Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной подготовки в ДЮСШ №4 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 18.07.2015

Статья просмотрена: 3476 раз

Библиографическое описание:

Сергеева А. И. Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной подготовки в ДЮСШ №4 // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 555-559. — URL https://moluch.ru/archive/94/21244/ (дата обращения: 19.10.2018).

Спортивные игры, и особенно баскетбол, характеризуются значительными физическими нагрузками, которые определяются игровой деятельностью спортсменов-баскетболистов, условиями игры, характером выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы, происходящей в ходе баскетбольного матча [1]. Специфика этого вида спорта, характер и содержание двигательных действий, а также условия, в которых они проводятся, в значительной мере определяют уровень специальной подготовки как отдельных игроков, так и баскетбольных команд в целом [2]. Двигательная деятельность баскетболистов во время игры сложна и разнообразна, и выполняется с большой интенсивностью мышечной работы. Включение значительного числа различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов, среди которых основными являются действия с мячом (ведение, обводка, остановки, передачи, броски в кольцо из различных положений), а также перемещения по площадке в различных направлениях и различными способами (ходьба, бег, ускорения) предъявляют высокие требования к уровню подготовленности каждого баскетболиста, вынужденного к тому же играть в непосредственном контакте с соперником [3].

Процесс становления мастерства баскетболистов занимает длительный промежуток времени и, как известно из данных литературы, его основу составляет начальный этап подготовки, где наиболее важной задачей является обеспечение физической и технической пригодности спортсмена к занятиям баскетболом [6].

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т. д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. [9]. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды [10].

Задачи этапа начальной подготовки

1.                  Отбор способных к занятиям баскетболом детей.

2.                  Формирование стойкого интереса к занятиям.

3.                  Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4.                  Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

5.                  Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

6.                  Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Задачи начальной специализации

(1–2-й годы для девушек, 1–3-й годы для юношей)

1.      Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.

2.      Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.

3.      Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.

4.      Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.- Начальной подготовки (НП) — на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляются физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта — баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки [7].

Система отбора

Отбор в ДЮСШ представляет собой многолетний и многоэтапный процесс реализации комплексных мероприятий, направленных на оценку перспективности юных баскетболистов, правильную их ориентацию в спортивной деятельности, полноценное комплектование учебных групп и игровых команд, подготовку спортсменов в команды мастеров и сборные команды.

В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. На протяжении первых двух месяцев тренер ведет наблюдение за поведением и деятельностью детей при выполнении различных упражнений и участии в подвижных играх. По данным этих наблюдений делается предварительное заключение о соответствии учащихся основным требованиям баскетбола. В случае явных противопоказаний родителям в тактичной форме указывается на то, что их ребенку нецелесообразно заниматься баскетболом [8].

Параллельно тренеры, ответственные за подготовку учащихся данного возраста, осуществляют целевой набор по общеобразовательным школам, основываясь на визуальных оценках роста и некоторых морфофункциональных особенностях детей.

Затем отбор осуществляется на протяжении трех этапов.

-        1-й этап (вторая половина ноября). Специально сформированная при директоре СДЮШОР экспертная комиссия (завуч, руководитель методического объединения, старший тренер школы, старшие тренеры клубов девушек и юношей и старший тренер, ответственный за набор) организует просмотр учащихся в форме экспертизы, игр и соревнования. Экспертиза учитывает: рост, вес, длину тела с вытянутой вверх рукой, размер ноги, рост и конституцию тела родителей, проявления двигательных способностей детей в сложнокоординационных упражнениях. В форме игры проводятся различные эстафеты, в ходе которых также оцениваются двигательные способности детей. В форме соревнований осуществляется прием контрольных нормативов по следующим тестам: бег на 20 м, высота выпрыгивания, прыжок в длину с места.

-        2-й этап (через три месяца после 1-го этапа, вторая половина февраля). Экспертно оцениваются рост, морфофункциональные особенности и проявления двигательных способностей (темп прироста по сравнению с 1-м этапом). В форме соревнований проводятся названные выше три теста, подвижные игры («Разведчики», «Охотник и утки», «Быстро в щит», «Бегуны») и игры в мини-баскетбол.

-        3-й этап (через два месяца после 2-го этапа, конец апреля — начало мая). Принимаются контрольные экзамены по общей и специальной физической подготовке (те же три теста, тест «5x6» и «Комбинированный тест»), проводится турнир по мини-баскетболу. По итогам 3-го этапа отбираются лучшие юные баскетболисты для выезда в летний спортивно-оздоровительный лагерь [2].

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Одной из наиболее актуальных проблем подготовки юных баскетболистов является необходимость совершенствования учебно-тренировочного процесса направленного на повышение эффективности и качества обучения. При решении задач развития физических качеств рекомендуется преимущественно использовать скоростные и скоростно-силовые упражнения, выполняемые сначала в оптимальном, а затем — в максимально возможном для спортсменов каждого возраста темпе. Силовые нагрузки следует дозировать в пределах 60–80 % от максимальной (8–19 повторений одного действия).      При беговых циклических упражнениях на короткие отрезки скорость передвижения необходимо устанавливать в зависимости от возраста занимающихся в пределах 70–90 % от максимальной [4].

Структуру учебно-тренировочных занятий рекомендуем строить по обще принятым компонентам: вводную, основную, заключительную части.

Во вводную часть (до 25–30мин.) следует включать упражнения, направленные на развитие стато-кинетической устойчивости (8–14 раз продолжительностью 15–20 сек. каждое с интервалом отдыха между ними 35–45 сек.); подвижности в суставах, силы мышц брюшного пресса и т. д. (5–7 мин. от времени вводной части с интервалом 30–40 сек.).

В начале основной части тренировочного занятия по баскетболу, особенно в подготовительных группах, рекомендуем отводить 12–15 мин времени на развитие скоростно-силовых качеств с одновременным выполнением элементов базовых двигательных действий баскетболистов.

В середине основной части тренировочных занятий 15–20 мин. следует отводить на разучивание, закрепление и повторение элементов двигательных действий, а конце 20–25 мин. отводить на подвижные игры и эстафеты в которых идет развитие двигательных качеств. При этом в первые 9–10 мин. следует выполнять скоростно-силовые упражнения с преимущественной скоростной направленностью. Продолжительность одноразовой нагрузки должна составлять 15–20 сек. Упражнения следует повторять 3–5 раз с интервалом отдыха 60–70 сек. Перед выполнением 3–5 упражнений время отдыха следует увеличить. В качестве примера можно перечислить некоторые из них: челночный бег 10x10 м; бег спиной вперед; бег с поворотами на 90° и кругом; бег с 2–3 набивными мячами в руках весом 1 кг каждый; продвижение вперед подскоками в упоре лежа с одновременным отталкиванием руками и ногами; бег с партнером на спине, плечах; передвижение на руках с поддержкой партнером за ноги; опорные прыжки через 2–5 снарядов; кувырки и т. д.

В последующие 10–15 мин. следует продолжить выполнение скоростно-силовых упражнений с преимущественной силовой направленностью и собственно силовые упражнения. Величину нагрузки (сопротивления) при выполнении силовых упражнений рекомендуем выбирать такой, чтобы юные баскетболисты могли повторить данное упражнение в одном подходе с большим напряжением 8–10 раз, при использовании отягощений — продолжительность упражнений должна составлять до 30 сек., интервалы отдыха между упражнениями до 45–60 сек. Всего рекомендуется 3–5 упражнений.

В тренировочных занятиях силовые упражнения рекомендуем для 2–3 смежных групп мышц, которые делятся на четыре основные группы: мышцы спины, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, ног. Если на тренировке выполнялись упражнения для мышц спины, рук и плечевого пояса, то на следующей тренировке — рук и плечевого пояса, а также брюшного пресса, на следующий — для мышц брюшного пресса и ног, потом ног и спины. Таким образом, цикл воздействия на основные группы мышц продолжается 4 занятия. К концу учебного года рекомендуем увеличить продолжительность одноразовых нагрузок на 10–15 сек. за счет сокращения интервалов отдыха. При выполнении скоростных и скоростно-силовых упражнений рекомендуем применять соревновательный и игровой методы с делением группы на 2–4 команды, а при выполнении силовых упражнений — фронтальный или групповой.

При проведении микроцикла с силовой направленностью, рекомендуем после подготовительной части в течение 15–20 мин. выполнять силовые упражнения с небольшими весами, отягощениями и амортизаторами, затем планировать разучивание или совершенствование учебного материала, проведение двусторонних подвижных игр с элементами баскетбола и т. д., на что необходимо отводить 30–45 мин [1].

Таким образом, начальный этап подготовки предусмотрен для тренировки всех желающих детей заниматься спортом по программе общей физической подготовки, не имеющих медицинских противопоказаний. В нашей работе целесообразно отметить несколько тенденций, характерных для развития детско-юношеского спорта в стране.

На ранних этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) особенно важно выявить морфологические особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные периоды в свете развития основных физических качеств, способности к обучаемости различным упражнениям, типологические свойства нервной системы, темперамент.

Результативность процесса спортивной тренировки во многом зависит от правильного планирования средств и методов для развития физических качеств. Тренер-преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям.

Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом [5].

Спортивные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. В зависимости от вышеперечисленных факторов, этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий; групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям.

В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности [4]/

 

Литература:

 

1.      Аль Кхатиб Ахмад, автореферат Начльное обучение юных баскетболистов на основе скоростно-силовой подготовки., Волгоград, 2004,-209с.

2.      Бабушкин В. З. Специальзация в спорт играх. Киев, 1991,-164с.

3.      «Баскетбол». Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва под редакцией Ю. Д. Железняка. Москва — 1984 г.4

4.      «Баскетбол. Азбука спорта». Костикова Л. В. — Москва — 2001 г. Физкультура и спорт.

5.      Костикова Л. В., Родионов А. В., Чернов С. Г. Целевая комплексная программа подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне (баскетбол). — М., РФБ, 2005.

6.      Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр 1. «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР)» Ю. М. Портнов и др. Москва — 2004 г. «Советский спорт». 100 с.

7.      «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), Иркутск- 2013г..27 с.«Академия».2008.

8.      «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР)» Ю. М. Портнов и др. Москва — 2004 г. «Советский спорт». 100 с.

9.      «Спортивные игры». Учебник для вузов. Том 1. Под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. Москва — 2002 г. Издательский центр «Академия».

10.  Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры. Под редакцией Ю. М. Портнова. Москва — 2004 г.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, брюшной пресс, действие, занятие, игра, качество, плечевой пояс, интервал отдыха, вводная часть, Начальная подготовка.


Похожие статьи

Круговая тренировка как эффективная... | Молодой ученый

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Упражнения для мышц брюшного пресса

Замечания. Первое занятие можно построить примерно так: Вводная часть (5 минут).

Обучение школьников проведению общеразвивающих упражнений

По такой схеме на каждом занятии проводится 2–3 упражнения комплекса, включённого во вводную часть урока.

На этой стадии обучения обращается особое внимание на умение учащихся контролировать свои действия в роли проводящих упражнения (название...

Метод круговой тренировки как эффективное средство...

1) добиться, чтобы каждый учащийся не только хорошо знал, но и хорошо понимал свои действия при занятиях физической культурой

Размечая «станции», я включаю в комплекс по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса

Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Самостоятельная физическая подготовка курсантов

К ним относится: утренняя гигиенической гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные

1. Упражнения для рук и плечевого пояса — подтягивание на перекладине в висе и сгибания

2. Упражнения для брюшного пресса и спины — поднимание прямых ног из положения, лежа на...

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

Занятие аэробикой имеет следующую структуру: - вводная часть или разминка

Упражнение 8. Приседания. Встаньте прямо, ноги вместе, руки положите на пояс.

Упражнение 10. Тренировка брюшного пресса.

Силовая подготовка юношей, специализирующихся в метании...

Сложное качество — это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия [2].

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, силовая подготовка, метание диска, плечевой пояс, штанга, силовая тренировка, мышца...

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на...

Умение расслаблять мышцы во время игры, в короткие моменты относительно пассивных действий, обучаются студенты на занятиях и тренировочных играх.

В качестве средств специальной подготовки использовались упражнения

Влияние осанки на здоровье. Возможности и условия ее коррекции...

Очень эффективны оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки, которые имеют цель — укрепление мышц спины и брюшного пресса, а также растягивание

Дети выполняют комплекс упражнений с гимнастической палкой для рук, плечевого пояса, живота и спины.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Круговая тренировка как эффективная... | Молодой ученый

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Упражнения для мышц брюшного пресса

Замечания. Первое занятие можно построить примерно так: Вводная часть (5 минут).

Обучение школьников проведению общеразвивающих упражнений

По такой схеме на каждом занятии проводится 2–3 упражнения комплекса, включённого во вводную часть урока.

На этой стадии обучения обращается особое внимание на умение учащихся контролировать свои действия в роли проводящих упражнения (название...

Метод круговой тренировки как эффективное средство...

1) добиться, чтобы каждый учащийся не только хорошо знал, но и хорошо понимал свои действия при занятиях физической культурой

Размечая «станции», я включаю в комплекс по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса

Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Самостоятельная физическая подготовка курсантов

К ним относится: утренняя гигиенической гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные

1. Упражнения для рук и плечевого пояса — подтягивание на перекладине в висе и сгибания

2. Упражнения для брюшного пресса и спины — поднимание прямых ног из положения, лежа на...

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

Занятие аэробикой имеет следующую структуру: - вводная часть или разминка

Упражнение 8. Приседания. Встаньте прямо, ноги вместе, руки положите на пояс.

Упражнение 10. Тренировка брюшного пресса.

Силовая подготовка юношей, специализирующихся в метании...

Сложное качество — это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия [2].

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, силовая подготовка, метание диска, плечевой пояс, штанга, силовая тренировка, мышца...

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на...

Умение расслаблять мышцы во время игры, в короткие моменты относительно пассивных действий, обучаются студенты на занятиях и тренировочных играх.

В качестве средств специальной подготовки использовались упражнения

Влияние осанки на здоровье. Возможности и условия ее коррекции...

Очень эффективны оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки, которые имеют цель — укрепление мышц спины и брюшного пресса, а также растягивание

Дети выполняют комплекс упражнений с гимнастической палкой для рук, плечевого пояса, живота и спины.

Задать вопрос