Лингвистические основы развития речи дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 04.09.2022

Статья просмотрена: 1453 раза

Библиографическое описание:

Двужилова, Е. В. Лингвистические основы развития речи дошкольников / Е. В. Двужилова, А. О. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94718/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются лингвистические основы развития речи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: слово, дошкольный возраст, язык, языковая способность, коммуникативная способность, пассивный словарь.

Явление языка и речи достаточно сложно и многогранно. Речь — это сложный, значительно растянутый во времени процесс приобретения индивидом родного языка, его языковых средств как способов выражения тех знаний, которые появляются, постоянно обогащаясь в ходе общепсихического развития [11].

В психолого-педагогической науке остро стоит вопрос становления и развития языковой способности дошкольников. Вызван повышенный интерес к языковой личности, к закономерностям формирования языковой системы индивида, к его компетентности становлению языкового сознания [6].

В научной школе Л. С. Выготского языковая способность рассматривалась как системы языка в сознании говорящего [2]. В конце ХХ века отечественные ученые начинают различать «языковую способность», как [9]:

  1. Потенциальное знание языка и о языке его реального носителя;
  2. «Языковую активность», как реальную речь в реальных условиях общения.

В своих работах А. А. Леонтьев отмечал, что «языковая способность является одним из компонентов модели языка наряду с речевой деятельностью и языковой системой и определяется как совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива и имеющих двойную — природную и социальную — обусловленность» [9, с.103].

В процессе речевого общения происходит формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога. Именно в процессе общения с взрослым дошкольник обучается внеситуативному общению, начинает говорить о предметах, отсутствующих в его поле зрения. Важным показателем коммуникативной способности является общение со сверстниками. При формировании коммуникативной способности развивается два звена — овладение языком и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях [8].

В дошкольном возрасте речь выступает как инструмент развития высших отделов психики ребенка. Именно поэтому процесс овладения речью более интенсивен в дошкольном детстве [4].

В дошкольном возрасте достаточно высок уровень развития лексики ребенка. Лексика — это словарный состав языка [11]. Изучением лексики занимается такой раздел языкознания, как лексикология.

Лексикология, как раздел науки о языке изучает слово как основную единицу языка и его словарный запас [11]. Исследует исторически обусловленные изменения в лексике, в частности процесс ее обновления.

Словарный запас — это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи индивид.

В лексикологии раскрываются такие понятия как, активный и пассивный словарь.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Развитие словаря — это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [1].

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения — это язык слов. Словами называются конкретные предметы, понятия, выражаются чувства и отношения.

Е. Л. Гинзбург писал, что «слово — это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений к действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка» [4, с. 65].

Существительное в лексикологии выступает как самостоятельная часть речи, обозначающая лицо или какое-либо явление действительности [12].

В лексикологии слово рассматривается как лексическая единица. Минимальное слово может состоять из одной морфемы, а максимальное может стать предложением. Лексическое значение — отображение в слове явлений действительности. Будучи прикреплено к определенному звукобуквенному комплексу, значение вместе с ним образует слово.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что основная функция слова — название или обозначение предмета, т. е. слово называет явления действительности. Словами мы называем вещи, явления, существа. Слова прежде всего — названия.

Слово является единством звучания и значения. Компонентами семантики слова являются предметная отнесенность, значение и смысл. Слово тесно связано с предметными образами, является их отражением.

Л. С. Выготский подчеркивал, что «слово актуализирует целый комплекс ассоциаций и указывает на определенный, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа, в процессе развития ребенка» [2, с. 104]. Значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие заключается в изменении предметной отнесенности слова, которая приобретает категориальный характер. Системное развитие значения слова связано с тем, что изменяется функциональная система, стоящая за данным словом.

В своих научных трудах Л.С Выготский установил, что «в процессе усвоения детьми значения слов ребенок по мере своего развития переходит от случайных несущественных признаков к существенным, с изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи факторов, признаков или связей, существующих в действительности» [2, с. 54].

Теория Л. С. Выготского раскрывает глубокую взаимосвязь речи и формирования высших психических функций . Его концепция показала, что овладение языковой системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка. Слово оказывается мощным фактором, изменяющим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и опосредующим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления, а также деятельности. По мере развития речи сознание переводится со ступени непосредственного, чувственного опыта на ступень обобщенного, рационального познания [2].

Основным и решающим в развитии речи ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а то, что ребенок приобретает возможность посредством слова вступить в общение с окружающими. Ребенок овладевает языком путем добывания его из речи, постоянно анализируя и систематизируя языковые факты. Овладеть языком — значит усвоить совокупность языковых единиц и правила их создания и использования в речевой деятельности [13].

Таким образом, можно сделать вывод что особый вклад в становление речи детей дошкольного возраста внесли отечественные и зарубежные ученые. Лингвистический анализ литературы показал, что в лексикологии слово рассматривается как минимальная единица лексики. Слово несет на себе функцию обозначения предмета. Чем лучше у ребенка словарный запас, тем ему легче находиться в социуме и выстраивать общение со взрослыми и сверстниками.

Литература:

  1. Абрамова Возрастная психология / Абрамова, С. Г. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 811 c. — Текст: непосредственный.
  2. Выготский Мышление и речь / Выготский, С. Л. — М.: Сфера, 2011. — 415 c. — Текст: непосредственный.
  3. Гербова Занятие по развитию речи в старшей группе. Планы занятий / Гербова, В.В. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 142с. Текст: непосредственный.
  4. Гинзбург Слово как членимое единство / Гинзбург, Е.Л. —М.: Сфера, 2009. — 234с. Текст: непосредственный.
  5. Громова Методика формирования начального детского лексикона / Громова, О.Е. —М.: Сфера, 2010. —176с. Текст: непосредственный.
  6. Киселева, О. И. Создание психолого-педагогических условий языковой способности дошкольников как педагогическая задача / О. И. Киселева. — Текст: непосредственный // Вестник. — 2017. — № 9. — С. 98–101.
  7. Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева — Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 11–13.
  8. Лалаева Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей /Лалаева, Р.И. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 72с. Текст: непосредственный.
  9. Леонтьев Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев, А.А. — М.: ТЦ Сфера, 2009. —287 с. Текст: непосредственный.
  10. Мастюкова Логопедия / Мастюкова, Е.М. — М.: Просвещение, 2009. — 342 с. Текст: непосредственный.
  11. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение предметного словаря у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова — Текст: непосредственный // Молодой ученый, — 2012. — № 4. — С. 21–27.
  12. Проблемы развития предметного словаря в психолингвистическом и лингвадидактическом освещении / А. Т. Арушанова, Е. С. Рычагова, К. Л. Сигал, Н. М. Юрьева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 2014. — 341 c. — Текст: непосредственный.
  13. Тихеева Развитие речи детей / Тихеева, Е.И. — М.: Просвещение, 2010. — 224с. Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, дошкольный возраст, коммуникативная способность, пассивный словарь, язык, языковая способность, лексикология, речевая деятельность, речевое общение, языковая система.


Похожие статьи

Изучение лексической системы русского языка в начальной школе

Модели транспозиции на уровне лексико-грамматических разрядов имён существительных

В данной статье рассматриваются модели транспозиции на уровне лексико-грамматических разрядов имён существительных в современном русском языке.

Анализ семантических и функциональных связей слов и их синонимии в современном английском языке

В данной статье рассматривается анализ семантических и функциональных связей слов и их синонимии в современном английском языке.

Использование активных методов и форм обучения на уроках русского языка

Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7 классах при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».

Сравнительные особенности грамматического строя в русском и английском языках на примере временных глаголов и артиклей

В статье авторы выявляют сравнительные особенности грамматических структур русского и английского языка с помощью опоры на перевод грамматических конструкций, а также с помощью учёта значений и смыслов, заключающихся в самих грамматических конструкци...

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средней школы, для которых русский язык не является родным

В статье автор рассматривает методы и формы формирования функциональной грамотности у детей-инофонов.

Исследование национально-культурной семантики фразеологизмов и их роли в развитии культуры речи учащихся

В данной статье рассматривается национально-культурная семантика фразеологизмов и их роль в развитии культуры речи учащейся молодёжи.

К вопросу об эффективных способах изучения английского языка и возможных сложностях восприятия иноязычной речи

Похожие статьи

Изучение лексической системы русского языка в начальной школе

Модели транспозиции на уровне лексико-грамматических разрядов имён существительных

В данной статье рассматриваются модели транспозиции на уровне лексико-грамматических разрядов имён существительных в современном русском языке.

Анализ семантических и функциональных связей слов и их синонимии в современном английском языке

В данной статье рассматривается анализ семантических и функциональных связей слов и их синонимии в современном английском языке.

Использование активных методов и форм обучения на уроках русского языка

Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7 классах при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».

Сравнительные особенности грамматического строя в русском и английском языках на примере временных глаголов и артиклей

В статье авторы выявляют сравнительные особенности грамматических структур русского и английского языка с помощью опоры на перевод грамматических конструкций, а также с помощью учёта значений и смыслов, заключающихся в самих грамматических конструкци...

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средней школы, для которых русский язык не является родным

В статье автор рассматривает методы и формы формирования функциональной грамотности у детей-инофонов.

Исследование национально-культурной семантики фразеологизмов и их роли в развитии культуры речи учащихся

В данной статье рассматривается национально-культурная семантика фразеологизмов и их роль в развитии культуры речи учащейся молодёжи.

К вопросу об эффективных способах изучения английского языка и возможных сложностях восприятия иноязычной речи

Задать вопрос