Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием и темпо-ритмической стороной речи у заикающихся детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 02.06.2020

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Андронова, О. В. Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием и темпо-ритмической стороной речи у заикающихся детей / О. В. Андронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 580-583. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71107/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор представил опыт работы применения некоторых методов и приёмов по развитию нижнее — диафрагмального дыхания и темпо — ритмической стороной речи у заикающихся детей.

Ключевые слова: ребёнок, преодоление заикания, диафрагмальное дыхание, речевое дыхание, ритмическая сторона речи, логотерапевтический компьютерный комплекс, развитие, речевой материал.

Специалисты, которые работают с заикающимися детьми, знают, как непросто устранять этот дефект речи, находить различные методы и приёмы работы. Придумывать не только интересные, но и эффективные способы устранения заикания. Тем самым помогая детям, справится со этой проблемой. В своей статье я хотела поделиться своим опытом работы применения некоторых методов и приёмов по развитию нижнее — диафрагмального дыхания и темпо — ритмической стороной речи у этой категорией детей.

Как мы знаем заикание — это темпо — ритмическое нарушение речи. Поэтому речь заикающихся детей неравномерная и судорожная. Им сложно управлять своим ритмическим рисунком речи, трудно справиться с прерывистым дыханием. Известные методики предлагают нам различные методы для нормализации темпо — ритмической стороны речи и речевого дыхания. В том числе и различные компьютерные программы.

Я в своей практике использую логотерапевтический компьютерный комплекс методом биологической обратной связи (БОС) «Cardio 2.1 Logo». На основе технологии, разработанной физиологом Александром Афанасьевичем Сметанкиным. Целью метода является формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, как нового дыхательного стереотипа.

Нужно заметить, что детям очень нравится заниматься на этой программе. Они с удовольствием выполняют поставленные перед ними задачи. Детей школьного возраста интересует не только выполнение задания, но и результаты сеанса. Они с интересом анализируют графики, просят показать таблицы результатов. Для логопеда, этот метод хорош тем, что не надо убеждать ребёнка в том, что он недостаточно чётко выполнил дыхательное упражнение. Прибор фиксирует ошибки, такие как не плавность перехода от вдоха к выдоху и наоборот, добор воздуха при произнесении фразы, поверхностное ключичное дыхание. Это существенно облегчает задачу логопеда. Подробно описывать программу не буду, думаю, что многие её знают, а может и работают на ней. Поделюсь своими наблюдениями при работе с этой программой.

Задачей подготовительного этапа является то, что ребёнок знакомится с сущностью метода БОС. Затем с сюжетами программы, с формированием навыка диафрагмального вдоха и удлинённого равномерного плавного выдоха. Сначала коррекция и нормализация дыхания ребёнка проходит без речевых упражнений. А также устраняется избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение. Удачно придуманный приём разработчиков программы, при котором ребёнок не только видит появляющиеся полоски после каждого правильно выполненного дыхательного цикла (вдох и выдох), но и открывающиеся картинки под ними, которые детям очень нравятся. Хорошо, что можно подобрать различные варианты картинок, в зависимости от интересов ребёнка, а также менять их в последующих сеансах.

Хочу отметить, что на подготовительном этапе, когда нет речевой нагрузки, и ребёнку приходится только следить за правильным дыханием, основной трудностью является удержание частоты сердцебиения. Как только ребёнок начинает переживать за неудачно выполненный дыхательный цикл, как частота сердечных сокращений увеличивается, а как следствие сбивается ритм дыхания. Некоторые дети, наоборот, начинают сердиться, от того, что не могут правильно выполнить задание. И тут задача логопеда поддержать ребёнка, мотивировать его на дальнейшее выполнение задания, чтобы ребёнок не потерял интерес к работе и не проявлял излишнее волнение. В большинстве случаев этот этап работы не вызывал больших затруднений.

Задачами следующего этапа являются: развитие и совершенствование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания без речи и во время речевых нагрузок, развитие способности к произвольному увеличению продолжительности речевого выдоха в зависимости от сложности речевых нагрузок, а также развитие просодических компонентов речи.

На этом этапе у ребёнка возникают трудности в момент речевой нагрузки. Ребёнку сразу сложно уследить за появляющимися на мониторе гласными или их сочетанием. Он начинает теряться, и процесс дыхания выходит у ребёнка из — под контроля. На протяжении предыдущего этапа ребёнку удаётся освоить и закрепить навык диафрагмального дыхания, а с появлением речевой нагрузки у него сразу повышается частота сердечных сокращений. И тогда задачей логопеда становится восстановление ранее сформированных навыков вдоха без лишних усилий перед началом фонации или речевого высказывания, а как следствие снижение частоты сердечных сокращений. Если через несколько занятий ребёнок справиться с этой задачей, то логопед может изменить нагрузку. Как правило, почти все дети достаточно быстро справляются с этим этапом.

На следующем этапе проходит формирование и развитие навыка слитного, плавного, интонированного произношения речевого материала на равномерном речевом выдохе, а также различных по сложности речевых и голосовых нагрузок. Цель ребёнка научиться синхронизировать выдох и скорость произнесения речевого материала, найти свой собственный ритм речи. Так, чтобы у него не возникало трудности в произнесении фразы. Работа над просодическими компонентами речи постепенно усложняется и отрабатывается в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и текстах. Здесь больших трудностей не возникает. Надо только отметить, что в начале работы со стихами, ребёнку не всегда удаётся сохранить интонационные остановки. Так как он следит за строкой, появляющейся на мониторе, и в этот момент думает только о появившихся фразах. Поэтому я рекомендую прочитать стих ребёнку перед тем, как он будет с ним работать. Так получается более эффективно, и работа идёт быстрее. Тексты рассказов такой предварительной подготовки не требуют, так как там такой интонационной нагрузки нет. В текстах задачей ребёнка является распределить равномерно выдох, при произнесении сложной фразы.

Последним этапом работы является закрепление полученных навыков и новый речевой стереотип дыхания в реальной жизни ребёнка. То есть умение использовать сформированные навыки диафрагмально-релаксационного типа дыхания при общении.

После окончания работы с программой, нужно поговорить с ребёнком о достигнутых результатах, о положительных изменениях в его эмоциональном состоянии. Мотивировать его на дальнейшее совершенствование речи.

Отдельно надо отметить, что программа имеет ряд ограничений на работу с детьми. Такие как повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, грубые нарушения волевой сферы, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, тяжёлые нарушения ритма и проводимости сердца. А также есть возрастные ограничения. Он не может использоваться для детей в возрасте менее четырёх с половиной лет. Поэтому работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к сожалению, мы не можем применять этот метод. А у детей, не имеющих противопоказаний для занятий на этой программе, как показывает практика, при систематической работе наблюдаются положительная динамика в нормализации речевого дыхания.

Подводя десятилетний опыт моей работы на этой программе, могу отметить, что она не только помогает преодолевать речевое нарушение, но и благотворно влияет на сам организм ребёнка в целом. Но всё-таки я считаю, что полностью заменить традиционные методики работы, не сможет. А вот быть весомой частью индивидуальной программы по преодолению заикания у ребёнка, конечно, может. И если у специалиста есть возможность её использовать, то обязательно нужно включать её в индивидуальный план работы с заикающимся ребёнком.

Хотя современные дети в наше время больше предпочитают компьютерные программы, но всё же они с удовольствием включаются и в традиционные методы работы. Дети с удовольствием выполняют предложенные упражнения. Так как такие виды работы вызывают у детей положительные эмоции, что благотворно влияет на общее соматическое состояние заикающегося ребёнка. Для него это всегда радостная игра.

При работе над нормализацией темпо — ритмической стороны речи используются такие приёмы, как шаги, когда ребёнок учится правильно и чётко ходить под счёт. А также работу с мячом: набивание мяча обеими руками (бросить мяч в пол и поймать его обеими руками).

Возвращаясь к своему опыту работы, хочу сказать, что я стала использовать в данном виде работы не мяч, а мешочки с наполнением из крупы. Те, которые мы используем для развития мелкой моторики рук. Сами мешочки имеют небольшой размер, так чтобы умещались в руку ребёнка и наполнены чечевицей или гречкой. Как правило, родители детей сами шили или вязали эти мешочки. Они могли быть из ткани с картинками или связанны из ниток разного цвета. Возможны любые варианты, главное, чтобы ребёнку было интересно с ними заниматься.

Первый раз я попробовала предложить такой вариант детям, которые у меня занимались в маленькой группе. Которая состояла из двух детей пяти лет: девочка и мальчик. Ранее они были уже знакомы (посещают одну группу в детском саду), но друг с другом общались мало. Степень заикания у детей была одинаковая (средняя), фиксация на дефект нулевая, ведущая рука — правая. От общения с окружающими не отказывались, но дискомфорт от запинок испытывали, и поэтому с незнакомыми людьми в контакт входили настороженно. Начало речи всегда сопровождалось запинками.

Вначале дети учились выполнять движение одновременно, начиная шагать с одной ноги и идти в одном ритме соразмерными шагами. Этим навыком дети овладели за восемь занятий. Хотя, надо заметить, что один из детей (мальчик) ещё на протяжении некоторого времени часто ошибался в начале движения, с какой ноги ему начинать. Это же касается и тех упражнений, в которых были задействованы руки. Он путал правую и левую руку на протяжении почти всего курса занятий. Во время движения я сначала сама отсчитывала ритм шагов (на раз-два-три-четыре), ходила с ними за руки, а затем дети это делали сами. Задача на первом этапе заключалась в том, что бы дети научились двигаться в одном ритме, обратили внимание на положение своего тела в пространстве и почувствовали пару. В данном случае сама речь была вторична, но и сложности в произнесении дети не испытывали. Так как до этого они прошли три этапа работы над плавной речью. То есть отражённая речь не представляла для них трудности.

После того, как их действия становились чёткими и соразмерными друг с другом, я переходила к следующему этапу. Становится очевидным, что речевой материал усложнялся и дети теперь не просто отсчитывали ритм, а проговаривали дни недели, месяцы, считали от одного до десяти, если умеют, можно и до двадцати. При этом они по-прежнему делали упражнение, выполняя шаги, как индивидуально, так и в паре.

На этом этапе работы я ставила своей задачей, не только развитие темпо — ритмической стороны речи детей, но и научить взаимодействовать их друг с другом. Чтобы у них формировался навык коммуникации с другим человеком, чтобы через взаимодействие с партнёром по занятию, у детей пропадал страх от общения.

Следующим этапом работы стали упражнения с мешочками, о которых шла речь ранее. Хочу сказать, что выполнение упражнения с этими мешочками, мне понравились больше, чем с мячом. И не только потому, что в небольшом помещении логопедического кабинета с мячом работать сложнее (отлетает в окно, отскакивает в шкаф и пр.), но и потому что мне хотелось совместить работу над темпом и ритмом речи, с развитием общей координации движений тела, но и с развитием моторной ловкости рук ребёнка.

Сначала дети тренировались подкидывать мешочки правой и левой руками по — переменно, затем перекидывали их с одной руки в другую, одновременно проговаривая уже знакомый им речевой материал (счёт, дни недели, месяцы). Как вариант задания дети могут перекидывать мешочки друг другу, проговаривая слово попеременно. То есть любой вариант задания. Затем речевой материал усложнялся, и дети начинали проговаривать стихи или считалки, продолжая одновременно подбрасывать мешочки. К примеру, классический вариант — это проговаривание стиха С. Маршака «Мяч».

Когда задание для детей становилось нетрудным, я просила их подкидывать мешочки, и при этом выполнять шаги. Это дало мне возможность добавить нагрузку на внимание, координацию, ещё более сосредоточить детей на их внутренний и речевой ритм. Работа продолжается до тех пор, пока упражнение не будет выполняться легко, без затруднений, речь не станет свободной и равномерной.

Как итог работы, у детей не только нормализовалась темпо — ритмическая сторона речи и улучшилась общая моторная координация тела, ловкость и скоординированность рук, но и так же пропала неуверенность перед налом речи. То есть этот приём работы дал мне возможность раскрепостить детей, и с помощью игры выполнить поставленную задачу.

В заключении своей статьи, хочу написать, что в преодолении заикания у детей, хороши все методы и приёмы, которыми пользуется специалист. И проверенные временем методики и приёмы, и новые компьютерные программы. Главное, что бы они помогали достигать главной нашей цели — облегчить, а в идеале устранить речевой дефект ребёнка. Научить его говорить без запинок, свободно и раскрепощено. А также дать возможность почувствовать ему радость от общения с другими людьми. И как следствие стать счастливым.

Литература:

1. Сметанкин А. А. Дыхание по Сметанкину. — СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007.

2. Вовк О. Н., Павлова Л. Н., Теречева М. Н., Черемных Н. И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевой материал, диафрагмальное дыхание, ритмическая сторона речи, задача логопеда, опыт работы, преодоление заикания, речевая нагрузка, речевое дыхание, этап работы.


Ключевые слова

развитие, ребёнок, речевой материал, речевое дыхание, диафрагмальное дыхание, преодоление заикания, ритмическая сторона речи, логотерапевтический компьютерный комплекс

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры...

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы...

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Структура данного речевого нарушения довольно сложная, потому работа предполагает комплексное воздействие на заикающегося.

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Речевое дыхание — это управляемый процесс, в нем вдох осуществляется через рот и нос, а процесс выдоха идет через рот, вдох значительно короче выдоха. Для речи обычного дыхания не хватает. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащей речи.

Роль развития дыхания в работе с детьми с ОНР

Развитие дыхания является основным моментом в структуре логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи.

Для речи обычного дыхания не хватает. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащей речи.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Работа с речевыми звуками начинается с гласных, так как гласные вызывают у детей

В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе: сначала гласные звуки

При подборе стихотворного материала для логоритмических игр и упражнений учитывается...

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

 важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одним из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи...

Ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика. Логоритмика является совокупностью движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох, который позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. [2, с. 6].

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры...

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы...

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Структура данного речевого нарушения довольно сложная, потому работа предполагает комплексное воздействие на заикающегося.

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Речевое дыхание — это управляемый процесс, в нем вдох осуществляется через рот и нос, а процесс выдоха идет через рот, вдох значительно короче выдоха. Для речи обычного дыхания не хватает. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащей речи.

Роль развития дыхания в работе с детьми с ОНР

Развитие дыхания является основным моментом в структуре логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи.

Для речи обычного дыхания не хватает. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащей речи.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Работа с речевыми звуками начинается с гласных, так как гласные вызывают у детей

В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе: сначала гласные звуки

При подборе стихотворного материала для логоритмических игр и упражнений учитывается...

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

 важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одним из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи...

Ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика. Логоритмика является совокупностью движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох, который позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. [2, с. 6].

Задать вопрос