В статье рассматриваются некоторые современные тенденции развития надзорной деятельности Центрального Банка РФ. Исследуются действия Банка России по совершенствованию надзора в недавний период.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, Центральный Банк РФ, реформа контрольно-надзорной деятельности
Совершенствование методов и способов надзорной деятельности ЦБ РФ является необходимой частью деятельности по повышение устойчивости кредитных организаций, определение их реального качества активов и капитала, а также обеспечение достоверности представляемой кредитными организациями отчетности.
Ермоленко О. М. отмечает, что на фоне усложнения условий функционирования банковской системы, которое связано с геополитическими факторами и прочими внутренними факторами, эффективность инспекционной деятельности надзорного органа не может и не должна измеряться лишь количественными показателями [2].
На период с 2019 по 2021 Центральный Банк РФ был составлены Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации. В данном документе мы можем увидеть демонстрацию того, что Банк России понимает недостатки в своей надзорной деятельности и заинтересован в их устранении, выделив пункт 6 III Раздела. Планировалось расширения применения оценки качества корпоративного управления и принятия решений в финансовых организациях в надзорном процессе [1]. В связи с этим была подготовлена рекомендация по совершенствованию практики корпоративного управления для исполнительных органов финансовых организаций. Банк России ожидает, что ознакомление с рекомендациями, а также использование рекомендаций финансовыми организациями в практике позволит:
— повысить качество корпоративного управления, а также улучшит понимание важности знаний и навыков, требуемых для качественного руководства финансовой организацией;
— улучшить условия для формирования у исполнительных органов финансовых организаций добросовестного и разумного подхода к управлению финансовой организацией, применение которого будет способствовать укреплению надежности финансовой организации, а также повышению стабильности финансового рынка [5].
К сожалению, рекомендации являются в целом очевидными, но важными для улучшения корпоративного управление любой компании. Ведь порою необходимо напоминать о самых простых вещях, которые могут затеряться в процессе.
Одной из существующих проблем при осуществлении контрольно-надзорных полномочий Банком России многие исследователи называют «административный барьер» для участников финансового рынка, который создает серьезные трудности. «Проблемы бизнеса при проведении проверок можно сравнить с проблемами водителя, который пойман инспектором из засады где-нибудь на дороге в степях: или остаешься без прав, или плати деньги» — сообщает нам Губенко А. В., что лишний раз указывает на суть. При таком количестве проверок и большой долей решения уполномоченных органов исполнительной власти при ведомственном регулировании порядка проведения рейдовых осмотров и должностных лиц органов контроля при их назначении и проведении, повышается вероятность нарушения прав подконтрольных лиц. [3] В данном случае остается открытым вопрос об эффективности использования своих контрольно-надзорных полномочий со стороны Центрального банка Российской Федерации.
Реформа контрольно-надзорной деятельности стала прекрасным шагом по повышению уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки. При её проведении, в соответствии с поручением Президента (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.), был реализован механизм, который получил название «регуляторная гильотина», которая позволила актуализировать законодательство. Данное действие можно считать хорошим началом для дальнейшего совершенствования контрольно-надзорной деятельности.
В качестве еще одной проблемы, с которой сталкивается сегодня Центральный банк Российской Федерации в рамках осуществления надзорных функций, Гаврилова А. А. называет проблему количества участников на финансовом рынке. Исследователь сообщает, что сегодня только закрепленных видов финансовых организаций и различных лиц, которые действуют на финансовом рынке более 18, а тех, кто специализируется по тем или иным финансовым направлениям — более 10 тысяч. Это создает серьезные сложности при осуществлении Банком России своих надзорных полномочий. [4] С этим сложно не согласиться, т. к. это приводит к необходимости искать нужный поход к каждому участнику, в то время как каждый них осуществляет свою деятельность в абсолютно разных направлениях. С другой стороны, благодаря этому конкретизировано каждое направление, благодаря чему при дальнейшем совершенствовании законодательства, позволит лучше квалифицировать каждого участника рынка.
Таким образом, на сегодняшний день Центральный Банк РФ при исполнении своих полномочий контрольно-надзорной деятельности сталкивается не совершенствами построения процесса. Однако мы можем видеть положительную динамику и надеемся на её продолжение.
Литература:
- «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов» (разработаны Банком России) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343942/ (дата обращения 31.08.2022)
- Ермоленко О. М. Особенности организации дистанционного банковского надзора в РФ // ЕГИ. 2019. № 24 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-distantsionnogo-bankovskogo-nadzora-v-rf (дата обращения: 31.08.2022).
- Губенко, А. В. Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности / А. В. Губенко. — Текст: электронный // zakon.ru: [сайт]. — URL: https://zakon.ru/blog/2021/08/09/voprosy_sovershenstvovaniya_kontrolno-nadzornoj_deyatelnosti (дата обращения: 31.08.2022).
- Гаврилова А. А. Проблемы осуществления надзорных полномочий Центрального банка Российской Федерации в сфере банковского кредитования // Инновационная наука. 2019. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-osuschestvleniya-nadzornyh-polnomochiy-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-bankovskogo-kreditovaniya (дата обращения: 31.08.2022).
- Банк России подготовил рекомендации по совершенствованию практики корпоративного управления для исполнительных органов финансовых организаций URL: https://cbr.ru/PRESS/event/?id=5302 (дата обращения 31.08.2022)