Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-волевой сферы у дошкольников «Батик для малышей». Материал отличается целостностью и практичностью. Публикация рассчитана на воспитателей, педагогов-психологов, педагогов общеобразовательных учреждений, родителей.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели [2].
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе [3].
Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество [1].
Новизной и отличительной особенностью созданной в октябре 2019 г. на базе МДОУ № 105 «Полянка», г. Вологды рабочей программы «Батик для малышей» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
«Батик» — это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве [1].
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Занятия «батиком» не требуют умений рисовать, здесь скорее требуется внимание и аккуратность. Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы работы с материалом для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом труда, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи [2]. Все занятия происходят с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок видит красоту и гармонию форм, кроме того, узнаёт характерные особенности материалов: цвет, форму.
Цель — развитие творческих способностей и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста через систему занятий в технике батик с использованием элементов арт-терапии.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
- Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
- Развивать интерес к различным техникам художественного творчества росписью по ткани — батиком.
- Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
- Развивать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Воспитывать желание достигать поставленные цели.
Возраст детей: 2–3 года.
Периодичность проведения занятий с целевой группой детей 1 раз в неделю.
Срок реализации программы— учебный год.
Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса:
– словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
– наглядные;
– практические;
– игровые.
Форма занятий — тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Практическая часть реализации программы «Батик для малышей» состоит из следующих этапов:
Подготовительный включает в себя:
– подбор и разработку методов диагностики, выявляющих степень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста;
– разработку коррекционно-развивающего цикла «Батик для малышей» из 10 групповых занятий (1 занятие в неделю на определенную тему, например, «Моя фантазия», «Солнышко», «Море», «Хвост павлина», «Бабочка» и т. д.) для детей дошкольного возраста, имеющих повышенный уровень тревожности, превышающее половозрастную норму;
– разработку серии психокоррекционных и психопросветительских заданий для детей и их родителей.
Диагностический этап заключается:
– в проведении диагностического обследования дошкольников (по запросу родителей или педагогов), направленного на выявление эмоциональных нарушений детей; обработку результатов диагностики;
– в комплектации экспериментальной группы детей, имеющих повышенный уровень тревожности и не стабильное эмоциональное состояние, превышающее половозрастную норму (по результатам диагностики).
Коррекционно-развивающий этап состоит в непосредственном проведении серии выше указанных занятий для детей экспериментальной группы, психопросветительский и психокоррекционный этап для их родителей проводится параллельно с занятиями для детей для усиления положительной динамики по программе.
Завершающий этап заключается в контрольной диагностике эмоционального состояния детей, прошедших коррекционно-развивающий курс, в конце учебного года, обработке результатов и сообщении рекомендаций по воспитанию родителям детей экспериментальной группы.
Для первичной и заключительной диагностики уровня тревожности у дошкольников использовались методики:
– тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
В 2019–2020 гг. на базе МДОУ № 105 «Полянка» нами проводился формирующий эксперимент, основную выборку составили дошкольники в количестве 10 человек, в возрасте 2–3 лет.
В частности, дети перед началом занятий имели высокий уровень тревожности (80–90 %), а после проведенного курса этот показатель снижался до 30–40 %.
По окончании деятельности в рамках проведения методического эксперимента по составленной методической разработке (в 2019–2020 гг.) получены следующие результаты:
– разработан и апробирован коррекционно-развивающий цикл занятий: «Батик для малышей» (10 групповых занятий) с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
– достигнуто снижение уровня тревожности на 30–40 %;
– повысилась педагогическая компетенция родителей (законных представителей) детей экспериментальной группы, выражающаяся в умении использовать предлагаемые психологические приемы, не менее чем на 50 %.
Литература:
- Лебедева Л. Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». СПб.: Речь, 2013.-256 с.
- Киселева М.В «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2014.-160 с.
- Кожохина С. К. «Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности». –М.: ТЦ Сфера, 2012.-192 с.