К вопросу об определении места Главной военной прокуратуры в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.09.2022

Статья просмотрена: 640 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, П. Н. К вопросу об определении места Главной военной прокуратуры в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации / П. Н. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94888/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье автор предлагает изменить законодательные формулировки, связанные с определением статуса Главной военной прокуратуры.

Ключевые слова: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Главная военная прокуратура.

На сегодняшний день видится определенная проблема организационных противоречий в нормативных документах по поводу определения места Главной военной прокуратуры в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Дело в том, что с момента принятия Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ [1] часть 6 статьи 14 Закона о прокуратуре [2] определяет, что Главная военная прокуратура образуется на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Более того, зачастую в средствах массовой информации звучат положения о том, что Главная военная прокуратура по сути является одним из управлений Генеральной прокуратуры.

Казалось бы, все просто, понятно и подкреплено законодательным определением, однако в последнее время в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации все чаще в одном и том же предложении употребляется словосочетание «структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры», тем самым, как бы подчеркивается, что Главная военная прокуратура обособляется от структурных подразделений Генеральной прокуратуры и, одновременно, имеет самостоятельное структурное разделение.

Чтобы разобраться в указанной ситуации, необходимо обратиться к ч. 4 ст. 14 Закона о прокуратуре, в соответствии с которой структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления (в том числе в составе главных управлений) и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

При этом, начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В то же время законодательно установлено и никем не оспаривается, что Главный военный прокурор, возглавляющий российское военно-надзорное ведомство, имеет статус заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, в связи с чем, Главная военная прокуратура не является и не может являться главным управлением, управлением или отделом на правах управления в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Это подтверждается и положениям п. 1.3 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации [3], согласно которым заместители Генерального прокурора Российской Федерации осуществляют функции контроля за деятельностью главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры, а не возглавляют их.

Что же касается определения статуса Главной военной прокуратуры как самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, то в данном вопросе все так же неоднозначно.

Например, главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в соответствии с организационно-распорядительными документами всегда являлись и в настоящее время являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Вместе с тем, по своему статусу начальники указанных управлений являются старшими помощниками Генерального прокурора Российской Федерации, что опять-таки не применимо к заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору.

Не входит Главная военная прокуратура в структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации и согласно сведениям соответствующего раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации [4].

В свою очередь, аналогично вышеуказанному структурному делению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (на главные управления, управления и отделы) Главная военная прокуратура в соответствии со своим Регламентом [5] имеет в своем составе собственные структурные подразделения: управления и отделы (например, организационное и правовое управления).

Таким образом, словосочетания «структурное подразделение» и «самостоятельное структурное подразделение» употребляются в нормативных документах, связанных с деятельностью органов прокуратуры Российской Федерации, преимущественно в качестве термина, обозначающего внутреннее деление конкретной прокуратуры на главные управления, управления, отделы и прочие кадровые подразделения (организационно-штатные единицы).

Определение федерального законодателя о том, что Главная военная прокуратура «образуется на правах структурного подразделения», то есть пользуется правами, идентичными правам главных управлений, управлений и отделов в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по мнению автора также не выдерживает критики, так как Главная военная прокуратура обладает куда более солидной компетенцией по сравнению, например, с главным управлением кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем, представляется необходимым для определения статуса Главной военной прокуратуры, а также обозначения ее связи с Генеральной прокуратурой Российской Федерации использовать иной, отличный от «структурное подразделение», термин. К примеру, «обособленное подразделение в составе Генеральной прокуратуры», «самостоятельная единица (самостоятельное звено) в системе Генеральной прокуратуры». Другим вариантом видится отказ, по крайней мере, на законодательном уровне от подчеркивания какой-либо структурной связи и (или) зависимости Главной военной прокуратуры и Генеральной прокуратуры.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.02.1999 № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.02.1999, № 7, ст. 878.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2016 № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // «Законность». — 2016. — № 8.
  4. Структура Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Единый портал прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/structure/structure-divisions (дата обращения 31.08.2022).
  5. Приказ Главного военного прокурора от 30.03.2018 № 180 «Об утверждении Регламента Главной военной прокуратуры» // Система ГАРАНТ (дата обращения: 12.09.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Генеральная прокуратура, Главная военная прокуратура, Генеральный прокурор, управление, отдел, главное управление, Главный военный прокурор, состав управлений, структурное подразделение.


Ключевые слова

Генеральная прокуратура Российской Федерации, Главная военная прокуратура

Похожие статьи

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Военная прокуратура: статус, структура и компетенция

В данной статье автор специфику военной прокуратуры посредством рассмотрения ее статуса, структуры и компетенции. Также анализируется роль Главного военного прокурора и особенности организации и управления Вооруженными Силами РФ.

О совершенствовании структуры системы органов прокуратуры

В настоящей статье автор обосновывает необходимость совершенствования структуры системы органов прокуратуры в части правовой регламентации правового статуса Главных управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.

Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации

В данной статье раскрывается проблематика правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации.

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье ...

Изменение разграничения компетенции органов прокуратуры Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного комплекса как способ повышения эффективности надзорной деятельности

В статье автор предлагает изменить действующее разграничение компетенции территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Совершенствование правового регулирования требований к кандидату на должность судьи военного суда Российской Федерации

В данной статьи автором на основании анализа норм действующего законодательства, а также трудов ученых в рассматриваемой сфере, исследуются отдельные особенности правового регулирования требований к кандидату на должность судьи военного суда Российск...

Участие военного прокурора в гражданском судопроизводстве

Данная статья посвящена анализу участия прокурора по гражданским делам. В статье обращается внимание на ряд пробелов действующего законодательства в отношении данного субъекта гражданского процесса.

К вопросу о регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы

Статья посвящена вопросу совершенствования правовой регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы Российской Федерации. Предлагается установить, что должность мирового судьи является государственной должностью соответствующе...

Родовая подсудность гражданских дел военным судам и иным специализированным судам

Статья посвящена анализу актуальных проблем при определении родовой подсудности гражданских дел военным судам и иным специализированным судам. Особое внимание автор уделяет критериям разграничения родовой подсудности гражданских дел военным судам.

Похожие статьи

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Военная прокуратура: статус, структура и компетенция

В данной статье автор специфику военной прокуратуры посредством рассмотрения ее статуса, структуры и компетенции. Также анализируется роль Главного военного прокурора и особенности организации и управления Вооруженными Силами РФ.

О совершенствовании структуры системы органов прокуратуры

В настоящей статье автор обосновывает необходимость совершенствования структуры системы органов прокуратуры в части правовой регламентации правового статуса Главных управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.

Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации

В данной статье раскрывается проблематика правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации.

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье ...

Изменение разграничения компетенции органов прокуратуры Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного комплекса как способ повышения эффективности надзорной деятельности

В статье автор предлагает изменить действующее разграничение компетенции территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Совершенствование правового регулирования требований к кандидату на должность судьи военного суда Российской Федерации

В данной статьи автором на основании анализа норм действующего законодательства, а также трудов ученых в рассматриваемой сфере, исследуются отдельные особенности правового регулирования требований к кандидату на должность судьи военного суда Российск...

Участие военного прокурора в гражданском судопроизводстве

Данная статья посвящена анализу участия прокурора по гражданским делам. В статье обращается внимание на ряд пробелов действующего законодательства в отношении данного субъекта гражданского процесса.

К вопросу о регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы

Статья посвящена вопросу совершенствования правовой регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы Российской Федерации. Предлагается установить, что должность мирового судьи является государственной должностью соответствующе...

Родовая подсудность гражданских дел военным судам и иным специализированным судам

Статья посвящена анализу актуальных проблем при определении родовой подсудности гражданских дел военным судам и иным специализированным судам. Особое внимание автор уделяет критериям разграничения родовой подсудности гражданских дел военным судам.

Задать вопрос