Взаимное влияние общеобразовательной (интеллектуальной) и физической подготовки юных хоккеистов, отражающееся на уровне и результативности выступлений в спортивных соревнованиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 12.08.2022

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Васильченко, О. И. Взаимное влияние общеобразовательной (интеллектуальной) и физической подготовки юных хоккеистов, отражающееся на уровне и результативности выступлений в спортивных соревнованиях / О. И. Васильченко, А. С. Дашкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94407/ (дата обращения: 27.04.2024).



Воспитание молодого человека в современном обществе происходит в нескольких социальных институтах. Среди них ключевыми являются семья, школа и спортивная секция, в терминах, близких авторам статьи, — детская спортивная школа. Для целей данной статьи мы не станем акцентировать на том, что основная цель таких спортивных школ — воспитание олимпийского резерва взрослого профессионального спорта и спорта высших достижений. Это очевидный и очень важный государственный момент. Но акцент хотелось бы сделать на том, что воспитание личности очень важно сделать гармоничным и сбалансированным. Общее образование способствует интеллектуальному совершенствованию юного спортсмена. Занятия хоккеем — физическому, психологическому развитию, формированию и укреплению характера, закалке и шлифовке многих человеческих качеств.

Но важнейшим является здесь то, что накопление общих знаний, развитие умственных способностей (основные функции общеобразовательной школы) находит непосредственное отражение напрямую в спортивных результатах. А при разумном взвешенном подходе преподавательско-тренерского состава помогает создавать олимпийский резерв. И наоборот, спортивная закалка и командная спортивная наработка в хоккее создает основу для упорства, силы воли, развития комбинаторного мышления, ментальной и умственной реакции спортсмена. Вне тренировки за ученической партой он становится учеником и проявляет все перечисленное уже в области познания, учения, интеллектуального роста.

Целью данной статьи является анализ взаимного влияния школы и спортивного учреждения в воспитании гражданина как гармоничной личности и результативного спортсмена-хоккеиста. Важно расставить акценты и проиллюстрировать необходимость сбалансированных воздействий того и другого общественных институтов на юного человека и на деятельность друг друга.

Так как авторы статьи — это тренер детской хоккейной школы и тренер хоккейной команды, играющей в КХЛ, то им важно и близко все заявленное проводить с ракурса воспитания именно хоккеистов.

Важность интеллектуальной подготовки хоккеиста

При определении уровня годности ребенка к хоккею принимаются во внимание многие факторы, а именно: антропометрические показатели, талант, тип нервной системы, обучаемость (мышление) ребенка. Хоккей — игра комбинаторная, требует реактивной способности в переборе вариантов, развитой памяти, умения взвешивать («читать») обстановку на ледовой площадке и принимать решения.

Таким образом, наиважнейшим фактором успешности юных хоккеистов, их результативности является развитый интеллект. Его формирование происходит далеко не только в спортивной школе, но и — прежде всего — традиционными методами в учреждениях общего образования специалистами-педагогами. Профессиональная составляющая хоккеиста вторична и в полной мере зависима от уровня общего развития и тех навыков мышления, мировосприятия, которые дает школа. Кроме того, именно в совокупной системе учреждения общего образования и спортивного учреждения юные хоккеисты учатся учиться.

Многие практические экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что в нормативных программах тренировочного процесса часто оказываются недооцененными две, на взгляд авторов, ключевые составляющие — уровень общеобразовательной (в терминах статьи — интеллектуальной) подготовки и игровой процесс (здесь имеется в виду физическая подготовка).

Заметим, что по действующим программам подготовки хоккеистов в детско-юношеских школах олимпийского резерва, только уже на этапе углубленной специализации интеллектуальной подготовке хоккеистов выделяется большая квота — 41,7 % общего времени тренировочного процесса. Но, по личным наблюдениям авторов, тренеров с большим опытом, серьезная первоначальная интеллектуальная подготовка спортсмена к этому периоду должна быть проведена и на предыдущих стадиях многолетнего тренировочного процесса. Причем проведение этой подготовки должно осуществляться объединенными усилиями тренерского и педагогического состава.

Влияние общеобразовательного уровня на тренировки

При изучении литературы исследовательско-прикладного характера позиция авторов данной статьи была подкреплена мнениями именитых тренеров результативных детских хоккейных команд Республики Беларусь. Они подвергались анкетированию, в рамках которого были выявлены следующие понятийные категории в оценке уровня интеллектуальной подготовки хоккеистов:

– осведомленность ума;

– способность к обобщениям;

– логическое мышление;

– способность к счету;

– способность к нахождению закономерности.

Перечисленные категории непосредственно отражаются на успешности тренировочного и результативности соревновательного процесса. Почти 54 % опрошенных тренеров ставят на первое место интеллектуальную подготовку хоккеистов по степени важности в перечне всех видов подготовки. Объясняется это тем, что именно интеллектуальная подготовка в хоккее имеет отношение к мотивации, осознанному выбору, волевой и психологической подготовке. Сама интеллектуальная подготовка включает в себя:

– развитие соответствующих способностей;

– интеллектуальное образование как таковое.

Таким образом, естественно вытекает вывод о том, что интеллектуальная подготовка — основа развития мастерства и становления юного хоккеиста.

Влияние интеллектуального уровня на участие в соревнованиях и результативность

Данные экспертизы-анкетирования подтверждаются результативностью выступлений детских хоккейных команд на соревнованиях различного уровня. Но стоит отметить, что научно-методическое обоснование этого не проведено, подобные явления не подвергались теоретическому анализу и интерпретации со стороны специалистов.

Можно только настойчиво заявить, что для того, чтобы тренер мог с уверенностью рассчитывать на успешную интеллектуальную подготовку на этапе углубленного развития хоккеиста, интеллектуальная подготовка его в общеобразовательной школе до этого этапа должна быть успешной.

Выводы

Как специалисты, заинтересованные в успешности формирования юных хоккеистов, результативности их и организации спортивного резерва для хоккея как спорта высших достижений, авторы формулируют выводы с точки зрения спорта, в то время как их же можно сформулировать и с точки зрения общего образования.

  1. Для успешного воспитания юных хоккеистов необходим индивидуальный подход и формирование программ тренировок с учетом как командных действий, так и индивидуального физического и интеллектуального развития игрока. Причем интеллектуальное развитие хоккеиста — основа основ успешности его на ледовом поле, в игре, результатах действия команды.
  2. Если для индивидуального физического развития важно личное внимание тренера к каждому члену команды, то для интеллектуального развития (а за ним стоит тактическая, психологическая, гносеологическая, коммуникационная составляющая личности спортсмена) трудно преувеличить значимость общеобразовательной школы. Особенно с учетом того, что в общеобразовательной школе существуют и применяются грамотные, проверенные опытом и основанные на постулатах педагогической науки программы, принципы, инструменты и методы индивидуального и группового развития учащихся.
  3. Воспитание спортивного характера и жизненной позиции, с которым успешнее всего справляется спорт (под этим подразумеваются борьба, стремление к росту, устойчивость психологическая и физическая, взаимопомощь в коллективе при желании достичь общего результата — командной победы), несомненно, должно находить отражение и применение в жизни, школе, семье. В том числе в общем образовании, профессиональном ориентировании, стремлении постигать знания и выбирать сферы собственной личностной реализации. Очевидно, что некоторую одностороннюю сосредоточенность юных спортсменов именно на физической культуре и спорте не стоит считать проф-деформацией, а оценивать просто как необходимый акцент и стремиться воспитать многосторонне развитую личность. И это тоже составит потенциал спортивных побед.

Литература:

  1. Букатин А. Ю., Колузганов В. М. Юный хоккеист — М.: Физкультура и спорт, 1986
  2. Дерябин С. Е. Контроль за подготовкой юных хоккеистов — М.: Физкультура и спорт, 1981
  3. Климин В. П., Колосков В. И. Управление подготовкой хоккеистов — М.: Физкультура и спорт, 1982
  4. Никонов Ю. В. Хоккей с шайбой: Программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва (2-е изд. исправленное и дополненное). — Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2006
  5. Савин В. П. Теория и методика хоккея — М.: Академия, 2003
Основные термины (генерируются автоматически): общее образование, общеобразовательная школа, интеллектуальная подготовка, интеллектуальная подготовка хоккеистов, олимпийский резерв, спортивное учреждение, способность, том, тренер, тренировочный процесс.


Похожие статьи

Организационно-методические особенности подготовки...

 Подготовка спортсменов ведется в специальных спортивных школах, которые подразделяются на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного...

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Тренер, работающий в спортивной школе, играет ключевую роль в выявлении, мотивации и

Одна из наиболее общих и распространенных проблем состоит в том, что тренеры

Молодые тренеры часто пытаются ускорить процесс создания своего авторитета, вступая на ложный...

Существующие трудности и проблемы в подготовке юных...

В статье отражены существующие трудности подготовки резерва хоккеистов различных возрастных групп. Обозначена оценка подготовленности хоккеистов и пути устранения недостатков, необходимость проведения тестирования на всех этапах подготовки хоккеистов...

Особенности структуры подготовительного периода хоккеистов...

Заключительный специально-подготовительный этап подготовки хоккеистов составил 41дня

Тем не менее мы ориентировались на две категории аэробных нагрузок в тренировочном процессе

Волков Н. И. Программирование тренировочных нагрузок в годичной подготовке...

Основные стадии спортивного отбора | Статья в сборнике...

Процесс определения спортивной пригодности тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями видов спорта (возраст начала

Следует сказать о том, что имеется ряд критериев определения спортивной пригодности, общих для всех видов спорта.

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

На ранних этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной спортивной специализации)

Тренер-преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития и

Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе...

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Многолетний тренировочный процесс целесообразно рассматривать как единый процесс

В этот период необходимо стремиться к тому, чтобы с самого начала обучать спортсменов

Однако успех технической подготовки во многом зависит от оптимального соотношения...

Психофизиологические особенности кикбоксеров и их влияние на...

Результаты исследования внедрены в тренировочный процесс сборной команды кикбоксеров России и Краснодарского края, что подтверждено актом внедрения.

Значимость реагирующей способности для кикбоксинга является первостепенной, так как в процессе спортивной...

Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной...

 Подготовка спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений политики

процесс научно-методического сопровождения; – система отбора и спортивной ориентации

спортивные школы олимпийского резерва; – центры олимпийской подготовки

Похожие статьи

Организационно-методические особенности подготовки...

 Подготовка спортсменов ведется в специальных спортивных школах, которые подразделяются на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного...

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Тренер, работающий в спортивной школе, играет ключевую роль в выявлении, мотивации и

Одна из наиболее общих и распространенных проблем состоит в том, что тренеры

Молодые тренеры часто пытаются ускорить процесс создания своего авторитета, вступая на ложный...

Существующие трудности и проблемы в подготовке юных...

В статье отражены существующие трудности подготовки резерва хоккеистов различных возрастных групп. Обозначена оценка подготовленности хоккеистов и пути устранения недостатков, необходимость проведения тестирования на всех этапах подготовки хоккеистов...

Особенности структуры подготовительного периода хоккеистов...

Заключительный специально-подготовительный этап подготовки хоккеистов составил 41дня

Тем не менее мы ориентировались на две категории аэробных нагрузок в тренировочном процессе

Волков Н. И. Программирование тренировочных нагрузок в годичной подготовке...

Основные стадии спортивного отбора | Статья в сборнике...

Процесс определения спортивной пригодности тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями видов спорта (возраст начала

Следует сказать о том, что имеется ряд критериев определения спортивной пригодности, общих для всех видов спорта.

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

На ранних этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной спортивной специализации)

Тренер-преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития и

Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе...

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Многолетний тренировочный процесс целесообразно рассматривать как единый процесс

В этот период необходимо стремиться к тому, чтобы с самого начала обучать спортсменов

Однако успех технической подготовки во многом зависит от оптимального соотношения...

Психофизиологические особенности кикбоксеров и их влияние на...

Результаты исследования внедрены в тренировочный процесс сборной команды кикбоксеров России и Краснодарского края, что подтверждено актом внедрения.

Значимость реагирующей способности для кикбоксинга является первостепенной, так как в процессе спортивной...

Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной...

 Подготовка спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений политики

процесс научно-методического сопровождения; – система отбора и спортивной ориентации

спортивные школы олимпийского резерва; – центры олимпийской подготовки

Задать вопрос