Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 19.08.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Дюрягина, В. Ю. Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием / В. Ю. Дюрягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94488/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлена методическая разработка «Ритмические пословицы» для чтения на логопедических занятиях по коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.

Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, пословица, движение ведущей руки, чтение, заикание.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [2, с. 248].

Е. Е. Шевцова для формирования темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием использует чтение пословиц, поговорок и чистоговорок, текстов с синхронизацией речи с поглаживающим движением кистью ведущей руки поверхности парты или бедренной части ноги, или работой с метрономом [6, с. 102].

И. А. Сикорский утверждает, что упражнения в чтении составляют главнейшую часть всех терапевтических приёмов, которые практикуются в настоящее время для заикающихся [5, с. 149].

По мнению Л. И. Беляковой особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического [1, с. 97].

Главной характеристикой пословного ритма по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории горизонтальной восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова.

В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила:

– короткие предложения произносятся на одном выдохе;

– длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох;

– слова внутри короткого предложения произносятся слитно [3, с. 137].

Актуальность методической разработки «Ритмические пословицы» связана с тем, что при чтении пословиц с движением ведущей руки вырабатывается навык пословного ритма.

Пособие «Ритмические пословицы» представляет собой набор из 32 карточек, на которых изображены сюжеты и текст 16 пословиц с толкованием. При толковании пословиц использовался «Мой первый словарь русского языка. Пословицы и поговорки» для учащихся 1–4 классов [4].

Цель методической разработки: формирование темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.

Задачи методической разработки : автоматизация целостного произнесения слова с ударным слогом при чтении пословиц с движением ведущей руки.

Пособие «Ритмические пословицы» предназначено для логопедов на индивидуальных занятиях с младшими школьниками с заиканием и используется в виде речевых игр.

Перед началом игры необходимо познакомиться с карточками методической разработки, сложить из них пословицы, внимательно рассмотреть картинки и прочитать полностью высказывания. После этого можно приступить к игре, выбрав один из предложенных вариантов.

1 вариант игры: «Собери половинки». Ребёнку выдаются карточки с окончанием пословиц, а у логопеда остаются карточки с началом пословиц. Логопед зачитывает поочерёдно начало пословиц, а ребёнок зачитывает конец пословиц. На рисунке 1 представлены образцы карточек с пословицами.

Образцы карточек с пословицами

Рис. 1. Образцы карточек с пословицами

Пословица прочитывается медленно, плавно, на одном речевом выдохе. Рекомендуется использовать «внешние опоры» — согласование речи с плавным движением ведущей руки, способствующие замедлению темпа речи. Слова в пословице зачитываются с выделением ударного слога, на каждое ударение делается одно движение ведущей руки. Вначале чтение пословицы производится в замедленном темпе, по мере овладения навыком темп речи ускоряется.

2 вариант игры: «Пойми меня». Начало этого варианта игры происходит аналогично предыдущему. После того, как игроки нашли свои половинки пословиц, логопед, не называя пословицы, объясняет её смысл, используя карточки с толкованием пословиц, или приводит ситуацию из жизни. Ребёнок должен догадаться по озвученному рассказу, что речь идёт об их пословице.

На рисунке 2 представлены образцы карточек с толкованием пословиц.

Образцы карточек с толкованием пословиц

Рис. 2. Образцы карточек с толкованием пословиц

3 вариант игры: «Случается — не случается». Всем игрокам произвольно раздаются все карточки. После оговорённой команды логопеда игроки быстро и произвольно образуют парочки. Даётся несколько минут, чтобы игроки, образовавшие парочку, подготовили объяснение того выражения, что у них произвольно составилось.

Таким образом, в результате использования методической разработки «Ритмические пословицы» для чтения, формируется темпо-ритмическая организация речи у младших школьников с заиканием.

Литература:

  1. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»./Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова — М.:В. Секачев, 1998. — С.304.
  2. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Лизунова, Л. Р. Логопедические технологии: курс лекций. / Л. Р. Лизунова. — ПГГПУ, Пермь, 2013. — С. 172.
  4. Фокина, А. С. Мой первый словарь русского языка. Пословицы и поговорки. /А. С. Фокина — Москва: АСТ, 2014. — С. 175.
  5. Сикорский, И. А. Заикание: учебное пособие / И. А. Сикорский. — М.: Юрайт, 2022. — С. 188.
  6. Шевцова, Е. Е. Заикание: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова. — М.: Юрайт, 2021. — С. 242.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая разработка, темпо-ритмическая организация речи, ведущая рука, пословица, вариант игры, образец карточек, толкование пословиц, заикание, чтение пословиц, пословный ритм.


Ключевые слова

чтение, пословица, заикание, темпо-ритмическая организация речи, движение ведущей руки

Похожие статьи

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы...

 Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Согласно статистике логоноврозом страдают...

Методическая разработка «Ритмические пословицы» для...

Библиографическое описание: Дюрягина, В. Ю. Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием / В. Ю. Дюрягина.

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи...

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений...)

Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над

Библиографическое описание: Бакирова, Л. Р. Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений) / Л. Р. Бакирова.

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием...

Как мы знаем заикание — это темпоритмическое нарушение речи. Поэтому речь заикающихся детей неравномерная и судорожная.

Известные методики предлагают нам различные методы для нормализации темпоритмической стороны речи и речевого дыхания.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Подготовительная работа : разработка дидактической игры с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», подготовка оборудования к занятию. Материалы и оборудование: дидактическая игра с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», книга с баснями И. А. Крылова, портрет И. А...

Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы...

Библиографическое описание: Киркина, Е. Н. Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы с детьми 5 – 6 лет / Е. Н. Киркина, Н. В. Савина.

Именно употребление пословиц, крылатых выражений, поговорок в речи говорит о ее богатстве.

Развитие просодической стороны речи у детей с ОНР через...

Дидактическая игра «Интонации». пословица: не - заблудишься, прошлого не - споткнешься.

Т.Б. и обучение детей возраста с недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина.

Профилактика нарушений слоговой структуры слов...

Данные игры и упражнения помогают мне в работе по коррекции слоговой структуры речи и по развитию просодических компонентов речи детей дошкольного возраста. Литература: Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

Похожие статьи

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы...

 Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Согласно статистике логоноврозом страдают...

Методическая разработка «Ритмические пословицы» для...

Библиографическое описание: Дюрягина, В. Ю. Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием / В. Ю. Дюрягина.

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи...

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной...

Обучение русской фонетике (на примере стихотворений...)

Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над

Библиографическое описание: Бакирова, Л. Р. Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений) / Л. Р. Бакирова.

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием...

Как мы знаем заикание — это темпоритмическое нарушение речи. Поэтому речь заикающихся детей неравномерная и судорожная.

Известные методики предлагают нам различные методы для нормализации темпоритмической стороны речи и речевого дыхания.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Подготовительная работа : разработка дидактической игры с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», подготовка оборудования к занятию. Материалы и оборудование: дидактическая игра с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», книга с баснями И. А. Крылова, портрет И. А...

Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы...

Библиографическое описание: Киркина, Е. Н. Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы с детьми 5 – 6 лет / Е. Н. Киркина, Н. В. Савина.

Именно употребление пословиц, крылатых выражений, поговорок в речи говорит о ее богатстве.

Развитие просодической стороны речи у детей с ОНР через...

Дидактическая игра «Интонации». пословица: не - заблудишься, прошлого не - споткнешься.

Т.Б. и обучение детей возраста с недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина.

Профилактика нарушений слоговой структуры слов...

Данные игры и упражнения помогают мне в работе по коррекции слоговой структуры речи и по развитию просодических компонентов речи детей дошкольного возраста. Литература: Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

Задать вопрос