В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс работы над данными технологиями требует тщательного исследования и анализа. Поэтому методические рекомендации по их использованию вызовут несомненный научный интерес.
Ключевые слова: технология, корзина идей, дееспособность, алгоритм, образовательный процесс, критическое мышления, стадия вызова, некритическое мышление.
В XXI веке очень поменялись социально-педагогические возможности преподавания русского языка в Узбекистане, сильно изменились, появляются новые методики преподавания русского языка как неродного. Растет количество учеников, интересующихся русским языком, поэтому роль инноваций в процессе обучения возрастает. Одним из важных компонентов современного образовательного процесса является обучение правильному мышлению, а также самостоятельному поиску ученика при помощи учителя. Поэтому использование технологии критического мышления представляет научный и практичный интерес. Несмотря на обилие подходов, которые можно использовать в процессе обучения важным звеном является поиск таких технологий, которые с одной стороны могут привести к самостоятельному мышлению, с другой позволят сделать учебный материал доступнее и проще. Предлагаем следующий прием работы, который может быть востребован при обучении темы, которые представляют определенные трудности при изучении русского язык как неродного. Таким приемом может стать технология «Корзина идей». Это способ организации персональной и массовый работы школьников на исходной стадии урока. Он разрешает узнать все, собственно, что понимают или же задумываются ученики по теме урока. Наставник, выявив главное понятие изучаемой темы, предлагает ученикам дополнить за определенное время дополнить своим идеями и собрать их в корзину.
Самым трудной при изучении морфологии темой для учеников узбекских школ является категория рода, так как в узбекском языке она отсутствует.
Предлагаем следующее описания и практическое применения этого приема на уроках русского языка в средней школе. Сначала следует определить на каком этапе урока, можно использовать данный прием. На наш взгляд его следует применять после объяснения новой темы, когда ученики уже получили определенные знания по данной теме. Учитель приносит в класс сумку или корзину и просит учеников записать свои идеи на бумаге, а потом вложить их в сумку или в корзину. После этого учитель, собрав все записи, просит их зачитать, в конце идет процесс обобщения. По полученным ответам учитель составляет текст, который в конце урока зачитывается перед учениками. Отличительной чертой составления текста может служить то, что его можно записать как с первой фразы, сказанной учеником, так и с последней репликой. Приведем пример следующей беседы и работы по технологии «Корзина идей».
Учитель: Мы прошли тему «Род имен существительных». Что вы поняли по этой теме?
1-ученик: Это грамматическая категория. Он берет свою записку и кладет в сумку.
2-ученик: Существует 3 рода в русском языке.
3-ученик: Во множественном числе родов нет.
4-ученик: Каждый род имеет свои особенности. Например, если шипящие с мягким знаком, то это женский род.
5-ученик: В узбекском языке родов не существует.
6-ученик: Поэтому для нас эта категория представляет определенную трудность.
7-ученик: Привожу слова на мужской род — конь, день, пень, на женский род — мама, игра, ночь, на средний род — поле, море, окно.
8-ученик: Рода присутствуют в других частях речи.
9-ученик: Если мы усвоим рода, то изучение русского языка станет для нас легче.
После окончания работы с данным приемом учитель начинает обобщать полученные ответы учеников, преобразуя их в текст. Созданный текст зачитывается, затем записывается в тетрадь. Главное в этой работе — это попытка проследить процесс создания идеи и активность учащихся. Приведенные нами примеры представляют стандартный набор ответов учеников, которые могут, использованы на уроках русского языка. Как правило, при работе с этой технологии следует учитывать временной фактор. Обязательно нужно указать количество минут, которые идут осмысления и проговаривание ответа. Не нужно останавливать ученика во время ответа, пусть выскажется. Другим увлекательным ходом является разделения класса на 2 или 3 команды, которым следует по очереди дать возможность ответить. Их записки с ответами в сумку или в корзину относит капитан команды. Мы уже определили, что такую технологию следует использовать на этапе закрепления знаний, умений и навыков.
Необходимо, при изучении представленной темы разрешать использовать примеры с переводом с русского на узбекский язык и наоборот. На наш взгляд, данная технология имеет существенный недостаток- риск превращения в вопросно-ответную беседу. Для того чтобы этого не случилось, следует подготовить набор наглядных и дидактических материалов, которые включены при работе над этим приемом. Возникает резонный вопрос, каковы цели и задачи этой педагогической технологии?
Основная задача- это повышение познавательного интереса к предмету, стремлению к поиску ответа, обогащения знаний, расширения словарного запаса, соревновательность и быстрота реакции. Другой интересной проблемой, которая находится в поле зрения, является анализ ответов учеников. Начинать надо с того, чтобы ученики давали простые ответы, а затем плавно усложнять вопросы и требовать развернутого ответа. Если ученик заучил тему, но не смог ее применить, то трудности только будут нарастать. Предлагаем для начала составить вопросник по каждой теме, при изучении которой используется эта технология. Вопросы должны быть вначале просты и понятны, обязательно с переводом на родной язык.
Для того провести активизацию учеников необходимо в середине давать шуточные вопросы типа: «Без чего не обойдется существительное и без этого не будет никого…» При такой постановке вопросы реплики будут сыпаться одна за другой. При работе можно использовать такие приемы типа: «Закончите мысль…» или «Закончите предложение…», «Вставьте пропущенное слово…» Учитель может усложнить данную технологию, создав определенную ситуацию, и предложив пути ее решение.
Учитель: Ребята, сегодня к нам пожаловали на урок 3 гостя. Они характеризует 3 типа рода. Давайте их повстречаем. Мужское — это…
1-ученик: Сильный, ловкий, умный, богатый.
2-ученик: Ловил, читал, считал.
3-ученик: Давайте поприветствуем гостью, которая к нам спешит.
4-ученик: Красавица, отличница, работница, волшебница, хозяйка.
5-ученик: Третий гость тоже пришел. Море, озеро, поле, окно.
При работе над технологией «корзина идей» мы наблюдаем процесс кооперации с другими методами: вопросно-ответной беседы, дидактических игр. Такая кооперация предполагает совмещения при проведении этапа закрепления знаний и навыков. Занимательность и познавательность — вот основные качество технологии критического мышления. При этом не следует забывать о должной обоюдной заинтересованности учителя и ученика. Как писал известный педагог П. П. Блонский: «Развитие ребенка, а вслед за ним педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующие все новых и больших усилий в первую очередь самого ребенка» [1 с 118].
Теперь поговорим о преодолении трудностей, которые возникают у учащихся, для которых русский язык является неродным, и категория рода отсутствует в их языке. В узбекском языке род отсутствует, поэтому следует составить в качестве вспомогательных материалов тематические группы слов. В приведенных нами примерах бесед после окончания работы над «корзиной идей», когда идет обобщающая беседа следует раздать ученикам слова виде карточек на мужской род — по одной теме, на женской род —, по другой, на средней род — третьей. Темы могут быть разными, бытовые, сказочные, профессиональные чаще всего именно те, которые окружают ребенка. Большинство ученых-методистов такие как И. В. Муштавинская, Е. С. Полат, Н. Б. Кирилова предлагают использовать данную технологию на стадии вызова, то есть на начальной стадии урока. Они обосновывают это тем, что это позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. Я считаю, что при работе с учениками в национальной школе такой прием при закреплении новой темы, когда у учеников есть определенные знания по пройденной темы. Предлагаем следующий алгоритм действий при работе в национальной школе:
– Задается вопрос по пройденной теме.
– Учеников делят на три команды, они записывает ответы в тетради, или для этого учитель дает им карточки. Эта работа может групповой (капитан команды собирает записки) или индивидуальной ученики записывают в тетрадь и по 4–5 человек выступают. Работа ограничена во времени 1–4 минуты.
– Затем каждая команда начинает озвучивать свои ответы. Каждый ответ не должен повторяться. Основная задача собрать новый материал, если ответы повторяются, то ответ не засчитывается.
– Задача учителя исправлять ошибки, и отбраковывать неправильные ответы.
Кроме того, учитель может давать детям подсказки, то есть если им непонятно делать перевод.
Все собранные ответы оформляются в виде текста, который демонстрируется после окончания.
Таким образом, вариативность и избирательность подходов при работе с данными методами позволит реализовать все поставленные цели и задачи. Необходимо помнить, что данный прием позволяет учителю построить работу таким образом, чтобы ученики старались самостоятельно работать, анализировать пройденное, кроме того, этот прием способствует развитию устной речи. Нужно учитывать, что данный прием является вариацией технологии критического мышления, которое приобретает известность в наше время и набирает популярность в методике.
Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы или программы вуза.
Литература:
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах/. Москва: Педагогика, 1979.- 304 с. С118.