В работе рассмотрены особенности правового регулирования деятельности военной полиции вооруженных сил. Автором представлен анализ законодательной базы, регламентирующей деятельность военной полиции вооруженных сил, а также выявлены некоторые проблемы, которые требуют решений.
Ключевые слова: военная полиция, законодательство, устав военной полиции, военнослужащие.
The article discusses the features of legal regulation of the activities of the military police of the armed forces. The author presents an analysis of the legislative framework governing the activities of the military police of the armed forces, and also identifies some problems that need to be addressed.
Keywords: military police, legislation, military police charter, military personnel.
Охрана правопорядка и законности в государстве является основным критериям поддержания суверенитета страны. Также данная охрана обеспечивает защиту прав и свобод всех субъектов права. Общество, правоотношения и жизненный уклад страны динамически развивается, что отражается в систематическом изменении законодательства, появлением новых правоотношений. Любая сфера жизнедеятельности охватывает большую совокупность норм права, которые охраняются государственными органами власти. Одним из таких органов является военная полиция.
Военная полиция имеет давнюю историю, но в свете современного периода времени данный орган является молодым. Военная полиция входит в систему правоохранительных органов власти и подчиняется в порядке иерархии органов исполнительной ветви власти Министерству обороны Российской Федерации. Основной задачей данного органа является обеспечение и укрепление правопорядка и воинской дисциплины.
Военная полиция как специальный правоохранительный орган появился в РФ в 2014 году с принятием с принятием Федерального закона № 7-ФЗ от 3 февраля 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» [1]. Указанным нормативно-правовом актом, в том числе, внесены изменения в ФЗ № 61-ФЗ «Об обороне» [2].
В ФЗ № 61-ФЗ «Об обороне» содержится определение военной полиции, а также закреплены основные задачи и функции рассматриваемого органа [3]. Таким образом, можно предположить, что основным и фундаментальным правовым актом, регламентирующий деятельность военной полиции вооруженных сил является ФЗ № 61-ФЗ «Об обороне».
Кроме того, стоит отметить, что правовые положения военной полиции нашли свое отражение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее — УПК РФ) [4]. УПК РФ наделяет начальников органов военной полиции полномочиями органа дознания. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальники органов военной полиции относятся к органам дознания [5]. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ начальникам органов военной полиции наделены правами, схожие с правами дознавателей, но с учетом особенностей, которые распространяются на военную сферу. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ начальники органов военной полиции наделены полномочиями, которые свойственны органам расследования. Полномочия дознавателя в военной полиции реализуются офицерами, состоящими в должности дознавателей
Согласно Инструкции «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» начальник органа военной полиции Вооруженных Сил как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания, в пределах предоставленной ему уголовно-процессуальным законодательством компетенции вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц [6].
Стоит отметить, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. № 50 осуществлено разграничение полномочий органов дознания между органами военной полиции и командирами воинских частей, которое действует с 1 декабря 2015 г [7].
С учетом того, что деятельность по расследованию преступлений, совершенных военнослужащими, является специфической, считаем верным и положительным регулирования деятельности военной полиции отдельными нормативно-правовыми актами, а также статьями, содержащихся в уголовно-процессуальном законодательстве.
Стоит также упомянуть Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации [8]. Считается, что данный источник права является главенствующий при регулировании полномочий сотрудников военной полиции. В уставе точечно отражены направления деятельности, функции, полномочия и организацию службы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности военной полиции обладает отличительной чертой — особенностью его субъектов и источников, обусловленные разнообразием задач, которые решает полиция [9].
Стоит отметить и проблемные аспекты правового регулирования деятельности военной полиции вооруженных сил.
На сегодняшний день у военных следственных органов практически отсутствует оперативная поддержка со стороны оперативно-розыскных органов, предусмотренных Законом об ОРД [10]. Кроме того, отсутствуют нормы, посвящённые особенностями оперативно-правовой деятельности в военной сфере. Вместе с тем, в соответствии с Уставом военной полиции она уполномочена принимать меры по розыску военнослужащих и военного имущества Вооруженных Сил, а также осуществлять иные оперативно-розыскные меры.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что военная полиция Вооруженных Сил РФ является чем-то вроде квазиоперативно-розыскным органом.
С учетом изложенного, представляется, что было бы целесообразно урегулировать вопрос оперативно-розыскной деятельности военной полиции в рамках Закона об ОРД.
Подводя итог, можно сделать вывод, что на сегодняшний день законодателем проработаны основные положения деятельности военной полиции вооруженных сил. Безусловно, правовая база установила особенности деятельности военной полиции вооруженных сил, но вместе с тем, законодательство не лишено проблем, которые требуют решений.
Литература:
- Федеральный закон от 03.02.2014 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» // Российская газета, № 24, 05.02.2014.
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обороне» // Российская газета, № 106, 06.06.1996.
- В. М. Корякин, С.А. Минтягов. Военная полиция Вооруженных сил Российской Федерации: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности. М: Юридическая литература. 2017. С. 55.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
- Аршинов Е.А. Организационно-правовые основы деятельности органов дознания военной полиции вооруженных сил РФ // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности: сборник научных трудов магистрантов и преподавателей. Челябинск, 2020. С. 9-13.
- Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 № 150 (ред. от 20.07.2017) «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» // СПС Консультант плюс.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. № 50 // СПС Консультант плюс.
- Указ Президента РФ от 25.03.2015 № 161 (ред. от 06.05.2020) «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
- Некрасова Ю.О., Третьякова В.С. Основные направления деятельности полиции в Российской Федерации // В сборнике: актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2020. С. 143-145.
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, № 160, 18.08.1995.