В статье дано определение гротеска, так в изобразительном, декоративном искусстве и орнаменте данный термин означает отдельный жанр, характерный причудливой композицией и фантастическими элементами. Далее представлены подходы к изучению гротеска, отражены четыре подхода к его изучению, также дана периодика развития гротеска, которая представлена тремя периодами его развития.
Ключевые слова: гротеск, история гротеска, художественный прием, эпоха развития, жанр, подходы изучения.
The article defines the grotesque, so in fine, decorative art and ornament, this term means a separate genre, characterized by a bizarre composition and fantastic elements. The approaches to the study of the grotesque are presented below, four approaches to its study are reflected, and the periodicity of the development of the grotesque is also given, which is represented by three periods of its development.
Key words : grotesque, history of grotesque, artistic technique, epoch of development, genre, approaches of study.
Гротеск рассматривали многие исследователи, но, однако так и не нашли единого подхода к определению данного понятия. Это говорит о том, что существует несколько подходов к толкованию гротеска. В трудах таких известных ученых, как М. М. Бахтин (1990), Л. Е. Пинский (1961), Ю. В. Манн (1966, 1975), Б. М. Эйхенбаум (1969), сложилось устойчивое представление о гротеске как элементе сферы комического. Это произошло потому, что гротеск как тип образности «в течение ряда веков существовал, прежде всего и главным образом, в тесной связи с комическим (в частности с сатирой)» [1, с.21].
Большинство исследователей выделяют гротескное направление как комичное, что обусловлено эстетической природой гротеска. К примеру, оценка гротескного комического Ю. В. Манна: «Гротеск — это не технический прием. Следовательно, анализировать его можно только в целом, а не по его отдельным частям. Осознание комического в гротеске открывается как бы через случайные и непредвзятые построения. Противоречие между кажущейся случайностью и алогизмом гротескового, с одной стороны, и его глубокой обусловленностью, и реальным смыслом, с другой, составляет в нем основной источник комизма» [2, с.124].
Гротеск — художественная система, для которой характерны преувеличение, взаимодействие противоположных начал, эстетические превращения вне обыденной логики, нарушение привычных связей, игра фантазии, предметность, противопоставленная реальной.
Гротеск (Grotesque, Grottoesque) — тип художественного образа, являющегося контрастным смешением реальности и выдумки [3].
Гротескные образы наиболее распространены в настенных росписях Древнего Рима и Европы периода 14–17 веков. Как правило, на этих росписях изображался узор, являющейся загадочной помесью растительного мира с миром животным: звери, чьи тела переходят в виноградную лозу, человеческая голова с прорастающими ветками, человеческие фигуры со склизкими щупальцами вместо привычных конечностей.
Выражение «гротеск» (фр. Grotesque) возникло в 15-м веке в Риме. Археологическая группа выполняла поиски в старинных пещерах под Римом и случайно натолкнулась на недостроенные помещение с богатой, но крайне необычно росписью на стенах, в мотивах которых использовались выдуманные гибриды животных и растений. Впоследствии выяснилось, что обнаруженные помещения являются недостроенным дворцом «Золотой дом Нерона». До этого считалось, что дворец был утерян во время пожара, случившегося в период 70–90-х годов нашей эры.
В общем смысле — гротеску в искусстве свойственны видовые гибриды и метаморфозы. Химера, являющаяся двухголовой помесью льва и козла, со змеёй вместо хвоста — гротеск. Описанные в произведениях Г. Ф. Лавкрафта гибриды людей и морских монстров тоже являются гротеском. Монструозные мифические создания вроде драконов не относятся к гротеску, так как не являются гибридом [4].
Обзоров, посвящённых гротескам, не так уж много. Наиболее полным является труд А. Замперини «Ornament and Grotesque: Fantastical Decoration from Antiquity to Art Nouveau». Все приведенные А. Замперини примеры касаются творчества В. Бренны и Ч. Камерона. Весьма интересна диссертация А. Ю. Уркитис «Иконография «гротесков» в монументально-декоративном убранстве русских интерьеров XVII — первой трети XIX века» [5].
История гротеска берет свое начало в античной культуре. До наших дней сохранились немногочисленные уникальные образцы причудливых росписей домов знати Древнего Рима, обнаруженные в ходе археологических раскопок.
После падения Римской империи в V веке искусство гротеска было утрачено на тысячу лет. Только в 1481 году группа итальянских художников, приглашенных папой Сикстом IV для росписи храмов в Ватикане, случайно обнаружила в ходе строительства церкви руины дворца римского императора Нерона. На отдельных участках стен сохранились причудливые орнаменты, вызвавшие живой интерес среди художников [4].
Найденные гротески вдохновили многих выдающихся мастеров Ренессанса на создание оригинальных фресок с элементами гибридных художественных образов. В частности, так поступили:
— Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
— Пинтуриккьо (Pinturicchio);
— Пьетро Перуджино (Pietro Perugino).
На начало XVI века гротеск применялся в элементах росписи ватиканских галерей, данный прием использовал Рафаэль Санти и его ученики и последователи. Затем данному приему обучились флорентийские мастера, которые научились делать шпалеры, а потом и знаменитую керамическую майолику с незатейливыми неповторимыми орнаментами.
До конца XVI века сфера применения гротеска распространилась на другие виды искусства:
— гравюры;
— инкрустацию;
— книжные иллюстрации;
— гончарное ремесло.
Использование гротеска в живописных и архитектурных творческих направлениях было очень популярным в данное время и его использование продолжалось почти до середины XIX века. А затем в ХХ веке гротескные мотивы в произведениях изобразительного искусства отчетливо проявились в сюрреализме и экспрессионизме [6].
Начало ХХ века также охарактеризовалось появлением театра гротеска, который после половины столетия обрел новую жизнь в форме театра абсурда. А в конце прошлого столетия гротескные художественные образы прочно укрепились в современном кинематографе и поп-культуре.
Первый подход. Гротеск, как способ создания образов, особая система сочетания элементов в единое целое. Ю. В. Манн в работе «О гротеске в литературе» опирается на этот подход. В его основе лежит структурный критерий, который отграничивает его от других приемов и категорий. Отделяя гротеск от гиперболы, не осмысляя его, как эстетическую категорию, не используя гротеск, как прием в комическом мы оставляем его отдельной единицей изображения действительности, построенной по принципу «от противного… вышедшего из колеи». Исследованием гротеска как художественного приема первым занялся Карл Флёгель (XVIII в), положив начало дальнейшему изучению основных характерных черт приема, в основу которого брались один или несколько внешних признаков [7].
Второй подход . Гротеск, как эстетическая категория, подразумевает более развернутое понятие. Такой подход появляется в XVIII веке, в Германии. Работа Ю. Мезера «Арлекин, или Защита гротескно- комического» выводит гротеск из классификации художественного приема, рассматривает его, как категорию комического. В работе Г. Шнееганса (XIX) «История гротескной сатиры» гротеск делится на две группы. В первой главной чертой приема является карикатурное изображение предметов, во второй — фантастическое изображение действительности и акцент на комическом.
Шнееганс попытался синтезировать обе этих позиции, указывая на разноплановость самого приема, амбивалентность художественных образов. Его двойственность может выражаться через описание среды, внутреннего мира, характера персонажа, истории страны, всего человечества. В своей работе ученый подчеркивает высказывание Фишера о гротеске как о бесцельном приеме, где формы меняются и не имеют своего прямого назначения, животные и люди перемешаны [8].
Эмоции, выраженные гротесковыми образами, это третий подход к изучению термина. Описание самого «гротескового» мира происходит через содержание, через реакцию, которую порождает гротеск. Примером этого подхода выступает М. М. Бахтин. Сравнивая гротеск в его древних и средневековых проявлениях, где гротеск парадоксален и амбивалентен в своей попытке охватить весь мир, Бахтин доказывает качественное его изменение в современном искусстве, где нет места смешению низа и верха, но есть замена страшного на смешное, что делает его светлым и веселым [9].
Четвертым подходом является обращение к психологии создания и восприятия гротескных форм — чем автор руководствуется, создавая произведения с гротесковыми образами. Интерес как к внешнему, так и внутреннему проявлению образов, мотивы художников, влияние образов на восприятие зрителя — сущность этого подхода. Анализ с позиции бессознательного, отсылка к работам К. Юнга, З. Фрейда позволяет обратиться к архетипам, сквозь образы, созданные авторами.
Сказки Гофмана, произведения Эдгара По, пьесы Гюнтера Грасса и других представителей театра абсурда рисуют фантастический мир, где созданные образы — это «нечто бесконтрольное, что не поддается логическому осмыслению и пугает возможным источником происхождения этих форм».
Проанализировав подходы, можно проследить градацию гротеска во времени [10].
Согласно исследованию А. Ф. Лосева в его работе «История эстетических категорий» развитие гротеска делится на несколько периодов:
Эпоха Возрождения (XV-XVI) Гротеск, становится популярным в живописи, давая возможность соединения природы и мира человека, создание новых форм вещей.
Эпоха классицизма, последующая за Возрождением, не принимала дуальности: гротеск был отодвинут на второй план, что повлекло за собой отказ от народного искусства. «Нельзя совмещать нечестивое со священным или ужасное с возвышенным».
Как протест против эстетики классицизма, с его отрицанием народного творчества, наступает вторая эпоха гротеска — эпоха «Бури и натиска» (XVIII) Немецкий писатель Ю. Мёзер в своей работе «Арлекин, или Защита гротескно- комического» выступил в защиту театра масок, как направления народного искусства. Определяя сущность гротеска, Мезер предполагает пропорциональное неравенство величины предмета и его внутренней составляющей, в пользу формы.
К гротеску обращался и Фридрих Шлегель, говоря о двух эстетических категориях комического: гротеск и арабеск. Арабеск, как остроумная игра образами, определенная форма поэтического выражения. Гротеск же высшая форма комического.
Немецкие романтики, изучая гротеск, но не ставя его центральной эстетической категорией подготовили почву для следующей теории, где гротеск стал универсальным понятием. В. Гюго в работе «Предисловие к Кромвелю» придавал гротеску широкое толкование, обозначая им как комические, шутовские, так и безобразные, уродливые образы, проникающие во все сферы жизни, называя его робким, не уверенным в себе. Для того, чтобы показать контраст, обратить на него внимание, художник намеренно нарушал пропорции, привычные человеческому восприятию для обнажения пороков, недостатков, характеров, соединяя трагедию и смех, реальность и вымысел, стремился показать в смешном, обыденном роковые черты, трагедию, подлинную сущность явления. Говоря о гротеске в античном искусстве, В. Гюго упоминает о главенствующей роли эпопеи над античным гротеском, который, безусловно, присутствовал в виде сатиров, циклопов, тритонов. Описывая гротеск средних веков, В. Гюго не скупится на похвалы, говоря о большой свободе и смелости приема, раскрывшегося в работах Данте, Шекспира, Рубенса, где «…соседство с безобразным в наше время сделало возвышенное более чистым, более величественным», где безобразное имеет огромное количество обликов. Многие художники и архитекторы любили использовать гротеск в своем творчестве в то время.
Гротеск XX века — третий период в классификации А. Ф. Лосева. «В гротеске выражается нечто неопределенное, неотчетливое… свидетельствующее о разрушении понятия личности и даже категории вещей» традиционными мотивами в этот период выступают марионетки, автоматы, маски испуганных лиц — мир безумия [11]. В данное столетие приемы гротеска не утрачивали свою популярность среди ценителей, а наоборот получали наиболее яркое его проявление в различных творческих направлениях.
Анализируя вышенаписанное, можно сказать, что представление о гротеске менялось по времени, с учетом прошлого, настоящего и будущего. Нами был дан анализ подходов изучения гротеска как художественного приема в живописи, в результате которого мы выявили, что гротеск относят к эстетическому направлению, который помогает художнику и его адресату абстрагироваться и отдохнуть.
В современное время гротеск художники и архитекторы практически не используют. Но это не влияет на его ценителей, те, кто любит художественное направление гротеск, могут насладиться им в более ранних творческих произведениях.
Литература:
- Николаев, Д. П. Границы гротеска / Д. П. Николаев // Вопросы литературы. –1968. — № 4. — С. 76–89.
- Манн. Ю. О гротеске в литературе. — М.: Советский писатель. 1966. С. 20.
- Театральные термины и понятия. Материалы к словарю. РИИИ.: СПб. 2010. Вып. 2. С. 69.
- Козлова, Д.В Гротеск в теории искусства / Д. В. Козлова // Вопросы взаимовлияния литератур. –Н. Новгород: Изд-во ННГУ. 1997. С. 43–55.
- Гротеск [электронный ресурс] // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2–4011.htm (Дата обращения 30.01.2022)
- Манн. Ю. О гротеске в литературе. — М.: Советский писатель. 1966. С. 14.
- Гротеск// Краткая литературная энциклопедия Т.2. — М.: «Советская энциклопедия», 1964. С. 402.
- Heinrich Scheegans, «Geschichte der grotesken Satire», Strassburg, 1894.P. 13.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1965. С. 55.
- Винкельман И. И. Избранные произведения и письма. С. 173
- Лосев А. Ф. История эстетических категорий. М.: 1964 С. 369