После распада Советского Союза в системе международных отношений произошли серьезные изменения. На мировой повестке дня стоялвопрос о выработке новой внешнеполитической стратегии.
Вскоре после инаугурации Билла Клинтонабыли сформулированы и новые принципы американской внешней политики [9, p.19]. Согласно официальным документам и выступлениям первых лиц государства, США должны были сложить с себя функции «мирового полицейского» и обратить внимание на решение внутренних проблем [6, p. 45]. Специфической чертой нового курса являлась попытка приспособить внешнюю политику Соединенных Штатов к прагматическим интересам бизнеса [5, p. 10].
Важно отметить, что проведенные в 1995 и 1998 годах масштабные опросыамериканской общественности выявили недовольство новым курсом администрации президента. Две трети респондентов искренне полагали, что США, в силу своих глобальных интересов, должны принимать более активное участие в международных делах, кроме того, сих точки зрения, новая политика администрации ослабляла военный потенциал государства, соответственно, ставила под угрозу национальную безопасность страны [6, p. 45].
На наш взгляд, одной из причин негативной реакцииобщественности на новый внешнеполитический курс стало упущениев нем ключевой для американской истории идеи «исключительности». Этаидеяозначаетверу американцев в особое, привилегированное положение Соединенных Штатов в системе международных отношений.
Зарождение идеи исключительности связанос процессом формирования американской нации и, соответственно, американской идентичности. Наглядной в этом отношении является книга известного американского политолога С. Хантингтона «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» 2004-го года.
В этой книге авторитетный ученый утверждает, что на протяжении всей истории жители Соединенных Штатов определяли свою идентичность в терминах «раса», «этнос», «идеология» и «культура». Этническая идентичность прекратила свое существование к началу,а расовая – к окончанию II мировой войны: «В результате к 1970-м годам американская идентичность определялась через культуру и веру» [3, с.16, 73].
Необходимо отметить, что, вследствие специфики складывания американской нации, как нации переселенцев и иммигрантов, в процессе идентификации на первый план всегда выступалине культурные, а идеологические (либерально-демократические) принципы.
Эти принципы базируется на двух постулатах: 1) либерально-демократические ценности являются универсальными, а не уникальными (принадлежащими исключительно Западному миру); 2) американцы доказали свое исключительное право на мировое лидерство/политику распространения либеральной демократии, создав в эпоху Нового времени первую работоспособную либерально-демократическую модель государства.
Таким образом, идея исключительности, связанная с процессомформирования американской нации, занимаетособое место в общественной жизни Соединенных Штатов Америки.
В политике идея исключительности является прерогативой консерваторов – в основном, представителей Республиканской партии. Это обстоятельство объясняется тем, что в силу определенных исторических обстоятельств, современные консерваторы в США – это люди, защищающие либерально-демократические ценности от угроз коммунизма, исламизма, терроризма и т.д. [8].
Именно американскому консерватизму более всего присущ морализм в интерпретации идеи исключительности во внешней политике Соединенных Штатов.Под морализмом обычно подразумеваютособый тип легитимации внешнеполитической деятельности, «… тенденции рассматривать и оценивать внешнюю политику и явления международной жизни, прежде всего, сквозь призму определенных моральных ценностей и категорий…» [2, с. 69]. С точки зрения американского политолога и основателя школы политического реализма Г. Моргентау моралисты просто неспособны отделитьнациональные моральные ценности от политических интересов, отождествляя национальный интерес с манифестацией моральных принципов [10, p. 200-203].Поэтому неудивительно, что одной из причин победы Дж. Буш-младшего, кандидата от Республиканской партии на президентских выборах в 2000-м году, стало использование популярных среди населения лозунгов, в частности, призывающих восстановить великий статус Америкив борьбе с «осью зла»: «Великие битвы XX столетия между либерализмом и тоталитаризмом закончились решительной победой сил свободы и переходом к единственно жизнеспособной модели национального успеха, сочетающей свободу, демократию и свободное предпринимательство…» [4, с. 20]
Вышесказанное позволяет присоединиться к выводу, сделанному известным отечественным ученым-американистом Э. Баталовым, который полагает, что многие высказывания высокопоставленных политических деятелей США «следует рассматривать не только как риторику, за которой не стоит никаких убеждений…, но и как дань императивам американской политической культуры, как выражение глубинных влечений, уходящих корнями в национальную социально-политическую мифологию» [1, с. 51].
В период правления Барака Обамы, представителя Демократической партии, идея исключительности вновь, как и во времена Б. Клинтона, была отодвинута на второй план. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться в новой президентской кампании кандидаты от Республиканской партии: Ньютон Гингрич (экс-спикер конгресс от штата Джорджия), Ричард Санторум (бывший сенатор от штата Пенсильвания), Митт Ромни (экс-губернатор штата Массачусетс), Рон Пол (член американской палаты представителей).
В своих предвыборных программах и на официальных встречах с избирателями республиканцы демонстрируют редкое единодушие в том, что будущий президент столкнется с экстраординарными проблемами, и от его решений будет зависеть не только судьба Америки, но и судьбы мира. Для защиты национальных интересов Америки, соответственно, мирового порядка, будущая администрациядолжна будет выработать новую внешнеполитическую стратегию и решить несколько серьезных проблем.
К последним М. Ромни и Р. Санторум причисляют: ядерные программы таких государств, как Иран, Пакистан, угрожающих безопасности всего мира; враждебность международного сообщества к союзникам США, особенно на Ближнем Востоке к Израилю; стремительное превращение Китая в военную и экономическую сверхдержаву, претендующую на лидерство среди авторитарных государств; латиноамериканские страны, подобно Венесуэле, вступающие в коалицию с Кубой [11,12].
Основными методами решения проблем называются: во-первых, увеличение расходов на военные нужды, в частности, флот и системы ПВО; усиление финансовой и военной поддержки союзников; активизация политики распространения либеральной демократии и рыночных принципов экономики; сохранение превосходства в многосторонних международных организациях и союзах.
Таким образом, республиканцы призывают будущего президента Соединенных Штатов отказаться от изоляционистской политики Б. Обамы и сделать все возможное, чтобы двадцать первое столетие стало американским столетием. Это означает, что США должна будет обладать самой мощной экономикой и самой сильной армией в мире.
На вопрос: «Чем Америка отличается от других государств?», - Митт Ромни отвечает, что Соединенные Штаты исключительная страна с уникальной судьбой и ролью в мире. Американцы – люди, которые впервые сбросили с себя путы тирании и установили демократическое правительство, люди, которые верят в универсальность и неотъемлемость прав и свобод. Эта вера дает Америке исключительное право на мировое господство [11].
Следует отметить, что предвыборная программа НьютаГингрича существенно отличается от программ соперников. Хотя Н. Гингрич так же, как и его соперники, полагает, что исключительность Америки самоочевидна, и ее основы закреплены в Декларации Независимости. Однако, в отличие от Р. Санторума и М. Ромни, он ищет решение проблемы внутри страны: в области внутренней политики, в частности, в восстановлении экономики, трансформации политической системы и возрождении американских ценностей. При этом он опирается на опыт администрации Рональда Рейгана, политика которого, по его мнению, стала основной причиной подъема американской экономики, падения Советского Союза и возрождения идеи американской исключительности [7].
Учитывая немаловажную роль идеи исключительности в сознании американцев, можно с большой долей вероятности прогнозировать будущий успех кандидатов в президенты от Республиканской партии. В случае победы – возращение во внешнеполитический курс моралисткой риторики, обострение отношений с недемократическими странами и очередной виток крестового походапротив «оси зла».
Литература:
Баталов Э. «Американская мечта» и внешняя политика США // Замошкин Ю. А. и др. Общественное сознание и внешняя политика США. М.: Наука, 1987.
Рослякова Г., Четверикова М. Мораль и внешняя политика США// Замошкин Ю. А. и др. Общественное сознание и внешняя политика США. М.: Наука, 1987.
Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004.
Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004.
AlbrightM. Progresstoward American foreign policy // US Department of State Dispatch. November1998. Vol. 9. Issue 10.
Friedberg A. L. Are Americans becoming isolationist? // Commentary. November1998. Vol. 106. Issue 5.
Gingrich N. 21st Century Contract with America. A Note from Newt Gingrich. URL: http://www.newt.org/21st-century-contract-america (дата обращения 10.02.2012).
Huntington P. Conservatism as an ideologyHuntington S. Conservatism as an Ideology // The American Political science review. 1957. Vol. LI.
Jentleson B. American Foreign Policy: The Dynamics of Choice in the 21th Century. New-York-London, W. W. Norton and Company, 2004.
Morgenthau H. J. The Mainspring of American Foreign Policy// Jentleson B. American Foreign Policy: The Dynamics of Choice in the 21th Century. New-York-London, W. W. Norton and Company, 2004.
Romney M. Mitt Romney’s New Hampshire primary speech. URL: http://www.washingtonpost.com/blogs/election-2012/post/mitt-romneys-new-hampshire-primary-speech-text/2012/01/10/gIQAZAuNpP_blog.html (дата обращения 16.02.2012).
Santorum R. In foreign policy speech, Santorum leans on exceptionalism to «re-establish America’s greatness». URL: http://washingtonindependent.com/108725/in-foreign-policy-speech-santorum-leans-on-exceptionalism-to-re-establish-americas-greatness (дата обращения 22.01.2012).