Здоровьесберегающее пространство — основное звено в формировании положительной Я-концепции современной молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 30.07.2022

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Курбатова, Н. Н. Здоровьесберегающее пространство — основное звено в формировании положительной Я-концепции современной молодежи / Н. Н. Курбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 133-137. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94259/ (дата обращения: 30.04.2024).



Что является главным чудом на планете Земля? Конечно же, человеческая жизнь. А без чего невозможна полноценная, творческая долгая жизнь человека? Естественно, без хорошего здоровья. «Будет здоровье, будет всё», — говорят обычно. К сожалению, на сегодняшний день здоровье населения в целом и детей, в частности, всё более ухудшается. С учётом шести- или пятидневной рабочей недели на протяжении девяти месяцев календарного года учащийся проводит в школе ежедневно как минимум 1/3 суток. Это далеко немалое время, и от нас, учителей, зависит здоровье учащихся на этот период: сохраняем ли мы его, преумножаем ли или, вследствие нашего с ними общения, здоровье учащихся ухудшается. Имеет смысл говорить о необходимости формирования между нами с детьми здоровьесберегающего пространства. Актуальность этой проблемы очевидна: по данным Всероссийского съезда педиатров, который проходил в Москве, здоровье каждого ребёнка ухудшается по мере обучения в школе минимум в 5 раз. К окончанию же школы хронические заболевания имеют 80 % учащихся и только 5,6 % детей заканчивают школу здоровыми. Факторов же, негативно влияющих на здоровье учащихся, очень много:

— Недостаточное соблюдение санитарных требований к организации

— учебного процесса. Например, чрезмерная учебная нагрузка.

— Несоответствие между предъявляемыми требованиями и психофизиологическим здоровьем учащегося.

— Авторитарный характер взаимоотношений между учителем и учеником.

— Отсутствие в учебном процессе методов, способствующих сохранению здоровья учащихся.

— Влияние психологических факторов.

Когда верная проблема была обозначена, я задумалась о том, какими способами можно ее решить. Прежде всего, я сознавала, что здоровье — это не есть простая субстанция, что здоровье — многоинвариантная система, подразделяющаяся (как минимум) на 3 вида здоровья:

— физиологическое;

— психическое и психологическое;

— социальное.

Основное внимание в своей педагогической деятельности я уделяю психологическому здоровью учащихся, так как научно доказано, что педагогические ошибки или неправильные педтехнологии отрицательно отражаются на детской психике. Для поддержания здоровьесберегающего пространства необходимо наличие позитивной атмосферы урока. С первого дня работы в школе я проповедую так называемую «психологию радости» от:

— встречи с учеником,

— общения с учеником,

— удивления происходящим в нём переменам,

— желания помочь ему,

— желания избавить его от ощущения одиночества,

— передачи ему новых знаний, совместной деятельности (учебной, творческой),

— сознания того, что ты ему также интересен, как он тебе, быть вместе — слушать, работать, думать, чувствовать на одной волне,

— осознания того, что ты ему нужен,

— понимания того, что он — преемник тебя (принял твоё видение, твои принципы, твоё представление в каких-то вопросах).

Мотивация учебной деятельности. Исследования психологов показывают, что «состояние стресса — перегрузки нервной системы — возникает не от чрезмерно большого домашнего задания, а от отсутствия внутренней мотивации учебной деятельности». Мотивацию же может создать только увлечённый своим делом, влюблённый в своих питомцев учитель. Если тебе, учителю, интересно, то будет интересно и твоему ученику Для создания мотивации я применяю разные методы:

— эмоциональные (поощрение, наказание, игровые формы проведения урока, свободный выбор заданий и др.),

— познавательные (проблемное обучение, творческие задания, «мозговые атаки», критику и оппонирование и др.),

— волевые (формирование ответственности, создание познавательных затруднений, осуществление самооценки деятельности и рефлексии),

— социальные (методы взаимопомощи, сотрудничества, взаимовыручки, рецензирование, взаимоконтроль и др.).

— наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, поговорок, афоризмов, стихотворений, музыкальных пауз и др.

— использование в работе ИКТ также повышает мотивацию учащихся.

Ввиду индивидуальной дифференциации заданий возможен индивидуальный подход (и в прямом, и в переносном смысле) к каждому учащемуся. Она позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подобрать ребёнку адекватные его индивидуальным способностям и возможностям методы и средства обучения, например, метод проектов — для более сильных учащихся, листы самоконтроля — для коррекции (и самокоррекции) деятельности слабых учащихся, а для остальных — свободу выбора или работу на ПК. Использование дифференциации на основе интересов учащихся (разноуровневые задания) и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора (профильное обучение), выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, на формирование внутренней учебной мотивации: Я-концепции учащегося, а, следовательно, укрепляет здоровье. Ведя урок, я ни на минуту не забываю, что каждый учащийся в классе — самостоятельная личность, поэтому стремлюсь к созданию личностной ориентации в обучении, стимулируя субъективную активность учащихся (улыбкой, жетоном, жестом, одобрительным словом, оценкой, более сложным заданием, мимикой, интонацией и т. д.). При этом формируются ключевые компетенции:

— самостоятельность,

— практический навык,

— рефлексия,

— самоконтроль,

— анализ,

— синтез,

— критическая деятельность.

Самые доступные способы создания на уроке атмосферы оптимистичности, уверенности в своих силах — вариативные формы поощрения:

— предваряющего;

— сопутствующего;

— последующего;

— итогового.

Поощрение может иметь словесную форму:

— Я уверена, что ты справишься!

— Молодец, ты движешься в верном направлении.

— Вот видишь, тебе всё под силу!

— Не могу не отметить, что Саша меня сегодня приятно порадовал.

При этом лейтмотивом урока являются слова: мы сделали, мы смогли, мы поняли, мы способные. И чувствуемое детьми убеждение учителя: все могут, у всех получится, все способны, всех люблю и во всех верю! А афоризмы учителя? Иные из них становятся цитатами у учащихся: например о том, что «нельзя ставить грязную обувь в вазу с фруктами» (при изучении темы «Приведение подобных слагаемых») или: «Помогая другим, человек в первую очередь помогает самому себе оставаться человеком» (Нансен) или: «Плохо, когда не знаешь, да ещё забудешь» или: «У победителей раны не болят» (Суворов).

Мы не смеем игнорировать особенности детства — переполняющее их чувство радости жизни. Только Детству свойственно просто бежать, просто визжать от счастья бытия, просто прыгать в безотчётной радости своего существования. И вот эти дети приходят ко мне на урок. И моя задача — не заставлять их сидеть «тихо», не замечать солнца, дождя, весенних запахов. Недопустимо и преступно запрещать ученику жить на уроке, свести весь смысл урока — только к усвоению материала. Ведь урок — это воспитание чувств и на уроке — всё как в жизни: увидел прекрасное — остановился полюбоваться («Паровозик из Ромашково»), услышал о беде — чем смог, помог; заметил смешное — смейся, стало грустно — погрусти, но берись потом за дела: жизнь не терпит остановки.

Творческие формы организации учебно-познавательной деятельности также укрепляют здоровье детей. Сочетание парных, групповых, индивидуальных и коллективных форм работы снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс. На уроке использую современные инновационные технологии, такие как:

— диалоговое обучение,

— метод проектов,

— эвристическое и проблемное обучение,

— ИКТ,

— Игровое обучение,

— Дифференцированное обучение,

— Имитационные (театральные) технологии,

Самая простая форма организации радости на уроке — игра. Именно игре присущи психотерапевтические функции, улучшающие здоровье учащихся. Например, в игре «Следопыты идут по следу» учащиеся 6 класса для освобождения прекрасной принцессы выполняют задания на «следах» сказочных персонажей. На последних уроках математики, перед самым Новым годом, учитель появился перед пятиклассниками в образе Деда Мороза и поздравил ребят с Новым годом, а в качестве подарка принес конверт с заданиями на урок и огромный мешок с подарками. Были улыбки, смех и радость, а главное — была серьёзная работа на уроке, что, надо признаться, редко бывает накануне Нового года. А здесь было. Шутка помогла установить рабочее настроение и достойно провести последний урок. А если подобный урок провести в Математическом кафе? Это ещё интереснее!

Но и старшеклассники (10–11кл.) любят играть: накануне последнего звонка, когда уроки также не столь продуктивны, мы провели деловую игру «Весенний призыв», дающую (как бы) право выхода (путёвку) на ЕГЭ. Разноуровневые задания содействовали проявлению познавательной активности каждого ученика, создали условия для формирования толерантности, коммуникативности в отношениях. А ведь познавательная активность — это ещё и энергия ускорения. Помимо деловых игр в старших классах провожу:

— уроки-лекции,

— уроки-консультации,

— ролевые игры,

— имитационные,

— уроки-диалоги,

— уроки-семинары,

— уроки-конференции с применением ИКТ.

Урок, освещённый радостью, — это урок, воспитывающий положительное отношение к школе, учению, науке, способности преодолеть сложности учебного материала. Радость, выпущенная на урок ради воспитательных целей, усиливает дидактический эффект урока: дети лучше учатся у того учителя, который не концентрирует их внимание на трудностях обучения. Отсюда и стремление детей выполнять задания более высокого уровня сложности. Почти не имеет значения, что именно используется как средство организации радости, мажорного настроя урока. Или это оптимизм учителя, умеющего воспринимать жизнь как радость или инструментовка восприятия этой протекающей на уроке жизни. Об этом прекрасно высказался К. Д. Ушинский: «Должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости. Доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Активизация творческой деятельности учащихся. Считаю для себя делом учительской чести развивать творческий потенциал учащихся, ведь включение ребёнка в творческий процесс служит принципу природосообразности ребёнка, способствует достижению цели работы школы — развитию личности учащегося, снижению вероятности наступления утомления. Этому способствуют такие формы внеурочной деятельности, как:

— Викторины,

— Марафоны конкурсных задач,

— «Звездный час»

— Авторские математические декады — самые мощные по взрыву познавательной активности, участниками которых становились более 1000 человек. Внутри декад проводились Необыкновенные кроссы, КВН «Встреча цивилизаций», брейн-ринги, вечер «Мисс Математика» и многое другое. Все эти мероприятия служили главной цели — привитию интереса к математике, и, кроме того, выявлению самых одаренных, самых способных к математике учащихся, тех, которые впоследствии завоевывали хрустальные кубки, медали, дипломы на областном физико-математическом празднике, а также являлись победителями и призерами олимпиад и НТК различного уровня. Мотивация участия в олимпиадах у старших учащихся очевидна — поступление в вуз. Так, в прошедшем году 4 выпускника, став призерами Российской Аэрокосмической Олимпиады, стали студентами вузов вне конкурса.

Социальное здоровье. Его я напрямую связываю с нравственным потенциалом каждого учащегося. Самая благодатная «площадка» для формирования этого потенциала — классное руководство. Здесь я придерживаюсь нескольких постулатов:

  1. Главное — не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе. Ставить перед учащимися определённые цели.
  2. Относиться к воспитанникам так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
  3. Родители — главные советчики, единомышленники: сделать их своими союзниками.
  4. Главное — задействовать каждого, а для этого — найти интересное дело.

Основными методами в своей работе считаю:

— диагностику,

— прогнозирование.

За 11А классом я становлюсь классным руководителем 11Г класса. По успеваемости класс явно уступал предыдущему. Но по душевным качествам… А оцениваю я это очень просто: умеют ли дети слушать стихи и включаются ли при этом сами? Здесь это было. И вот тогда я и подумала: направить эту духовную щедрость на архиполезное дело — добрые дела по отношению к нуждающимся. Ведь только в момент совершения добрых дел дети нравственно вырастут (или оздоровятся, подтянутся в нравственном аспекте), и это состояние, «зацепившее» их души, уже не оставит их, оно будет продолжать сопровождать их по жизни. Вот так и родился социальный проект «Быть или казаться». Ребята выявили одиноких пенсионеров, проживающих в 16 микрорайоне, и были организованы рейды к этим старикам. Параллельно с этим осуществлялась совместная деятельность с детским садом № 333 в рамках проекта «Дай руку, малыш»: проводились развивающие занятия, был показан кукольный спектакль, построена снежная крепость для зимних соревнований. А на следующий год акции милосердия были проведены в Пансионате ветеранов войны и труда (255 человек) и к участию в этих акциях были привлечены все учащиеся нашей школы, учителя, родители, технический персонал, работники столовой. Организация акций: «Тёплые вещи — ветеранам», «Книги — для ветеранов», «Спешите делать добро», «Подари радость людям» (совместно со школой искусств № 15) целиком пала на наш класс. Главное в этом то, что дети ощутили свою нужность, полезность, почувствовали благодарное отношение к себе, а значит, в последующем, научатся быть благодарными и сами (по отношению к родителям, обществу Наконец, о главном. Сделав творчество своим союзником, стилем своей жизни, я непременно обрекаю детей на сотворчество, а впоследствии — на самотворчество. А ведь развитие творческого начала в учениках влечет за собой развитие познавательных потребностей в них и, как следствие, сохранение их здоровья, ведь ничто не может сохранить в нас здоровье так, как делание того, что нам нравится, что нам по душе, что пришло к нам не насильственным, а познавательным путем.

Постоянно думаю о духовном здоровье своих питомцев. Ведь образование без души — как птица без полета. Вовлекая ребенка в социальные проекты, я даю ему возможность соприкоснуться с различными сторонами нашей жизни, быть участником позитивных преобразований в социуме, способствую формированию у него чувств сострадания, помощи нуждающимся, доброты к окружающим людям.

Позитивные итоги появились далеко не «по-щучьему веленью», но все они, а я в этом уверена, способствовали сохранению нравственного здоровья моих детей. Считаю, что добиться можно всего, если следовать словам великого В. А. Сухомлинского о том, что «Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле». В этом — залог успеха.

Литература:

  1. И. В. Никишина «Инновационная деятельность современного педагога», издательство «Учитель», Волгоград, 2007
  2. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», автор-составитель С. А. Цабыбин, издательство «Учитель», Волгоград, 2009
  3. «Образовательные технологии», под редакцией Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской, издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2002
Основные термины (генерируются автоматически): урок, здоровье учащихся, ребенок, учащийся, главное, познавательная активность, совместная деятельность, учитель, проблемное обучение, учебная деятельность.


Похожие статьи

Активные формы обучения как фактор сохранения...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать...

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения...

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем

Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс познания.

– в третьем — о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы её...

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития...

...обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы

целеполагающая деятельность учащихся, урок, учебное занятие, ребенок, учебная...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

 В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач.

Использование проблемного обучения для активизации...

Используются различные формы продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим учитель

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике

Становление мотивации и познавательной активности школьников, является важнейшим фактором повышения их успешности в школе.

Повышение познавательной активности учащихся начальных...

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают

Совместная практическая деятельность учащихся в туристском объединении должна.

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...  сотрудничество учителя и обучающегося в процессе обучения;  обеспечение

Деятельность и активность учащихся на уроке. Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной... проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема...

Назначение и результативность этапа целеполагания...

Без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается на здоровье. Итак, проблема в самом общем виде состоит в том, как...

Похожие статьи

Активные формы обучения как фактор сохранения...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать...

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения...

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем

Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс познания.

– в третьем — о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы её...

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития...

...обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы

целеполагающая деятельность учащихся, урок, учебное занятие, ребенок, учебная...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

 В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач.

Использование проблемного обучения для активизации...

Используются различные формы продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим учитель

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике

Становление мотивации и познавательной активности школьников, является важнейшим фактором повышения их успешности в школе.

Повышение познавательной активности учащихся начальных...

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают

Совместная практическая деятельность учащихся в туристском объединении должна.

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...  сотрудничество учителя и обучающегося в процессе обучения;  обеспечение

Деятельность и активность учащихся на уроке. Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной... проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема...

Назначение и результативность этапа целеполагания...

Без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается на здоровье. Итак, проблема в самом общем виде состоит в том, как...

Задать вопрос