Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 16.09.2022

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Живодуева, А. А. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте / А. А. Живодуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94885/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлено понятие игры, виды и их краткое описание.

Ключевые слова: дошкольное детство, игра, дошкольник.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной, на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науке и культуре [3].

Дошкольное детство — это наиболее «игровой» период жизни человека. Для дошкольников ведущей деятельностью является игра, дети вовлечены в игру полностью. Этому вопросу посвящены работы Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. П. Усовой и др. Основной потребностью ребенка-дошкольника выступает адаптация в мире взрослых людей, поэтому он испытывает постоянное стремление к примерке на себя функций взрослого. Поскольку реальное выполнение «взрослых» функций в дошкольном возрасте невозможно, у детей формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Данное противоречие заставляет ребенка-дошкольника осваивать новые для него сферы деятельности [1].

Предпосылки игровой деятельности возникают еще в период раннего детства. Игровая деятельность формирует и развивает различные психические процессы (внимание, память, мышление и др.). В игре появляется новое отношение ребенка к окружающему миру. Развивается мотивационно-потребностная сфера психики ребенка, возникают новые мотивы деятельности и новые цели.

Сущность игровой деятельности лежит в самом процессе игры, который характеризуется наличием связанных с игровыми действиями переживаний у детей. Данные переживания являются вполне реальными несмотря на то, что в игре дети имеют дело не с реальной жизненной ситуацией, а со своего рода моделью.

Для того, чтобы у ребенка сформировалась ролевая игра необходимо его целенаправленное общение со взрослым, чтобы он мог получать представления о социальных взаимоотношениях людей. В начале развития ролевой игры дети каждый по-своему играет в соответствии с наблюдаемыми ими социальными ролями и не общается с другими детьми. Лишь после этого можно наблюдать совместную игру детей, когда каждый ребенок берет на себя ту или иную роль.

Анализируя игру целесообразно проводить различие между её сюжетом и содержанием. Сюжет игры представляет воспроизводимую в игре определенную область социальной действительности. Как правило, сюжет отражает представляет собой конкретные условия жизнедеятельности ребенка. С течением времени сюжеты игр изменяются вместе с изменениями условий жизни ребенка, его кругозора и знакомством с новыми людьми. Ребенок в этом случае старается придумать новую для себя игру. Сюжеты игр становятся сложнее, разнообразнее, имеют разные тематические области, когда в игре переплетены события и роли самых разных смысловых сфер. Вместе с изменением и усложнением игровых сюжетов увеличивается количество разнообразных игровых событий с определенными предметами, обозначаемыми в речи.

Содержание игры является тем, что конкретно воспроизводит ребенок в игре как центральный момент во взаимоотношениях людей. В содержании игр выражается то, насколько глубоко ребенок проникается в отношения и деятельность людей при реализации принятой игровой роли. В содержании могут отражаться внешняя сторона поведения человека — только то, с чем и как действует человек, также отношения человека с другими людьми, смысл человеческой деятельности. Дети могут воссоздавать в игре самые различные отношения в зависимости от наблюдаемых ими реальных отношений близких им взрослых.

Игровое действие имеет знаковый характер. В игровой деятельности проявляет себя знаковая функция сознания ребенка и её проявление имеет свои особенности.

Реализуя в игровой деятельности определенную роль, ребенок открывает для себя те отношения, которые имеют место между взрослыми людьми в их жизни, в том числе и трудовой деятельности. У ребенка в игре присутствует чувство необходимости выполнять обязанности, которые связаны с ролью, а другие дети в свою очередь требуют от него и ожидают, чтобы он без ошибок исполнял принятую на себя роль [2].

Роль в сюжетное игре предполагает то, что ребенок обязан исполнить те требования, которые предъявляются ею к его поведению, осуществляя свои права в отношении других участников игры.

Ролевая игра детей отражает собой разнообразные аспекты окружающей им реальности. Во многом она становится и сюжетом ролевой игры. В содержании игры ключевым компонентом является момент деятельности взрослых.

Особенностью игры как особого вида деятельности ребенка является, прежде всего, сочетания свободы с необходимостью подчиниться внутриигровым правилам.

Таким образом, игровая деятельность формирует все стороны психической жизни ребенка, которые и проявляются в игре. По мере осуществления игровой деятельности у ребенка повышается его познавательная активность, которая в свою очередь позволяет ребенку разрешать в игре все более трудные задачи, брать на себя все более разнообразные роли, подчиняться все более сложным правилам. В игре закрепляются знания, умения и навыки детей, поскольку здесь ребенок может их применять в различных условиях.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М., 1997. — С. 198.
  2. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология / И. Ю. Кулагина. — М., 2010. — С. 134
  3. Петровский, А.В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Москва: Просвещение, 2009. — С. 412.
Основные термины (генерируются автоматически): игровая деятельность, игра, ребенок, ролевая игра, роль, дошкольное детство, содержание игры, сюжет игр.


Похожие статьи

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей, ведущая деятельность. Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра...

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Психологические основы игры вдошкольный период. Дошкольное детство — это короткий, но очень

Основной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берет на себя

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра...

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит. Стоит отметить, что игра выступает как важное средство воспитания.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетноролевая игра играет очень важную роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника, а так же формированию связной речи.

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

Детство неотделимо от игры. Чем большее значение придаётся детству в культуре, тем важнее игра для развития общественных отношений. Игровая деятельность — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции, т...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального...

Похожие статьи

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей, ведущая деятельность. Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра...

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Психологические основы игры вдошкольный период. Дошкольное детство — это короткий, но очень

Основной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берет на себя

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра...

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит. Стоит отметить, что игра выступает как важное средство воспитания.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетноролевая игра играет очень важную роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника, а так же формированию связной речи.

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

Детство неотделимо от игры. Чем большее значение придаётся детству в культуре, тем важнее игра для развития общественных отношений. Игровая деятельность — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции, т...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального...

Задать вопрос