Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника
Авторы: Мазур Елена Владимировна, Дудина Ольга Викторовна, Короленко Елена Вячеславовна, Гоманкова Диана Владимировна, Кривошеева Анна Евгеньевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 02.02.2019
Статья просмотрена: 3164 раза
Библиографическое описание:
Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 17.12.2024).
В системе речевой работы в детском саду обогащение, закрепление и активизация словаря занимают очень большое место. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Но и познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов и закрепления полученных им новых знаний и представлений.
В дошкольном возрасте ребёнку нужно овладеть таким словарём, который поможет ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературные произведения, телевизионные передачи. Поэтому в дошкольной педагогике развитие словаря детей рассматривается, как одна из важнейших задач развития связной речи.
Развитие словаря — это длительный процесс расширения словарного запаса.
В этом процессе есть количественные и качественные стороны. Прежде всего обращают на себя внимание количественные изменения в словаре ребёнка. Если в 1 год малыш активно пользуется 10–12 словами, то к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3.5 тысяч слов.
Если говорить о качественной характеристике словаря, то здесь имеет место постепенное овладение детьми социально закреплённым содержанием слова, которое отражает результаты познания. Результаты этих познаний закрепляется в процессе общения с другими людьми.
В психологии содержание слова определяется как обобщение или понятие. Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». И далее: «… мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». [2]. Поэтому процесс расширения словаря тесно связан с овладением понятиями и поэтому имеет специфические особенности.
Одной из этих особенностей можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно-образного и наглядно-действенного мышления ребёнок прежде всего усваивает названия наглядно представленных или доступных для его понимания групп предметов, явлений и качеств, отношений, которые отражаются в детском словаре достаточно широко.
Другой особенностью является постепенное понимание смыслового содержания слова. Сначала ребёнок соотносит слова лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь говорит ребёнку о конкретном предмете, явлении или вызывает образы этих предметов.
В процессе ознакомления с окружающей действительностью, с предметами, явлениями, их особенностями, свойствами, качествами ребенок начинает делать обобщения, используя различные признаки. Очень часто эти признаки несущественны для взрослых, но эмоционально значимы для ребёнка.
Ещё одной особенностью словаря дошкольника является значительно меньший его объем по сравнению со словарём взрослого, потому что объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.
Задачи словарной работы с дошкольниками.
Особенности развития словаря определяют задачи словарной работы:
- Необходимо обеспечить количественное накопление слов, которые понадобятся для содержательного общения ребенка.
- Обеспечить усвоение ребенком социально закреплённого содержания слов. Для решение этой задачи нужны некоторые условия:
а) понимание значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
б) понимание обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
в) понимание образного строя речи и умение пользоваться им.
- Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и умение их использовать в общении.
Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду:
- При формировании словаря у детей опора делается на активное и действенное познание ими окружающей действительности, содержание словарной работы включено в разделы, посвящённые разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).
- Обеспечивается связь словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребёнком окружающего мира. Прослеживается усложнение содержания словарной работы от одной возрастной группы к другой.
Усложнение содержания программы словарной работы проходит в трёх направлениях:
а) Расширение словаря ребёнка идет на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
б) Проводится введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
в) Вводятся слова, обозначающие элементарные понятия на основе различия и обобщения предметов по существенным признакам.
Все эти направления словарной работы используются во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни.
Ознакомление с предметами окружающего мира в разных возрастных группах имеет свою специфику.
На втором и третьем году жизни ребёнок осваивает названия тех предметов, которые часто видит и к которым проявляет интерес, с которыми он действует в детском саду и дома, Осваивает он и названия действий с этими предметами.
На этом этапе дети учатся различать и называть части предметов, контрастные размеры
предметов, некоторые цвета, формы, некоторые вкусовые качества, некоторые физические качества и свойства. В этом возрасте дети могут обозначать одним словом группу одних и тех же предметов независимо от их размера, цвета и других качеств, а также отличать одни группы предметов от сходных им других предметов. На этом этапе очень часто дети ошибаются в словоупотреблении, но всё же уже можно добиваться точного выбора слова по отношению к предметам ближайшего окружения.
На четвёртом году жизни словарь дошкольника по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети чаще всего сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью восприятия и представлений ребёнка. Поэтому на данном возрастном этапе важное значение приобретает ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Детей знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения: учат различать материалы (глина, бумага, ткань и т. д.); выделять их качества и свойства (мягкий, твёрдый и т. п.); определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначению. Роль воспитателя состоит в помощи детям при определении и названии размера предмета, его цвета, свойств; в воспитании умения ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь. В задачи словарной работы входит также обучение детей умению различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом.
На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребёнка названий всех предметов, входящих в группы: овощи, фрукты, продукты питания, всех предметов обихода, материалов: ткань, бумага, древесина, стекло, а также слов, обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых детям по личному опыту, и способы сенсорного обследования.
Под руководством воспитателя дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку — по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обобщающие: игрушки, продукты, одежда. Группировка предметов по нескольким существенным признакам им ещё не доступна.
В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, прочее, тяжелее и т. п.).
В словарь детей вводят слова, обозначающие материалы: металл, пластмасса, стекло. Продолжается работа по введению элементарных понятий: инструменты, посуда, овощи, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелётные птицы.
Старших дошкольников учат выделять из состава понятий по тем или иным признакам подгруппы: ткани шерстяные и шёлковые; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский и т. п.
Содержание словарной работы по-прежнему опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
В итоге у детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь. Эти знания обеспечивают свободное общение со взрослыми и детьми, понимание литературных произведений, телепередач. В конце дошкольного детства этот словарь позволяет сделать речь ребёнка содержательной, достаточно точной и выразительной.
Система занятий по развитию словаря детей.
Система занятий складывается из трёх разновидностей:
Первый вид занятий, на которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности. это экскурсии, демонстрация предметов и т. п.
Второй вид занятий, на которых словарная работа идет на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях. Это ознакомление с качествами, свойствами, особенностями предметов.
Третий вид занятий решает задачи словарной работы в процессе обобщения, формирования понятий.
Во всех этих видах занятий осуществляется развитие словаря в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Поэтому существуют общие требования к организации и методике проведения занятий:
- Развитие словаря неразрывно связано с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
- В процессе занятий должна быть целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей.
- В основе организации речевой и познавательной активности детей должна быть наглядность.
- Единство выполнения всех задач словарной работы на каждом занятии.
Большую роль в расширении словаря имеют занятия, посвящённые ознакомлению с предметным миром. На таких занятиях используются все три разновидности занятий
Работу по формированию словаря лучше начинать с занятий по первичному ознакомлению с предметами. Это занятия-демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия такие как «Оденем куклу на прогулку», «Напоим Машу чаем» и т. п. Основная цель этих занятий — ввести в речь детей названия предметов и некоторые действия с ними. Решить такую задачу можно только правильно организовав восприятие. Можно использовать приёмы, которые привлекают внимание ребёнка к предмету, действию. Это и неожиданное появление или исчезновение предмета, движение предмета, действия с ним. Название предмета или действия даётся тогда, когда внимание ребёнка сосредоточено на нём. При этом название многократно повторяется. В следующем отрезке занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала или знака от данного предмета. Для этого обычно создаётся поисковая ситуация: где предмет? Когда ребенок включается в активный поиск исчезнувшего предмета, воспитатель показывает его вновь. Таким образом слово связывается с самим предметом, его образ становится «знакомым». Затем воспитатель поощряет активное подражание-повторение ребёнком слова при появлении или исчезновении предмета.
Закрепление слова проводится на занятиях с предметами. На таких занятиях дети по указанию воспитателя выбирают одни предметы среди других, приносят их или показывают знакомые предметы, производят разнообразные действия с ними. Воспитатель, привлекая внимание ребёнка к действиям с предметами, добивается называния их,предлагает ответить на вопросы, повторить слова, поощряет и побуждает говорить детей вместе и по одному.
На таких занятиях широко используются игровые приёмы: появление предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: волшебный домик, где живут игрушки, «чудесный мешочек», получение посылки, телевизор, в котором происходит действие.
Содержание словарной работы на таких этих занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни. Слова, которые дети узнали на занятиях, закрепляются и активизируются в процессе игры, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, которые дети получили в быту, уточняются и закрепляются на занятиях.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста легко осваивают названия новых предметов в процессе той деятельности, где эти предметы им встречаются. Далее развитие словаря идет по мере углубления знаний ребёнка о предметах, ознакомления с их качествами и свойствами. На таких занятиях решается задача по формированию целостного, полного представления о предмете, которое отражает связь назначения предмета с его строением и материалом, из которого он изготовлен. При таких условиях ребёнок осознаёт значение частей, из которых состоит предмет, их соотношение, приобретает знания о том или ином материале и его свойствах, об особенностях предмета.
Еще одной разновидностью занятий, на которых происходит развитие словаря детей, является занятие по ознакомлению с качествами и свойствами предметов. Качествами предметов являются те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета (мягкий, гладкий, холодный и т. д.).
Свойствами называют те особенности предмета, которые выделяются путем нарушения целостности предмета (рвётся, бьётся, крошиться…).
При проведении таких занятий учитывается несколько условий.
- Воспитатель должен уметь организовать сенсорное обследование предмета для выделения его качеств и свойств. На этих же занятиях формируются и способы обследования. Словарная работа опирается именно на выделение свойств и качеств предмета.
- Чтобы сформировать способы обследования воспитатель должен дать точные указания к использованию обследовательского действия, соответствующего выделяемому качеству предмета (погладь — выделение гладкости, сомни — выделение мягкости и т. п.).
- Материал для активных обследовательских действий предоставляется каждому ребёнку, чтобы обеспечить освоение слов которые обозначают качества и свойства предметов, на основе их выделения и восприятия.
- Для выделения каждого качества и свойства предмета, отделения его от сопутствующих используется сравнение его с противоположным. (Твёрдость сопоставляется с мягкостью тяжёлый — с лёгким, прозрачный — с непрозрачным и т. п.)
- Чтобы детям было легче осознавать и осваивать качества и свойства предметов необходимо сделать их значимыми. Нужно включить их в результативную, содержательную деятельность, итог которой зависит от учёта данного качества. Это потребует от ребёнка выделения необходимого качества или свойства и учёта его для достижения результатов.
- Чтобы успешно решить задачи словарной работы на таких занятиях необходимо правильно подобрать наглядный материал. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых выделяемые качества были бы яркими, а отвлекающие качества (яркая раскраска, наличие движущихся частей и т. п.) были бы менее заметны.
Такие занятия имеют определённую структуру, которая диктуется логикой познания ребёнка-дошкольника.
В первой части такого занятия создается ситуация той или иной деятельности, необходимой для выделения качества предмета. Во второй части дети обучаются обследовательским действиям, использованию нужного качества каждым ребёнком. На основе этого вводится новое слово, обозначающее данное качество. В третьей части занятия используются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.
Знания и навыки закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.
Усложняются эти занятий за счет увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Требования к таким занятиям остаются теми же самыми, но сложность их состоит в том, что качества рассматриваются как признаки тех или иных свойств.
Знания, по сравнению предметов являются завершающими в системе занятий, посвящённых формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах.
Эти занятия проводятся главным образом в старшей и подготовительной группах,так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов,
Цель таких занятий — формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов. Успех таких занятий зависит от ряда условий:
- Подбор предметов для сравнения. Предметы должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков. Это и признаки различия, и признаки общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материалы).
- Плановость сравнения. Воспитатель направляет и последовательно ведёт детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к выделению и сравнению частей, деталей. Сначала ищем различия, а затем сходства. В конце сравнения идет обобщение, где выделяются отличительные признаки каждого предмета.
- Подбор приёмов обучения. Воспитатель должен подобрать вопросы и указания помогающие детям последовательно строить сравнения, увидеть те особенности, которые сами дети не замечают и наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово.
- Необходимо построить соотношение речевой активности воспитателя и детей. Максимум активности здесь должны проявлять дети. Задача воспитателя точными вопросами и указаниями направлять их умственную и речевую активность.
Занятия по ознакомлению с частями, свойствами и качествами предметов и материалов позволяет вводить в речь детей достаточно большой и разнообразный запас слов, включающий в себя различные части речи: существительные (названия предметов, их частей); глаголы (названия действий с предметами); прилагательные (названия качеств).
Существует третья группа занятий. На этих занятиях задачи словарной работы решаются в процессе обобщений и формирования понятий.
В связи с особенностями познавательной деятельности дети дошкольного возраста осваивают лишь те понятия, существенные признаки которых достаточно ярко выражены и доступны для наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
В детском саду формируются видовые и родовые обобщения -элементарные, бытовые понятия. Существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина.
Для родовых понятий существенными могут быть более скрытые признаки или группы их, как внешние, так и внутренние,
Чтобы сформировать видовые и родовые понятия осуществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов. Этим обеспечивается точное словоупотребление, точное название предметов. Это обеспечивает краткость и взаимопонимание в речевом общении.
Занятия, на которых осуществлялось углубление знаний о предметах дают детям умение видеть особенности предметов: части, форму, величину, назначение. Такие занятия формируют понятия и соответствующий им словарь. Таким образом эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря.
В процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения идет закрепление и активизация словаря. Специальная работа по закреплению словаря ведется на занятиях по описанию предметов и обучению отгадыванию и загадыванию загадок.
Занятия по описанию предметов часто проводятся в игровой форме. Часто их проводят в форме игры «Чудесный мешочек». В игре «Кто увидит и назовет больше» внимание детей направляется на выделение большего числа признаков.
Занятия по обучению отгадыванию загадок занимают особое место в решении задач словарной работы. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, они помогают ребёнку проникнуть в образный строй русской речи.
Важно, чтобы загадки загадывались о знакомых предметах, характерные особенности которых хорошо известны. Наиболее доступными для детей по форме являются загадки двух видов. Это загадки, построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его названия («Зимой и летом одним цветом»). Второй вид -метафорические загадки, когда описание характерных особенностей одного предмета даётся через другой предмет («Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками»).
Занятия по обучению отгадыванию загадок состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с выделением лишь тех их признаков, которые описаны в загадке. Для этого используются элементы загадки для описания характерных особенностей предмета. Во второй части занятия отгадывается загадка. После отгадывания важно, чтобы воспитатель уточнил, как ребёнок догадался. Постепенно содержание занятий усложняется. Следующий шаг- дети переходят к придумыванию загадок. Эти занятия тесно связаны с занятиями по описанию предметов.
В ходе перечисленных занятий значительно расширяется и активизируется словарный запас детей. Дети учатся описывать предмет, выделять его характерные свойства и качества, определять его видовую и родовую принадлежность. Все это ведёт к развитию связной речи детей.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю, родителям и близким. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи. Только соблюдая все эти условия мы сможем добиться хорошего результата в развитии связной речи детей.
Литература:
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников.- М.,2001
- Тихеева И. В. «Развитие речи детей»
- Бородич А. М. «Методика развития речи детей».
- Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».
- Иваненко А. П. «Словарная работа в детском саду».-Запорожье, 1975
- Иванова Н. П. «Лексические упражнения в детском саду». // умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.,1980
- Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на логопедических занятиях. // Школьный логопед- 2006.-№ 4 -с 17–30
- Правдина О. В. Логопедия. Изд.2-е, доп.и перераб. М., Просвещение,1973
- Волосец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников- Институт общегуманитарных исследований В. Секачева- М. 2002
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Издание 2-е.П.-М1971
- Логинова В. И. Максаков А. И. Попова М. И. И др. Развитие речи детей дошкольного возраста. 1984