевых и печатных изданиях;

— в виде осуществления публичных мероприятий агитационного характера;

— в виде изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в том числе, в сети «Интернет»;

— иными методами, которые не запрещены законом.

То есть указанный перечень является открытым и дозволяет субъектам пассивного избирательного права использовать любые методы, которые не будут противоречить избирательному и иному законодательству РФ [1, с. 39].

Рассмотрим определение политической рекламы. Современное российское законодательство указанное понятие не определяет. Единственным случаем, в нормативно-правовом регулировании, когда было сформулировано определение политической рекламы является Постановление ЦИК России от 5 апреля 1996 г. № 86/718-II [3].

Указанный нормативный правовой акт определил политическую рекламу как распространение участниками избирательного процесса через СМИ информации о кандидатах на должность Президента РФ с использованием средств и приемов, которые отличают рекламные материалы от иных видов и жанров информации (броскость, лаконизм, повторяемость и проч.) с целью формирования общественного мнения.

Стоит отметить, что указанное определение не вполне соответствует тем законодательным положениям, которые нашли свое отражение в соответствующем федеральном законе, который указывает на то, что реклама представляет собой информацию, которая распространяется любым способом с целью привлечения внимания в объекту рекламирования [8].

ЦИК РФ указывает на распространение данной формы рекламы именно через СМИ, однако, безусловно, она может распространяться и иными способами, что следует из легальных положений законодательства о рекламе.

Достаточно логичным видится определение политической рекламы, данное Н. Г. Хрошевич, указывающим на то, что политическая реклама представляет собой вид рекламы, которая носит ярко выраженный агитационный характер, нацеленный на привлечение интереса граждан к тем или иным политическим партиям, объединениями и иным субъектам политики, с целью получения ими одобрения общества и повышение легитимности [9, с. 79].

Как отмечают отдельные авторы, сущность политической рекламы заключается в том, что она действует постоянно и не зависит от каких-либо социально-значимых событий, так как имеет целью сформировать определенное представление и лиц о тех или иных политических явлениях и (или) их участниках, в том числе с целью привлечения сторонников и лояльных граждан [2 с. 2].

На основании изложенного, видится возможным сформулировать авторское определение рассматриваемой категории. Итак, политическая реклама представляет собой постоянно действующую форму донесения информации о субъектах политики и их деятельности с целью одобрения их действий и привлечения лиц, которая разделению политические взгляды субъектов и готовы поддерживать их. Видится возможным указать на то, что рассматриваемый вид рекламы является агитацией, так как нацелен на привлечение электората субъектами политики.

Говоря о соотношении предвыборной агитации и политической рекламы необходимо указать, что последняя носит куда более широкий характер, так как не ограничена какими-либо временными и пространственными рамками, фактически, действуя в той или иной форме постоянно. Предвыборная агитация, в свою очередь, носит несколько «усеченный» характер и находится в зависимости от сроков проведения тех или иных выборов, а также региона их проведения.

Ярким примером является газета «Правда», выпускаемая Коммунистической партией Российской Федерации. В «обычном режиме» она, исходя из анализа содержания, имеет своей целью проведение политической агитации среди граждан и привлечение интереса к собственной политической деятельности. Однако в режиме предвыборной борьбы, данное издание осуществляет привлечение электората с целью получения голосов на выборах.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что понятие «политическая реклама» и «предвыборная агитация» соотносятся как целое и часть, в связи с тем, что последняя представляет собой деятельность по привлечению электората в строго отведенный период избирательной кампании, а политическая реклама имеет ту же цель, но существующую перманентно.

На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что рассмотренные политико-правовые категории имеют существенное значение в политической жизни общества и государства. На основе проведенного анализа видится необходимым исключить из п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указание на возможность применения по отношению к предвыборной агитации синонимичного понятия «политическая агитация» применив его к политической рекламе.

В то же время, считается необходимым дополнение ч. 1 ст. 2 названного федерального закона п. 4.1, который стоит изложить в следующей редакции: «политическая реклама (политическая агитация) — деятельность субъектов политики, действующих в соответствии с требованиями законодательства, имеющая целью влияние не запрещенными законом способами, на мнение граждан, с целью привлечения электората и укрепления роли в обществе».

Видится, что указанные изменения приведут к повышению эффективности правового регулирования в области деятельности политических партий и избирательных кампаний.

Литература:

  1. Зелинский Я. В. Формы и методы предвыборной агитации: проблемы идентификации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 2 (49). С. 37–40.
  2. Казданян С. Ш., Енгоян П. А., Акопян Г. А. О влиянии рекламы на политическое поведение личности // Бюллетень науки и практики. 2017. № 1 (14). С. 1–6.
  3. Об Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях: постановление Центральной избирательной комиссии Рос. Федерации от 05.04.1996 № 86/76-II // Вестник Центризбиркома РФ. 1996. № 73.
  4. Романова А. А. Тенденции правового регулирования предвыборной агитации в сети Интернет // Молодой ученый. 2018. № 15 (201). С. 79–81
  5. Троицкая Т. В. Предвыборная агитация в России: конституционно-правовой аспект // Economic Consultant. 2017. № 2 (18). С. 5–9.
  6. Турищева Н. Ю. Предвыборная агитация в системе правового и социально-политического регулирования выборов // Государство и право. 2019. № 1. С. 102–111.
  7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 22.05.2002] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  8. О рекламе: Федер. закон [принят Гос. Думой 22.02.2006] // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
  9. Хорошевич Н. Г. Социальная и политическая реклама: учебное-методическое пособие. Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2015. 146 с.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая реклама, предвыборная агитация, избирательная кампания, политическая агитация, привлечение электората, Российская Федерация, субъект политики, деятельность политических партий, политическая борьба, предвыборная кампания.


Похожие статьи

Правовые аспекты регулирования рекламной деятельности

В данной статье рассматривается законодательное регулирование рекламной деятельности в РФ. Исследуется понятие рекламы, ее виды, субъекты рекламной деятельности, содержание и требования к рекламной деятельности. Проводится обзор судебной практики по ...

К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» в законодательстве Российской Федерации

В работе автором рассматривается вопрос о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» по российскому законодательству. Подробно исследуются различные точки зрения правоведов относительно понятий государственный контроль ...

Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности

В настоящей статье автор анализирует понятие преступлений в сфере экономической деятельности, а также предлагаемые варианты классификации данных посягательств. Кроме того, проводится соотношение понятий «преступления в сфере экономической деятельност...

Соотношение понятий «правовая охрана» и «правовая защита»

В статье рассмотрены смысл и содержание понятий «правовая охрана» и «правовая защита», их различия и взаимосвязи в контексте законодательства и практики.

Становление государственного регулирования рекламной деятельности и ее современные проблемы

Статья посвящена исследованию проблемы государственного регулирования рекламы. В статье приведены наиболее используемые способы обхода российского законодательства в сфере рекламы и вопрос этичности использования эпатажных технологий в рекламе.

Гражданско-правовые проблемы регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации

Рекламная деятельность является важным элементом рыночной экономики. В статье рассматриваются гражданско-правовые проблемы регулирования рекламы в Российской Федерации, включая достоверность рекламной информации, рекламу опасных товаров и интернет-ре...

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Налогообложение рекламной деятельности в РФ: вопросы теории и практики

В статье исследованы теоретические вопросы налогообложения рекламной деятельности, а также их реализация на практике. Выделены особенности начисления налогов на продукты рекламной деятельности в отечественной практике при отсутствии «налога на реклам...

Общая характеристика рекламной деятельности

В данной статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «рекламная деятельность». Дана характеристика выполняемым функциям, роли рекламной деятельности, а также рассмотрены её основные классификации.

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России. Поднимается проблема конститу...

Похожие статьи

Правовые аспекты регулирования рекламной деятельности

В данной статье рассматривается законодательное регулирование рекламной деятельности в РФ. Исследуется понятие рекламы, ее виды, субъекты рекламной деятельности, содержание и требования к рекламной деятельности. Проводится обзор судебной практики по ...

К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» в законодательстве Российской Федерации

В работе автором рассматривается вопрос о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» по российскому законодательству. Подробно исследуются различные точки зрения правоведов относительно понятий государственный контроль ...

Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности

В настоящей статье автор анализирует понятие преступлений в сфере экономической деятельности, а также предлагаемые варианты классификации данных посягательств. Кроме того, проводится соотношение понятий «преступления в сфере экономической деятельност...

Соотношение понятий «правовая охрана» и «правовая защита»

В статье рассмотрены смысл и содержание понятий «правовая охрана» и «правовая защита», их различия и взаимосвязи в контексте законодательства и практики.

Становление государственного регулирования рекламной деятельности и ее современные проблемы

Статья посвящена исследованию проблемы государственного регулирования рекламы. В статье приведены наиболее используемые способы обхода российского законодательства в сфере рекламы и вопрос этичности использования эпатажных технологий в рекламе.

Гражданско-правовые проблемы регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации

Рекламная деятельность является важным элементом рыночной экономики. В статье рассматриваются гражданско-правовые проблемы регулирования рекламы в Российской Федерации, включая достоверность рекламной информации, рекламу опасных товаров и интернет-ре...

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Налогообложение рекламной деятельности в РФ: вопросы теории и практики

В статье исследованы теоретические вопросы налогообложения рекламной деятельности, а также их реализация на практике. Выделены особенности начисления налогов на продукты рекламной деятельности в отечественной практике при отсутствии «налога на реклам...

Общая характеристика рекламной деятельности

В данной статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «рекламная деятельность». Дана характеристика выполняемым функциям, роли рекламной деятельности, а также рассмотрены её основные классификации.

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России. Поднимается проблема конститу...

Задать вопрос