Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Лингвистические основы развития речи дошкольников

Педагогика
04.09.2022
1725
Поделиться
Библиографическое описание
Двужилова, Е. В. Лингвистические основы развития речи дошкольников / Е. В. Двужилова, А. О. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94718/.


В статье рассматриваются лингвистические основы развития речи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: слово, дошкольный возраст, язык, языковая способность, коммуникативная способность, пассивный словарь.

Явление языка и речи достаточно сложно и многогранно. Речь — это сложный, значительно растянутый во времени процесс приобретения индивидом родного языка, его языковых средств как способов выражения тех знаний, которые появляются, постоянно обогащаясь в ходе общепсихического развития [11].

В психолого-педагогической науке остро стоит вопрос становления и развития языковой способности дошкольников. Вызван повышенный интерес к языковой личности, к закономерностям формирования языковой системы индивида, к его компетентности становлению языкового сознания [6].

В научной школе Л. С. Выготского языковая способность рассматривалась как системы языка в сознании говорящего [2]. В конце ХХ века отечественные ученые начинают различать «языковую способность», как [9]:

  1. Потенциальное знание языка и о языке его реального носителя;
  2. «Языковую активность», как реальную речь в реальных условиях общения.

В своих работах А. А. Леонтьев отмечал, что «языковая способность является одним из компонентов модели языка наряду с речевой деятельностью и языковой системой и определяется как совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива и имеющих двойную — природную и социальную — обусловленность» [9, с.103].

В процессе речевого общения происходит формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога. Именно в процессе общения с взрослым дошкольник обучается внеситуативному общению, начинает говорить о предметах, отсутствующих в его поле зрения. Важным показателем коммуникативной способности является общение со сверстниками. При формировании коммуникативной способности развивается два звена — овладение языком и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях [8].

В дошкольном возрасте речь выступает как инструмент развития высших отделов психики ребенка. Именно поэтому процесс овладения речью более интенсивен в дошкольном детстве [4].

В дошкольном возрасте достаточно высок уровень развития лексики ребенка. Лексика — это словарный состав языка [11]. Изучением лексики занимается такой раздел языкознания, как лексикология.

Лексикология, как раздел науки о языке изучает слово как основную единицу языка и его словарный запас [11]. Исследует исторически обусловленные изменения в лексике, в частности процесс ее обновления.

Словарный запас — это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи индивид.

В лексикологии раскрываются такие понятия как, активный и пассивный словарь.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Развитие словаря — это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [1].

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения — это язык слов. Словами называются конкретные предметы, понятия, выражаются чувства и отношения.

Е. Л. Гинзбург писал, что «слово — это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений к действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка» [4, с. 65].

Существительное в лексикологии выступает как самостоятельная часть речи, обозначающая лицо или какое-либо явление действительности [12].

В лексикологии слово рассматривается как лексическая единица. Минимальное слово может состоять из одной морфемы, а максимальное может стать предложением. Лексическое значение — отображение в слове явлений действительности. Будучи прикреплено к определенному звукобуквенному комплексу, значение вместе с ним образует слово.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что основная функция слова — название или обозначение предмета, т. е. слово называет явления действительности. Словами мы называем вещи, явления, существа. Слова прежде всего — названия.

Слово является единством звучания и значения. Компонентами семантики слова являются предметная отнесенность, значение и смысл. Слово тесно связано с предметными образами, является их отражением.

Л. С. Выготский подчеркивал, что «слово актуализирует целый комплекс ассоциаций и указывает на определенный, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа, в процессе развития ребенка» [2, с. 104]. Значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие заключается в изменении предметной отнесенности слова, которая приобретает категориальный характер. Системное развитие значения слова связано с тем, что изменяется функциональная система, стоящая за данным словом.

В своих научных трудах Л.С Выготский установил, что «в процессе усвоения детьми значения слов ребенок по мере своего развития переходит от случайных несущественных признаков к существенным, с изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи факторов, признаков или связей, существующих в действительности» [2, с. 54].

Теория Л. С. Выготского раскрывает глубокую взаимосвязь речи и формирования высших психических функций . Его концепция показала, что овладение языковой системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка. Слово оказывается мощным фактором, изменяющим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и опосредующим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления, а также деятельности. По мере развития речи сознание переводится со ступени непосредственного, чувственного опыта на ступень обобщенного, рационального познания [2].

Основным и решающим в развитии речи ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а то, что ребенок приобретает возможность посредством слова вступить в общение с окружающими. Ребенок овладевает языком путем добывания его из речи, постоянно анализируя и систематизируя языковые факты. Овладеть языком — значит усвоить совокупность языковых единиц и правила их создания и использования в речевой деятельности [13].

Таким образом, можно сделать вывод что особый вклад в становление речи детей дошкольного возраста внесли отечественные и зарубежные ученые. Лингвистический анализ литературы показал, что в лексикологии слово рассматривается как минимальная единица лексики. Слово несет на себе функцию обозначения предмета. Чем лучше у ребенка словарный запас, тем ему легче находиться в социуме и выстраивать общение со взрослыми и сверстниками.

Литература:

  1. Абрамова Возрастная психология / Абрамова, С. Г. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 811 c. — Текст: непосредственный.
  2. Выготский Мышление и речь / Выготский, С. Л. — М.: Сфера, 2011. — 415 c. — Текст: непосредственный.
  3. Гербова Занятие по развитию речи в старшей группе. Планы занятий / Гербова, В.В. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 142с. Текст: непосредственный.
  4. Гинзбург Слово как членимое единство / Гинзбург, Е.Л. —М.: Сфера, 2009. — 234с. Текст: непосредственный.
  5. Громова Методика формирования начального детского лексикона / Громова, О.Е. —М.: Сфера, 2010. —176с. Текст: непосредственный.
  6. Киселева, О. И. Создание психолого-педагогических условий языковой способности дошкольников как педагогическая задача / О. И. Киселева. — Текст: непосредственный // Вестник. — 2017. — № 9. — С. 98–101.
  7. Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева — Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 11–13.
  8. Лалаева Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей /Лалаева, Р.И. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 72с. Текст: непосредственный.
  9. Леонтьев Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев, А.А. — М.: ТЦ Сфера, 2009. —287 с. Текст: непосредственный.
  10. Мастюкова Логопедия / Мастюкова, Е.М. — М.: Просвещение, 2009. — 342 с. Текст: непосредственный.
  11. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение предметного словаря у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова — Текст: непосредственный // Молодой ученый, — 2012. — № 4. — С. 21–27.
  12. Проблемы развития предметного словаря в психолингвистическом и лингвадидактическом освещении / А. Т. Арушанова, Е. С. Рычагова, К. Л. Сигал, Н. М. Юрьева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 2014. — 341 c. — Текст: непосредственный.
  13. Тихеева Развитие речи детей / Тихеева, Е.И. — М.: Просвещение, 2010. — 224с. Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
слово
дошкольный возраст
язык
языковая способность
коммуникативная способность
пассивный словарь
Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 46-48):
Часть 1 (стр. 1-75)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 46-48стр. 75

Молодой учёный