Тема финансовой грамотности воспитанников детского сада всех возрастов — одно из актуальных и востребованных направлений педагогической работы в настоящее время. Современные дети так или иначе сталкиваются с формами экономических отношений: рекламой продуктов; деньгами, поскольку вместе с родителями ходят по магазинам; пластиковыми картами; банкоматами и т. п. Для того, чтобы быть успешными и многого достичь в жизни, нужно разбираться во многих вопросах, особенно связанных с финансами.
В итоге появилась необходимость обучения дошкольников основам финансовой грамотности в детском саду.
Наиболее популярными и доступными направлениями для знакомства воспитанников ДОУ с основами экономических знаний являются:
– дидактические игры на соответствующую тему;
– продуктивная деятельность: рисунки, поделки, лепка, конструирование предметов и объектов финансовой сферы;
– сюжетно-ролевые игры, к примеру, «Банк», «Магазин» и др.;
– занятия в ходе непосредственной образовательной деятельности, например, математики, окружающего мира и др.;
– использование элементов театрализации или чтения художественных сказок разного плана от народных до авторских.
В процессе изучения и проработки темы финансовой грамотности воспитанников нашего ДОУ мы решили применить интегрированный способ, объединяющий познавательную деятельность дошкольников с развитием физической активности через театрализацию авторской спортивной сказки «Приключения Незнайки и его друзей». Наш выбор был не случаен, так как он основывался на ряде выводов, полученных в ходе педагогической работы:
– сказки интересны, понятны всем детям, они же вызывают массу эмоций и отклик детской души;
– с помощью сказок проще донести любую информацию, даже сложную и порой не понятную ребенку;
– простота и наглядность изучаемого материала, так как сказки часто иллюстрированы;
– высокая степень эффективности развития двигательной активности и познавательной деятельности детей.
Итак, воспитанникам старших групп нашего детского сада было предложено поучаствовать в мини-театрализации сказки, сочиненной воспитателями.
Технологическая карта мероприятия
Этап мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Результат |
Предварительный этап |
«Однажды Знайка на все свои сбережения, накопленные за несколько лет, построил большой космический корабль и решил вместе со всеми жителями Солнечного городка отправиться на Луну. Но когда была ночь, Незнайка (ленивый, неграмотный, да ещё и безработный) залез в этот корабль и изменил маршрут. Ребята, сегодня мы отправляемся на ракете. Готовы? За каждое правильно выполненное задание Вы будете получать поощрение — деньги (специально созданные для данного мероприятия купюры своими руками). Вначале нужно посчитаться по порядку. Не будем терять время. Направо! Шагом марш. Мы пришли на космодром, чтобы отправится на ракете. Здесь нам необходимо подготовится к полету, а также приобрести билеты. Обязательно выполним несколько упражнений на разминку. — вестибулярного аппарата; — нескольких групп мышц; — всего тела. Вот сейчас мы готовы отправится в путешествие на ракете. Мы летим на космическом корабле. Внимание! Сейчас приземляемся на неизвестную планету. Давайте сделаем упражнения на восстановление дыхания. Для того, чтобы найти дорогу домой быстрее, вам нужно разбиться на 2 команды (одна команда получает наличные деньги, другая — пластиковую карту с определенным балансом) |
Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Ответ детей. Дети каждый называет свой порядковый номер. Ходьба в колонне по одному на носках, руки вверх. Ребята выстраиваются в большой круг на разведенные в сторону руки. Поворачивают голову вправо-влево по счету. Ходьба в колонне по одному; на сигнал «Аист!» остановиться, встать на одной ноге, подняв вторую согнутую в колене ногу, руки в стороны (или за голову), несколько секунд побыть в этой позе; Ходьба, на сигнал «Лягушки!» присесть на корточки, руки на коленях; Обычный бег друг за другом (2 круга). Дети встают внутрь условного (с помощью скакалки) круга, закрывают глаза, делают обратный отсчет 10, 9, 8… Ходьба врассыпную, бег врассыпную. Ходьба с восстановлением дыхания. Руки через стороны вверх до уровня плеч — глубокий вдох через нос; опустить руки — выдох через рот. Повторение 2–3 раза. Перестроение в колонну по два в движении. |
Мотивация на занятие. Подготовка организма к последующим физическим упражнениям. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. |
Основной этап. 1.Обще-развивающие упражнения. |
Мы оказались на необычной планете. Давайте придумаем, как она называется? Здесь все совсем по-другому нежели на Земле. Посмотрите какие отвесные скалы! (Ребята, сделаем красивые фото, которые по возвращению на землю, можно продать!) Ногу ставить на рейку серединой стопы. Хват за рейку: все пальцы вместе, большой палец снизу. А здесь скорее всего было озеро, которое сейчас замерзло. Чья команда правильнее и быстрее выполнит задание, получит конверт с подсказкой: верный маршрут домой. «Впрыгни-выпрыгни». И.п.: о.с., обруч на полу сбоку. Впрыгивать в обруч и выпрыгивать из него, продвигаясь по кругу. (по 2 круга в каждую сторону). Ребята, посмотрите, а ведь замерзшие озера постепенно оживают! В одном из них мы находим конверт с подсказкой и необычные деньги. «Перебрось — поймай». Дети строятся в две шеренги, расстояние между шеренгами 4 м. В руках игроков одной шеренги мячи (диаметр 10–12 см). По сигналу воспитателя дети перебрасывают мячи двумя руками из-за головы через шнур, натянутый на высоте поднятой вверх руки ребенка. Игроки другой шеренги ловят мячи после отскока от пола. «Не попадись». Дети образуют круг. Перед каждым ребенком на полу лежит мешочек с песком. В центре — двое водящих. По сигналу воспитателя играющие перепрыгивают через мешочек в круг, а по мере приближения водящих прыгают обратно. Ребенок, которого осалили, должен сделать два шага назад. Через 30–35 секунд игра останавливается, в игру вступают проигравшие, выбираются другие водящие. Вдруг откуда ни возьмись, появились местные жители — необычные человечки. Они знаками предложили поиграть с ними, а затем подсказали путь обратно. « Сделай фигуру» И.п. — основная стойка руки на пояс. Под музыку дети выполняют танцевальные движения, на остановку музыки замирают, сделав красивую фигуру. Тот игрок, чья фигура больше понравится ведущему, сам становится ведущим. Необычным человечкам очень понравились фигуры под музыку, поэтому они вручают нам еще один конверт. В письме написано, что нам необходимо: 1) преодолеть необычное поле. На одной стороне площадки ставят кегли (5–6 шт., расстояние между кеглями 0,5 м); на другой стороне раскладывают шнуры (5–6 шт., расстояние между шнурами 40 см) и, наконец, на третьей стороне раскладывают бруски (4–5 шт., расстояние между брусками 70 см). 2) попасть в цель, сбить конверт Игра «Кто самый меткий?» У одной из сторон комнаты проводится черта, а на расстоянии 3 метров от неё ставится 2 одинаковых мишеней. Дети по одному из каждого звена выходят на линию и бросают мешочек, стараясь попасть в цель. В конце подсчитывается количество очков в каждом звене. 3) найди себе укрытие Игра «Успей занять» Каждый из игроков чертит вокруг себя круг — это его домик, и становится в центре. Один из игроков (без круга) становится в середину площадки и говорит: «Раз, два, три — беги!» Когда сказано последнее слово, все игроки меняются местами, а ведущий пытается занять чье-либо место. Кто не успел занять круг, становится ведущим, и игра продолжается. Внезапно на необычную страну налетели жуки, и нам срочно нужно замаскироваться! «Прятки» И.п. — основная стойка руки на пояс. 1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны (подвигали руками, изображая жучков); 2 — вернуться в исходное положение (спрятались). |
Ответы детей. Половина детей встают у гимнастической стены. Каждый выполняет упражнение по 1 разу. Вторая часть детей встают рядом с обручами, которые лежат на полу змейкой. Выполнение упражнения. Пройти 1 раз. Руки вверх, встаем на носки — вдох, Возвращение в и. п. — выдох. Выполнение упражнения. Повторить 5 раз в каждую сторону. И.п. — вдох, выдох. Дети двигаются друг за другом, соблюдая дистанцию. Контроль выполнения обязателен. Ребята рассматривают иллюстрации с необычными жителями. Выполнение упражнения. Повторить 4 раза. И.п; вдох, выдох. Дети слушают подсказки. Ходьба в колонне по одному между кеглями, стараясь не задеть их, ходьба, с перешагиванием попеременно правой и левой ногой через шнуры; бег с перепрыгиванием через бруски (кубики). Дети делятся на 2 команды, выполняют метание по 3 раза. Выполнение действий по правилам игры Упражнение выполняется 5–6 раз И.п. — вдох, Руки опустить — выдох |
Развитие творческого воображения Развитие двигательных качеств ребенка, подготовка его к овладению сложными действиями, развивающих силу мышц, подвижность суставов, формирующих правильную осанку. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Развитие ловкости и координации Развитие ритмичности Развитие творческого воображения Развитие координации движения Развитие меткости и силы броска Развитие ловкости и скорости реакции |
2. Основные виды движений |
Мы с достоинством прошли все испытания и для того, чтобы у необычных человечков остались добрые воспоминания, давайте поиграем с ними в такие же необычные игры?! Игра «Угадай чей голосок? Водящий встает в центр зала и закрывает глаза. Дети образуют круг, не держась за руки, идут по кругу вправо и произносят: Мы собрались в ровный круг. Повернемся разом вдруг, А как скажем; «Скок-скок-с кок», Угадай, чей голосок. Слова «скок-скок-скок» произносит один ребенок (по указанию воспитателя). Водящий открывает глаза и пытается угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадает, этот игрок становится на его место. Если водящий не угадал, то при повторении игры вновь выполняет эту роль. Дети идут по кругу в другую сторону. П.и.: «Бездомный заяц». Среди играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные играющие — «зайцы» занимаю свои домики. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой обруч; тогда заяц, стоящий в обруче, должен сейчас же убегать, потому что он теперь становится бездомным и, как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц охотником. |
Ответы детей Дети выполняют действия по указанию воспитателя. |
Развивать ловкость в беге Развитие координации и скорости реакции |
3. Заключи тельная часть |
Спокойная ходьба обычная, ходьба на носках, ходьба на пятках. Аутотренинг «Волшебный сон» — упражнение на мышечное расслабление. Лежа на спине дети слушают музыку, расслабляются и «засыпают волшебным сном». Ноги расслаблены, руки расслаблены, дышится легко, ровно, глубоко. Звучит музыка: «Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать! Всем открыть глаза и встать!». Вот и закончилось наше путешествие. Тут и сказочке конец. Кто старался — молодец! |
Релаксация и расслабление |
|
Рефлексия |
Вам понравилось путешествие? Что было самым интересным? Какое задание было трудным? Что было самым весёлым? Какое настроение у вас после занятия-путешествия? А сколько денег заработала каждая команда? Давайте посчитаем! |
Формирование умений самоанализа выполненных заданий, осознания своего состояния и настроения, а также повышение финансовой грамотности. |
|
Итогом проведенного мероприятия стали положительные эмоции детей, осознание того, что деньги просто так не достаются, а получить их можно только путем выполнения заданий и упорного труда.
Применение физкультурной сказки в качестве средства достижения финансовой грамотности воспитанников нашего детского сада оказалось удачным и эффективным.