В статье автор предлагает изменить законодательные формулировки, связанные с определением статуса Главной военной прокуратуры.
Ключевые слова: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Главная военная прокуратура.
На сегодняшний день видится определенная проблема организационных противоречий в нормативных документах по поводу определения места Главной военной прокуратуры в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Дело в том, что с момента принятия Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ [1] часть 6 статьи 14 Закона о прокуратуре [2] определяет, что Главная военная прокуратура образуется на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Более того, зачастую в средствах массовой информации звучат положения о том, что Главная военная прокуратура по сути является одним из управлений Генеральной прокуратуры.
Казалось бы, все просто, понятно и подкреплено законодательным определением, однако в последнее время в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации все чаще в одном и том же предложении употребляется словосочетание «структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры», тем самым, как бы подчеркивается, что Главная военная прокуратура обособляется от структурных подразделений Генеральной прокуратуры и, одновременно, имеет самостоятельное структурное разделение.
Чтобы разобраться в указанной ситуации, необходимо обратиться к ч. 4 ст. 14 Закона о прокуратуре, в соответствии с которой структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления (в том числе в составе главных управлений) и отделы (на правах управлений, в составе управлений).
При этом, начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
В то же время законодательно установлено и никем не оспаривается, что Главный военный прокурор, возглавляющий российское военно-надзорное ведомство, имеет статус заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, в связи с чем, Главная военная прокуратура не является и не может являться главным управлением, управлением или отделом на правах управления в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Это подтверждается и положениям п. 1.3 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации [3], согласно которым заместители Генерального прокурора Российской Федерации осуществляют функции контроля за деятельностью главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры, а не возглавляют их.
Что же касается определения статуса Главной военной прокуратуры как самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, то в данном вопросе все так же неоднозначно.
Например, главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в соответствии с организационно-распорядительными документами всегда являлись и в настоящее время являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Вместе с тем, по своему статусу начальники указанных управлений являются старшими помощниками Генерального прокурора Российской Федерации, что опять-таки не применимо к заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору.
Не входит Главная военная прокуратура в структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации и согласно сведениям соответствующего раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации [4].
В свою очередь, аналогично вышеуказанному структурному делению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (на главные управления, управления и отделы) Главная военная прокуратура в соответствии со своим Регламентом [5] имеет в своем составе собственные структурные подразделения: управления и отделы (например, организационное и правовое управления).
Таким образом, словосочетания «структурное подразделение» и «самостоятельное структурное подразделение» употребляются в нормативных документах, связанных с деятельностью органов прокуратуры Российской Федерации, преимущественно в качестве термина, обозначающего внутреннее деление конкретной прокуратуры на главные управления, управления, отделы и прочие кадровые подразделения (организационно-штатные единицы).
Определение федерального законодателя о том, что Главная военная прокуратура «образуется на правах структурного подразделения», то есть пользуется правами, идентичными правам главных управлений, управлений и отделов в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по мнению автора также не выдерживает критики, так как Главная военная прокуратура обладает куда более солидной компетенцией по сравнению, например, с главным управлением кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В связи с чем, представляется необходимым для определения статуса Главной военной прокуратуры, а также обозначения ее связи с Генеральной прокуратурой Российской Федерации использовать иной, отличный от «структурное подразделение», термин. К примеру, «обособленное подразделение в составе Генеральной прокуратуры», «самостоятельная единица (самостоятельное звено) в системе Генеральной прокуратуры». Другим вариантом видится отказ, по крайней мере, на законодательном уровне от подчеркивания какой-либо структурной связи и (или) зависимости Главной военной прокуратуры и Генеральной прокуратуры.
Литература:
- Федеральный закон от 10.02.1999 № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.02.1999, № 7, ст. 878.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2016 № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // «Законность». — 2016. — № 8.
- Структура Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Единый портал прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/structure/structure-divisions (дата обращения 31.08.2022).
- Приказ Главного военного прокурора от 30.03.2018 № 180 «Об утверждении Регламента Главной военной прокуратуры» // Система ГАРАНТ (дата обращения: 12.09.2022)