Принципиальной проблемой подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ является многосложность самой физики как науки. Физика — предмет, который нуждается в понимании, непрерывной практике и систематизации знаний от первых её азов до уровня программы среднего общего образования. Физика — одна из самых сложных школьных наук, вызывающая затруднения у многих учащихся.
Подготовку к экзамену следует начинать не позднее сентября в 10 классе, чётко понимая, что ребёнок готов и к получению новых знаний и хорошо усвоил базовый материал, который был пройден в основной школе. На второй-третей учебной неделе пишется диагностический тест с последующим анализом, по его результатам составляется план подготовки к экзамену, который включает психологическую поддержку выпускников при подготовке к ЕГЭ; работу с родителями (установление взаимодействия и формирование доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, индивидуальные консультации, беседы, информационную поддержку, выступления на родительских собраниях, психопрофилактическая работа); отрабатывается теоретический и практический материал по проблемным темам.
Основным этапом подготовки к экзамену является непосредственно решение заданий как по вертикали — т. е. заданий из разных тем по типу КИМов, так и по горизонтали — по отдельным темам. Подробный разбор задач проводится по мере необходимости при возникновении затруднений у учащегося, особенно если недопонимание одной темы влечёт за собой трудности в решении смежных заданий, более или менее сложных по составу. Нерешенные задания необходимо обязательно разбирать вместе с учащимися как учителем, так и учащимися, решившими задания, выясняя при этом, какие ещё темы «западают» у ученика и как восполнить данные пробелы. Обязательно нужно учесть, что, если есть несколько вариантов решения, разбираются все, а наиболее простой и прямолинейный вариант отмечается звёздочной или другим заметным образом.
Неотъемлемой частью подготовки является повторение теоретических знаний от базовых законов и формул до более высокого уровня. Обучающиеся ведут «справочники», в которые записывают учебный материал, необходимый к обязательному усвоению. Вся эта работа может проводится в парах, группах или индивидуально в зависимости от запроса обучающихся класса и выбора предмета для сдачи ЕГЭ.
Эффективная подготовка к экзамену, конечно, предполагает постоянное отслеживание результатов уровня подготовки обучающихся, для которого ведутся индивидуальные диагностические карты учащихся. После результатов пробного тестирования, в классе либо формируется группа учащихся, с которыми проводятся дополнительные индивидуальные занятия, либо составляется индивидуальный план подготовки для отдельного ученика.
Среди базовых и второстепенных причин низких результатов тестирования при сдаче ЕГЭ по физике можно подчеркнуть следующее: неосновательная самоподготовка обучающихся по физике; отсутствие систематического контроля учащегося со стороны родителей; чрезмерная самоуверенность выпускников на экзамене; элементарные вычислительные ошибки, допущенные по невнимательности; слабые навыки самоконтроля обучающихся; отсутствие осознания ребёнком и его родителями необходимости в получении знаний по предмету и применение этих знаний в дальнейшем обучении и в будущей профессиональной деятельности.
Для достижения высоких результатов учащимися педагогу в организации своей работы по подготовке к экзамену следует придерживаться базовых принципов:
Первый — контролирующий принцип. Только строгий систематический контроль, постоянный анализ полученных результатов, коррекция деятельности обучающихся, отслеживание их психологического состояния — гарантия положительных результатов сдачи ЕГЭ. Особая специфика физики в том, что её нельзя только лишь заучить наизусть и полагаться на набор хаотичных знаний. Ученик должен чётко понимать все физические процессы и явления, принципы работы механизмов и именно на контроль понимания учитель должен сделать упор.
Второй — тематический принцип. При проведении подготовки соблюдается правило: планомерно следовать от простых заданий с кратким ответом к последним семи заданиям КИМа. В случае, если учащиеся сами ещё не умеют быстро выделять эти задания, необходимо показать на деле, как с этим справляться. Основные обозначения и формулы записываются в тетради-справочники, возможно также сделать выписки на листах и разместить их над рабочим местом, на выходе, на холодильнике и т. п.
Третий — логический принцип. Нужно приучаться пользоваться личными ресурсами знаний, применяя различные подходы и тонкости критического мышления для решения поставленной задачи наиболее простым и понятным путём. Зачастую ученики допускают ошибки из-за того, что поверхностно читают условие задач или не дочитывают его до конца, бывает также, что ответ даётся ребёнком в метрах в то время, как вопрос предполагал сантиметры или наоборот. Задача учителя на данном этапе — показать определённые «хитрости» и постоянно наталкивать ребёнка на логичные или хотя бы «правдоподобные рассуждения» так, чтобы со временем у учащихся выработалась необходимость самому задавать логические вопросы и искать пути решения задач, применяя критическое мышление.
Четвёртый — тренировочный принцип. На каждое занятие готовятся разные варианты учебных тренировочных задач и ситуаций с использованием материалов различных сборников тестовых заданий или заданий из интернета, при выполнении которых ученики смогут подсчитать количество успешно выполненных заданий и оценить проделанную ими работу. Для того чтобы формулы отложились в голове на подсознательном уровне, необходимо по мере возможности и сил решать большое количество учебных задач. Это позволит не отдельно готовиться к контрольным и экзаменам, а учить и закреплять материал, потому что решение задач — это и есть подготовка.
Пятый — принцип индивидуализации. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга [1]. Обязательно должна вестись работа с каждым учеником по коррекции его теоретических знаний, а также по коррекции умений и навыков применения изученной информации.
Шестой — временной принцип. Учебные тесты проводятся с чётким ограничением по времени, необходимо учить ребят контролировать себя (а именно следить, какое количество заданий они успевают решить в определённый отрезок времени). Если на решение одной из первых 23 задач ушло уже пять минут и приходит понимание, что в ближайшую минуту-две не придёте к верному ответу, лучше приступить к решению следующей. Исключениями могут быть задачи на сопоставление или поиски трёх верных ответов из предложенных пяти. На них может уйти до 10 минут. На задачи с развёрнутым ответом необходимо отвести не более 15 минут без учёта развёрнутого обоснования, почему были использованы те или иные законы и формулы в 30-й задаче. Если приходит понимание, что за 10 минут определённо не получите ответ на поставленный в задаче ответ, лучше оставить задание и приступить к следующему. Данный навык необходим как для грамотного распределения нагрузки во время самостоятельной подготовки к экзамену и предупреждения переутомления, так и непосредственно на государственной итоговой аттестации.
Подготовка к ЕГЭ требует постоянной проработки вычислительных навыков и теоретического материала. С этой целью используются следующие средства:
– организация индивидуальных консультаций, обучения в сотрудничестве, работы в малых группах и парах, оптимального использования ИКТ;
– использование опорных схем, конспектов и записей;
– кроме школьных учебников по физике можно изучать образовательные ролики в интернете. Однако среди разных источников могут встретиться и некачественные;
– проведение разноуровневых тестовых работ, работ с тренажерами, тестов и др. Важную роль играет организация итогового повторения и закрепления учебного материала.
Важно отметить необходимость формировать у выпускников следующие умения:
– оперативно переключаться с одного вида задач на другой;
– определять наиболее приемлемую стратегию при выборе пути решения как одной задачи, так и всего КИМа в общем;
– перепроверять все ответы, полученные в результате их решения.
Выпускникам рекомендуется разумно пользоваться ресурсами сети Интернет, сборниками по подготовке к экзаменам, рекомендованными ФИПИ.
Как хорошо известно, ЕГЭ является параллельно выпускным и вступительным экзаменом. Родители и дети могут столкнуться с тем, что руководство ВУЗов предлагает старшеклассникам выбирать как можно большее количество предметов для сдачи ЕГЭ, что возможно повысит шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Но следует отметить, что непомерная нагрузка на подростка с приложением огромных усилий в итоге на экзамене может привести к снижению реального результата.
В связи с вышесказанным крайне важна работа с родителями обучающихся. Она ставит своей целью — обеспечить понимание родителей выпускников процесса подготовки и сдачи выпускных экзаменов, сформировать реалистичную картину, снизить родительскую тревожность.
Задача педагогов и родителей — помочь ребенку определиться с необходимым набором предметов, которые он будет сдавать на государственной итоговой аттестации, помочь ему учесть свои реальные возможности и разглядеть дальнейшие жизненные перспективы. Работа с родителями включает в себя рекомендации по организации режима дня для старшеклассников, поддержке детей и помощи в период «до», «во время» и даже после экзаменов.
Литература:
- Фещенко, Т. С. Индивидуализация обучения физике на основе использования современных образовательных технологий: Дис.... канд. пед. наук / Т. С. Фещенко. — Текст: электронный // dslib.net/ Библиотека диссертаций: [сайт]. — URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/individualizacija-obuchenija-fizike-na-osnove-ispolzovanija-sovremennyh.html (дата обращения: 05.08.2022).