Система работы учителя истории в классах гуманитарного профиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 26.08.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Веретенникова, Ю. О. Система работы учителя истории в классах гуманитарного профиля / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94611/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор описывает опыт работы в классах гуманитарного профиля.

Ключевые слова: методика работы, учитель истории, уроки истории.

При введении Федерального государственного образовательного стандарта главным является развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. Новые требования к оценке качества образования предполагают введение мониторинга и комплексной оценки достижений ученика. Для этого я разработала комплект «Мониторинговые карты продвижения учащихся».

Я планирую учебную деятельность учащихся через выделение и анализ цели и результата учебного процесса, его условий. Осуществляю все уровни управления в системе «учитель — ученик»: стратегический (через программы, учебно-методический комплект), тактический (через календарно-тематическое планирование и технологические карты уроков); ситуативный (через целенаправленную педагогическую поддержку учащихся).

Мною создана методическая разработка «Создание условий для вовлечения учащихся в процесс вариативного конструирования и реализации индивидуального образовательного маршрута через использование дистанционных образовательных технологий».

Данная разработка была представлена не только на методическом совете гимназии, но и на VII Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления».

Актуальность методической разработки заключается в том, что она направлена на:

– повышение эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций;

– обеспечение индивидуализации, вариативности обучения;

– возрастание академической мобильности школьников;

– активизацию познавательной активности, мотивированности учащихся на непрерывный учебный поиск;

– интеграцию современных образовательных технологий в условиях ФГОС.

Работа направлена на актуализацию познавательной деятельности учащихся через использование дистанционных образовательных технологий, проектную и исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время. Работа ориентирует на использование разнообразных форм, методов и приемов самостоятельной и групповой работы учащихся поискового характера, направленных на повышение уровня владения современными информационно-коммуникационными технологиями; предусматривает систематическую работу с источниками, статистическим и картографическим материалом и способствует формированию функциональной грамотности.

Со своим опытом и методическими разработками я участвую в различных педагогических событиях, в ходе которых осуществлялась работа по презентации, продвижению, оценке моей деятельности педагогическим и экспертным сообществом .

Формирование активной гражданской позиции, гражданского самосознания, долга осуществляется через работу гимназического музея «История моей семьи в истории страны». На базе музея гимназисты делают свои первые шаги в науку: пишут исследовательские работы по истории оружия, военных частей, отдельных исторических личностей, наших земляков. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны помогают ребятам в понимании событий далеких для них времен. Помимо поисковой деятельности, музей ведет большую просветительскую работу. Группа экскурсоводов регулярно проводит лекции, беседы. В музей на классные часы приходят обучающиеся всех возрастных категорий .

В работе с разными категориями учащихся у меня сложилась определённая дифференцированная система. Система работы с одаренными детьми выстроена в нескольких направлениях. Для выявления одаренных детей использую советы и рекомендации педагога-психолога, которые помогают обнаружить не только явные, но и скрытые проявления одаренности, понимая, что одаренный ребенок не такой, как все. Его интеллектуальная жизнь богата и сложна, но средств для ее выражения, реализации и презентации ребенку не хватает. Какова в связи с этим моя задача? Научить внятно, излагать свои мысли и идеи, не задавив при этом те черты и особенности, которые и делают ребенка одаренным. Работая с такими детьми, мало быть учителем высшей квалификационной категории. Надо располагать еще одним ключевым качеством — не бояться работать с учениками с высоким уровнем способностей.

Моя работа по выявлению одаренных детей проходит в несколько этапов. На первом этапе я наблюдаю за деятельностью детей на уроках, стараюсь привить интерес к своим предметам через нестандартные задания. Например, по истории это могут быть задания: написать рассказ от первого лица об участии в военных походах правителя Ассирийской державы; составить мини-проект о семи чудесах света; терминологические диктанты; решение исторических и проблемных задач; синквейны по теме урока. По обществознанию в 6-м классе даётся задание придумать рассказ о видах деятельности, а в11-м классе на уроке дается задание составить маркетинговый бизнес-план. На втором этапе у активных учащихся появляется возможность проявить себя через внеурочную деятельность. Например, для 6–11 классов в рамках недели правовой грамотности учащиеся проводят викторины, конкурсы, защиту мини-проектов.

Одним из направлений в моей работе с одаренными детьми является организация их исследовательской и проектной деятельности.

Преподаваемые мной предметы (ОДНКНР в 5-х классах и обществознания в 6-х классах) направлены на формирование личности ребенка. Такие темы как: «Любовь — главная семейная ценность», «Что составляет твой духовный мир», «Индивидуальность», «Познание человеком мира и себя» в ходе которых я даю учащимся задания (описание внешности и характера героя рассказа, определение сущности нравственных понятий, письмо самому себе в будущее, определение спектра эмоцией героев проблемной ситуации, портрет класса, игры «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши телеграмму»). Разбор таких заданий помогает составить и скорректировать работу с учащимися со скрытой агрессией, повышенной тревожностью, возможной депрессией.

Для поддержания комфортного психологического микроклимата в классе, где я являюсь классным руководителем, работаю совместно со Школьной службой примирения. Совместная работа является эффективным инструментом снижения конфликтности, профилактики агрессивных проявлений среди детей, предотвращения неблагоприятных «сценариев» поведения учащихся . В целях оказания своевременной помощи и профилактической работы с трудными подростками, нарушающими правила учащихся, веду журнал учёта индивидуальной работы с ребёнком: фиксирую беседы и формы корректирующей воспитательной работы.

Для учеников с низкой мотивацией к предмету составляю индивидуальный план корректирующих действий в соответствие с проблемными зонами усвоения материала. Как классный руководитель отслеживаю динамику качества успеваемости учащихся своего класса, при снижении качества успеваемости составляю план корректирующих действий на ближайший период времени обучения и веду работу с каждым ребёнком по повышению успеваемости, разрешаю возможные конфликтные ситуации.

Систематически составляю и веду учет индивидуальных достижений учащихся каждого класса по результатам внутреннего и внешнего мониторинга . При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации ведётся мониторинг и комплексная оценка достижений . По результатам диагностических контрольных работ в форме ОГЭ\ЕГЭ составляю информационный бланк для размещения в дневники учащихся , содержащий ознакомительную информацию для учащихся и их родителей о качестве написания работы (балл, отметка), пробелах в знаниях и рекомендациях. Для учащихся, не справившихся с работой, составляется индивидуальный план работы по коррекции знаний и график сдачи зачётов по микротемам .

Такая многогранная работа позволяет мнедобиваться позитивных результатов качественной успеваемости, высоких результатов сдачи ГИА и побед в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах моими учениками.

Я ориентируюсь в современных публикациях по дидактике; слежу за современными исследованиями по базовым наукам. Это отражено в оборудовании кабинета истории, в организации учебной деятельности, в содержании урочной и внеурочной деятельности, в используемых технологиях.

Моя педагогическая деятельность направлена на использование гибких и разнообразных технологий, методик, приемов, для поддержания интереса и активности учащихся в процессе обучения; учета их индивидуальных особенностей; прикладного характера обучения; выполнения проектных работ с учетом межпредметных знаний.

Мною используются:

технологии индивидуализации обучения , создающие условия для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Данные технологии позволяет расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

технология проектирования индивидуального маршрута учащихся. На основе маршрутных листов («Маршрут достижений», «Бланк роста» и др.) корректирую индивидуальные образовательные маршруты учащихся, что помогает выявить образовательные проблемы и скорректировать работу;

–технология дифференцированного обучения осуществляю за счет того, что, разделяю содержание учебного материала по трем уровням сложности: I, II и III. Уровень «I» может обеспечивать обучение в техническом профиле. Уровень сложности «II» рекомендован учащимся, ориентированным на социально-экономический профиль, а уровень «III» рассматривается как уровень углубленного изучения материала для гуманитарного профиля. Дифференцированный подход позволяет развивать творческий потенциал учащихся. При этом работа с сильными учениками по пути разнообразия заданий . Эффективность данной технологии привела к высоким результатам моих учеников: на государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ/ЕГЭ ; призеры и победители в олимпиадах, конкурсах и НПК .

проектная деятельность и исследовательская технология . Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. На уроках использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии исторических деятелей, особенностей развития культуры. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, презентацию по теме «Отечественная война 1812 года» можно использовать, кроме уроков истории, на уроках литературы). ИКТ развивает умения работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); использовать её для общения, а также помогает использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми, что очень важно в поликультурной среде.

Эффективность образовательного процесса достигается за счёт использования здоровьесберегающих технологий . С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: смена видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссия на уроке, разноуровневые домашние задания. Провожу музыкальные паузы и физкультминутки .

Необходимость использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для усвоения учащимися учебного материала актуальна на период карантина или болезни конкретного учащегося. Я выбрала две платформы для проведения онлайн- уроков: Zoom и Skype. К преимуществам можно отнести: возможность подключить к уроку большое количество участников, есть функция демонстрации экрана рабочего стола педагога и учащихся (презентации, видео, аудио и пр.), любого участника можно «вызвать к доске», в программе есть встроенный чат, где ученики могут задавать вопросы и общаться друг с другом. Для работы с учащимися мы выбрали социальную сеть «Вконтакте». Создали отдельную группу для каждого класса. Назначили помощников учителя. В группе размещались домашние задания, учебные материалы к урокам, информация по конкурсам и мероприятиям. Регулярно проводила проверочные работы, тесты, отслеживала, насколько ученики готовы к занятиям, а для обсуждения ошибок используем групповые чаты и электронную почту. Проверочные работы и тесты я разрабатывала в Google forms. Google-формы предоставляют широкий выбор заданий: с одним вариантом ответа или множественным выбором; с коротким или развёрнутым ответом; соотношением событий и фактов.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, учащийся, задание, класс, ребенок, урок, ученик, внеурочная деятельность, государственная итоговая аттестация, гуманитарный профиль.


Ключевые слова

уроки истории, методика работы, учитель истории

Похожие статьи

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

Во внеурочной деятельности: Организуются консультации с учащимися 9 и 11-х классов, на которых происходит

Шушерова З. В. Развитие творческой активности обучающихся на уроках технологии

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача...

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.

За время моей работы в школе приходилось готовить выпускников к государственной итоговой аттестации и в традиционной форме, и

В течение года проводила тренировочные и диагностические работы в формате ЕГЭ и ГИА. Часто брала работы с сайта Алекс Ларин т. к...

Система российского образования: проблема государственной...

Проблема государственной итоговой аттестации в классах... Новый закон об образовании не дает ответа на главный вопрос: что делать с подобными учениками, которые не

Для этого необходима качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная...

Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8 классов/ Н. А. Криволапова.

Это знания, которые получил ученик и умение применить их при выполнении заданий государственной итоговой аттестации.

Квалификационный экзамен как форма аттестации по...

Внеурочная деятельность, согласно требованиям Федерального государственного

Формой аттестации по профессиональному модулю является квалификационный экзамен.

Данное Положение определяет требования к итоговой аттестации по профессиональному модулю...

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по...

психофизиологические возрастные особенности учащихся 9 класса.

Помогаю детям распределить темы подготовки по дням. Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и...

Особенности формирования функциональной грамотности...

Главной трудностью для учащихся общеобразовательных и гуманитарных классов являются поиск и отбор необходимой

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Использование тестов как средства контроля достижения...

Задания, требующие развёрнутого ответа. Задания этих типов предназначены для развития письменной речи учащихся, умения дать правильный ответ.

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Библиографическое описание: Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся / Г

На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского

Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не

Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и...

Похожие статьи

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

Во внеурочной деятельности: Организуются консультации с учащимися 9 и 11-х классов, на которых происходит

Шушерова З. В. Развитие творческой активности обучающихся на уроках технологии

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача...

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.

За время моей работы в школе приходилось готовить выпускников к государственной итоговой аттестации и в традиционной форме, и

В течение года проводила тренировочные и диагностические работы в формате ЕГЭ и ГИА. Часто брала работы с сайта Алекс Ларин т. к...

Система российского образования: проблема государственной...

Проблема государственной итоговой аттестации в классах... Новый закон об образовании не дает ответа на главный вопрос: что делать с подобными учениками, которые не

Для этого необходима качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная...

Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8 классов/ Н. А. Криволапова.

Это знания, которые получил ученик и умение применить их при выполнении заданий государственной итоговой аттестации.

Квалификационный экзамен как форма аттестации по...

Внеурочная деятельность, согласно требованиям Федерального государственного

Формой аттестации по профессиональному модулю является квалификационный экзамен.

Данное Положение определяет требования к итоговой аттестации по профессиональному модулю...

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по...

психофизиологические возрастные особенности учащихся 9 класса.

Помогаю детям распределить темы подготовки по дням. Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и...

Особенности формирования функциональной грамотности...

Главной трудностью для учащихся общеобразовательных и гуманитарных классов являются поиск и отбор необходимой

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Использование тестов как средства контроля достижения...

Задания, требующие развёрнутого ответа. Задания этих типов предназначены для развития письменной речи учащихся, умения дать правильный ответ.

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Библиографическое описание: Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся / Г

На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского

Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не

Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и...

Задать вопрос