Применение в годы Великой Отечественной войны реактивных снарядов для обороны бомбардировщиков и аэродромов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.07.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Крючков, Я. В. Применение в годы Великой Отечественной войны реактивных снарядов для обороны бомбардировщиков и аэродромов / Я. В. Крючков, С. В. Аверченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94224/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье рассказывается о боевом применении советскими летчиками-бомбардировщиками в годы Великой Отечественной войны реактивного вооружения в оборонительных целях в воздушных боях с немецкими истребителями. Используя опубликованные воспоминания советских летчиков, приведены примеры применения реактивных снарядов в конкретных боевых ситуациях. Рассмотрены боевая эффективность стрельбы РС назад в воздушных боях и использование РС для зенитной стрельбы при обороне своих аэродромов.

Применение реактивных снарядов в боях во время Великой Отечественной войны отлично показало себя, а после реактивные снаряды и ракеты поменяли сам воздушный бой, а также системы противовоздушной и противоракетной обороны. Ракеты вошли во все виды вооруженных сил и рода войск в виде систем залпового огня, ракет различных классов, зенитных и противотанковых ракетных комплексов. Реактивные снаряды применялись в Военно-воздушных силах Красной армии в годы Великой Отечественной войны, иногда при этом появлялись весьма необычные проявления.

Одним из самых интересных способов применения реактивных снарядов была установка направляющих в обратную сторону, то есть против движения самолета, для ведения огня в заднюю полусферу воздушного судна. Они получили название РОСа, то есть ракеты обратного старта. Данная аббревиатура периодически применялась к таким установкам.

Советские бомбардировщики, а также самолеты транспортной авиации страдали от слабой защищенности задней полусферы самолета. Сказывался недостаток пулеметов. Например, были случаи, когда из-за их нехватки, для оборонительных действий в штурмовой авиации на Ил-2 на месте для пулемета выставлялись покрашенные в черный цвет швабры, из-за этого немецкие летчики-истребители не всегда решались атаковать их или делали это не так смело.

Что касается тяжелых самолетов, таких как бомбардировщики и транспортники, они не могли похвастаться такой изобретательностью из-за конструкций самолетов и недостаточности средств поражения в данных направлениях. Имеющиеся же пулеметы не сильно останавливали противника, так как были малоэффективны. А данные воздушные аппараты были одними из наиболее важных и желанных целей для противника. Вражеские истребители и штурмовики, заходя в хвост (заднюю полусферу) советскому самолету, получали легкую добычу и практически без труда сбивали его.

С целью увеличения огневой мощи для обороны и повышения защищенности бомбардировщиков, а впоследствии и самолетов транспортной авиации, на местах дислокации (аэродромов базирования) аэродромные умельцы, а точнее техники и инженеры, приспособились устанавливать малокалиберные реактивные снаряды РС-82 в направлении задней полусферы самолетов [1, с. 836–837].

Реактивные снаряды устанавливались на плоскости под крыльями, а также на корпусе самолетов, вблизи хвостового оперения. Вариаций по установке оборонительных реактивных снарядов было множество. Каждый из установщиков искал свой подход к этому вопросу и, вследствие чего, установить какую-либо системность практически не возможно. Советские самолеты Пе-2, Пе-3, СБ, ДБ, А-20 и другие оснащались пусковыми направляющими для стрельбы РС-82, называемыми «флейта». Направляющие устанавливались под плоскостью крыла параллельно корпусу и осуществляли прикрытие самолета в малом секторе, по направлению хвостовой части.

и 2. Ракетные снаряды РОС-82 на орудиях РО-82 на фюзеляже Пе-2 для стрельбы назад и 2. Ракетные снаряды РОС-82 на орудиях РО-82 на фюзеляже Пе-2 для стрельбы назад

Рис. 1 и 2. Ракетные снаряды РОС-82 на орудиях РО-82 на фюзеляже Пе-2 для стрельбы назад

Установка направляющих на корпусе имела большое разнообразие в углах подъема или направления пуска. Изменялись углы в горизонтальной плоскости, что обеспечивало прикрытие площади по направлению влево и право, тем самым уменьшая безопасные направления для атаки вражеских истребителей. Угол подъема обеспечивал прикрытие самолета от атаки сверху с высоты. Информации по поводу установки направляющих для стрельбы ниже плоскости самолета найти не удалось, но и исключить такой вариант полностью нельзя, так как самолет мог быть атакован и снизу. Возможно, такой вариант применения РС-82 не использовался по причине возможного случайного попадания по собственным наземным объектам или идущим рядом своим бомбардировщикам. Но, скорее всего такая конструкция не использовалась из-за того, что экипаж имел плохую видимость в направлении назад-вниз, и, стреляя туда наугад, мог как раз повредить свой соседний самолет. Ведь бомбардировщики ходили на задания в основном в плотных строях, для лучшей обороны от истребителей противника.

Количество направляющих «флейт», предназначенных для обороны, было от одной до четырех направляющих. Вариаций по количеству креплений также было не мало. Например, по одной или двум направляющих для прикрытия каждого из флангов, или все четыре реактивных снаряда под крылья. Были, как вариант, случаи установки трех «флейт» на хвостовую часть самолета. Также в целях обороны создавались и применялись специализированные батареи, такие как: 4РУБ-82 — четырехзарядная ракетная управляемая батарея для РС-82. Батарея, или иначе турель, имела возможность изменить направление открытия огня или угла подъема снарядов. Это значительно упрощало управление оружием и облегчало прицеливание ракетных снарядов, обеспечивая более эффективное их применение [1, с. 836–851; 3, с. 46–50].

Документально зафиксировано несколько случаев успешного применения РС-82 для обороны от вражеских самолетов.

Тактика применения реактивного снаряда заключалась в том, чтобы при попытке вражеского истребителя зайти для атаки в заднюю полусферу советского бомбардировщика, по нему, или как это чаще бывало, в его сторону, выпускался один или сразу несколько снарядов. Успех применения заключался в том, что пилот противника терялся от неожиданного пуска реактивного снаряда, и, тем самым, не мог выполнить атаку, а иногда вовсе уходил с поля боя, боясь попасть под случайно выпущенную ракету. Чаще всего, немецкие летчики отказывались от повторных атак по причинам израсходования боекомплекта в предыдущей (неудачной атаке), или из-за отсутствия горючего на выполнение маневров и захода для атаки, а также угрозе, точнее страхе, перед ответным огнем, не дающим в полной мере сконцентрироваться и делающие последующие атаки мало результативными. Надо отметить, что бывали случаи, когда реактивный снаряд попадал во вражеский самолет, или взрывался около него, и удавалось сбить вражеский штурмовик или истребитель, нанося, таким образом, поражение противнику не предназначенным для этого летательным аппаратом [3, с. 46–50].

Реактивные снаряды, предназначенные для этих целей, чаще всего оборудовались дистанционными трубками взрывателями АГДГ-А-РС-82 так, как дистанционный взрыватель устанавливался на определенную дистанцию, например, 600 метров и стреляющему приходилось выбирать оптимальную дальность для цели. В этом случае успешность пуска РС-82 значительно повышалась, а морально-психологическое влияние было значительно выше. Также были случаи применения реактивных снарядов с контактными взрывателями АН-А-РС-82. Успех применения данного варианта снаряда больше зависел от морально-психологического давления, а точность применения и возможность нанесения урона были практическим равны нулю [1, с. 847–849].

В редких случаях установка РС-82 для стрельбы в обратном направлении была и на других типах самолетов. Например, самолеты И-153 и Ил-2 штурмовой авиации Резервного фронта оборудовались такими вариантами установки направляющих РС-82. Это могло хорошо зарекомендовать себя в воздушных боях с самолетами противника, при попытке зайти в заднюю полусферу самолетов, но существовали значительные проблемы с их прицеливанием в условиях скоротечного воздушного боя и впоследствии от этого отказались [1, с. 840–841].

Стрельба реактивными снарядами в обратном направлении по самолетам противника отмечалась высокой эффективностью, что подтверждалось возвращением большого числа самолетов в целостности и сохранности. Но после первых встреч с такими новшествами на советских самолетах, немецкие пилоты стали менять тактику. Они изменяли привычные углы атаки, зачастую на менее удобные и эффективные, но обеспечивающие большую безопасность своего самолета и решение поставленной задачи. Это конечно снижало эффективность при использовании реактивных снарядов для обороны, но давало толчок к развитию данного способа и поиску новых путей решения задач по обеспечению безопасности и сохранности советских транспортных и бомбардировочных самолетов [3, с. 46–50].

Надо сказать, что для этих же целей применялись и авиационные гранаты, которые выбрасывались с атакованного самолета, а принцип их применения был похож на применение реактивных снарядов с дистанционными трубками взрывателями.

Хотя, данный способ применения реактивных снарядов и не укоренился в авиации, но все же он был эффективным и выполнял поставленную задачу по усилению защищенности самолетов во время Великой Отечественной войны. Немецкие пилоты отказывались от атак по советским большим самолетам или проводили их не так успешно, и это уже было поражением для них и маленькой победой наших летчиков. Выживаемость самолетов увеличивалась, а, как следствие, и количество боевых вылетов по перевозке грузов для нужд фронта или по нанесению бомбовых ударов. Наносимый ущерб врагу рос [1, с. 836–851].

Современные подразделения противовоздушной обороны нельзя представить без различных систем обнаружения целей — радиолокаторов, а главное, без установок для пуска различных ракет класса «земля-воздух». Но еще во время Великой Отечественной войны шла широкая разработка и применение для противовоздушной обороны реактивных снарядов. Зачастую этим занимались те же самые «аэродромные умельцы», которые приспосабливали реактивные снаряды для воздушной обороны аэродромов. Направляющую для пуска реактивного снаряда «флейта» крепили на треноге, а пуск производился оператором на месте или дистанционно посредством проводов. Они работали больше как «пугалки», но с задачей по обороне аэродрома справлялись [1, с. 943–953].

Также разрабатывались и специализированные пусковые установки, и реактивные снаряды. Для этих целей был разработан 132-мм реактивный снаряд вертикального подъема РСВП-132. Снаряд устанавливался вертикально на пусковую систему, представляющую собой расположенный строго вертикально деревянный станок, и назывался РЗС-132 — реактивно-зенитный снаряд, или иначе реактивная заградительная мина калибра 132 мм. Он изготавливался на основе классического РС-132. Также были разработаны и созданы пусковые системы для 82 мм снарядов по аналогии с 132 мм, за основу был взят РС-82.

Пуск снаряда осуществлялся строго вертикально и после пуска он поднимался на высоту примерно 1400 метров, после чего срабатывал часовой механизм и раскрывался небольшой парашют, благодаря которому боевая часть парила в воздухе, медленно спускаясь вертикально вниз, а на веревке вниз опускался груз. Планировалось, что вражеский самолет, в особенности бомбардировщик, должен был зацепиться за растянутую веревку, благодаря которой из-за растяжения боевая часть опускалась до корпуса самолета, после чего срабатывал контактный взрыватель и проходил подрыв боевой части, наносивший урон вражескому самолету.

Тактика применения РСВП или РЗС предполагала широкое рассеивание снарядов. При приближении плотного строя вражеских бомбардировщиков перед ними рассеивались реактивные снаряды. Пролетая в этом поле, противник должен был понести потери и не выполнить в полном объеме намеченные планы, если не прекратить выполнение боевой задачи вовсе. Применение системы также предполагало, если не предотвращение атаки бомбардировщиками противника, то изменение их курса, что давало время на подлет истребителей или прибытие иных систем ПВО, так как требовалось немало времени для продолжения преодоления препятствия, перестроения и вновь выхода на заданный маршрут. Применение реактивных снарядов в системах ПВО напоминало минирование морского пространства, а также воздушным аналогом пехотных минных полей.

По итогу полевых испытаний от данного средства поражения отказались. Причинами послужило неудобство его развертывания, особенно при установке больших заграждений. Отсутствие мобильности позволяло использовать РЗС только в месте постоянного базирования, что практически не позволило бы применить реактивные снаряды повторно, после первого пуска, так как противник знал о возможности развертывания на определенных участках подобного рода заграждений. Также такой фактор, как снос парящих боеприпасов ветром окончательно утвердил не эффективность таких загромождений [1, с. 943–953].

После испытаний попытки создания воздушных ограждений не прекратилось и на смену вертикальной стартовой площадке пришли так называемые «зенитные Катюши». Установка представляла собой несколько направляющих для реактивных снарядов, расположенных аналогично, как и на БМ-13 «Катюша». Таким образом, упрощалась установка заградительного поля, но прежние проблемы со сносом снарядов ветром никуда не делись. При испытаниях также было установлено, что при пролете самолетов со скоростью 180 км/ч не могла сдетонировать боевая часть, так как не попадала по самолету, а при скорости более 180 км/ч веревка не выдерживала напряжения. Кроме того, универсальность к мобильности придавал тот факт, что запуск реактивных снарядов мог осуществляться с земли со стационарных установок, транспортных средств, а главное новшество было в возможности использование реактивных снарядов для заградительных воздушных полей и с самолетов таких, как У-2 и СБ. Кроме того, появилось преимущество по увеличению площади заграждения, а также избирательность высоты, плотности, ширины по фронту и глубине. Но на вооружение такие системы так приняты и не были [1, с. 950–951].

Нехватка защищенности своих аэродромов от действий авиации противника ощущалась во время Великой Отечественной войны, и как уже упоминалось, в наших войсках самостоятельно создавались системы противовоздушной обороны, а самое широкое применение для этого ракет началось после снятия с вооружения советских истребителей реактивных снарядов в 1942 г.

и 4. Самодельные ракетные установки для стрельбы по самолетам на советских аэродромах. и 4. Самодельные ракетные установки для стрельбы по самолетам на советских аэродромах.

Рис. 3 и 4. Самодельные ракетные установки для стрельбы по самолетам на советских аэродромах.

Установки представляли собой треноги, на которые устанавливали от одного и более реактивных снарядов (чаще два), после чего приделывали прицельное устройство, как вариант со спаренных или четверных пулеметов «Максим». Иногда, установки вкапывали в землю, но обходились и без этого, а иногда устанавливали щиты для защиты оператора орудия.

Стреляли или в направлении противника с применением дистанционных трубок взрывателей АГДГ-А-РС-82 или контактными взрывателями АМ-А-РС-82, но реже. Это позволяло отпугнуть вражеский самолет [1, с. 943–953].

В качестве иллюстрации приведем слова К. В. Сухова из книги «Эскадрилья ведет бой». В одном из случаев его военной службы он описывает налет вражеских Ме-109 на его аэродром базирования. Отразить нападение помогла «зенитная ракетная установка». Дежурный заметил приближение «Мессеров» и запустил реактивные снаряды, после чего: «Снаряд разорвало совсем близко от вражеского самолета. Фашистские летчики решили не испытывать судьбу и предпочли уйти, пока не поздно» [2, с. 189].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что реактивные снаряды служили не только средством по нанесению штурмовых ударов по наземным объектам противника или дополнительным огневым средством истребителей, но использовались и как оборонительное оружие, будь то бомбардировщик, транспортник или аэродром. Реактивные снаряды были универсальным оружием, гениальной находкой советских инженеров и конструкторов, приблизивших победу в Великой Отечественной войне, и облегчив выполнение задач советским авиаторам. Они стояли на вооружении во флоте, пехоте, авиации и стали зарождением современных средств поражения, которыми Вооруженные силы Российской Федерации выполняют поставленные задачи в самых различных условиях, и выполняют их на высшем уровне.

Литература:

  1. Резниченко С. Н. Реактивное вооружение советских ВВС 1930–1945 гг. М.: Бедретдинов и Ко, 2007. 1056 с.
  2. Сухов К. В. Эскадрилья ведет бой. М.: ДОСААФ, 1983. 320 с.
  3. Медведь А., Марковский В. Оружие «пешки» // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. 2008. № 5. С. 40–52.
Основные термины (генерируются автоматически): снаряд, Великая Отечественная война, вражеский самолет, реактивный снаряд, самолет, боевая часть, установка, атака, задняя полусфера, противовоздушная оборона.


Похожие статьи

Применение ракетного вооружения в российском военно-воздушном флоте в годы Первой мировой войны

Современная война и современные вооруженные конфликты, особенно с применением авиации, практически невозможны без применения авиационных ракет различного класса и назначения. Первые попытки создания ракет или реактивных снарядов для авиации уходят в ...

Применение и тактика боевых действий военно-транспортной авиации в годы Второй мировой войны

В статье рассматривается применение отечественной военно-транспортной авиации в годы Второй Мировой войны. Характеризуется основной парк машин. Анализируются основные проблемы, с которыми столкнулось советское командование при проведении воздушных де...

Основные направления использования беспилотных летательных аппаратов в вооруженных конфликтах

В статье рассматривается применение беспилотных воздушных летательных аппаратов (БПЛА) в вооруженных конфликтах современности. БПЛА стали важным элементом современной военной техники и играют значительную роль в различных военных операциях. Статья ан...

Алгоритм идентификации беспилотных летательных аппаратов средствами ПВО на основе закодированного изменения траектории их полета

В работе предложен подход к идентификации беспилотных летательных аппаратов в части государственной принадлежности путем изменения их траектории движения по закодированному закону без использования дополнительно размещаемой аппаратуры ответчика для н...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Условия эффективности использования воздушных восходящих потоков в задаче управления парящим беспилотным летательным аппаратом

Использование воздушных восходящих потоков (ВВП) давно известно в сфере пла-неризма, дельтапланеризма и парапланеризма. Его суть заключается в увеличении про-должительности полета за счет длительного пребывания в поле действия положитель-ной вертикал...

Анализ применения ставок и сборов с авиаперевозчика в аэропорту за наземное обслуживание рейсов

В статье выполнен обзор современных проблем оказания услуг по наземному обслуживанию рейсов в аэропортах Российской Федерации. Автор отмечает, что в настоящее время в крупнейших аэропортах России присутствуют проблемы необоснованного завышения тариф...

Возможные экологические последствия разработки уранового месторождения «Добровольное» Звериноголовского села Курганской области

В данной статье рассматривается основная проблема, касающаяся разработки урановых месторождений. Уделяется внимание последствиям, к которым неизбежно приведет халатное отношение к технике безопасности при реализации проектов по выщелачиванию урана. В...

Развитие радиосвязи в Красном воздушном флоте в годы Гражданской войны

В статье рассказывается, как в годы Гражданской войны в России создавались подразделения радиосвязи в Рабоче-крестьянском Красном воздушном флоте, как с трудом собирали разбросанное по фронтам радиоимущество и радиоспециалистов. Показано, какие трудн...

Применение полевых приборов при исследовании бетонных конструкций в пожарно-технической экспертизе

В статье рассмотрены вопросы применения полевых инструментальных методов исследования бетонных конструкций для целей пожарно-технической экспертизы. Также приведены примеры современных приборов и оборудования, применяемых для данной цели в практике д...

Похожие статьи

Применение ракетного вооружения в российском военно-воздушном флоте в годы Первой мировой войны

Современная война и современные вооруженные конфликты, особенно с применением авиации, практически невозможны без применения авиационных ракет различного класса и назначения. Первые попытки создания ракет или реактивных снарядов для авиации уходят в ...

Применение и тактика боевых действий военно-транспортной авиации в годы Второй мировой войны

В статье рассматривается применение отечественной военно-транспортной авиации в годы Второй Мировой войны. Характеризуется основной парк машин. Анализируются основные проблемы, с которыми столкнулось советское командование при проведении воздушных де...

Основные направления использования беспилотных летательных аппаратов в вооруженных конфликтах

В статье рассматривается применение беспилотных воздушных летательных аппаратов (БПЛА) в вооруженных конфликтах современности. БПЛА стали важным элементом современной военной техники и играют значительную роль в различных военных операциях. Статья ан...

Алгоритм идентификации беспилотных летательных аппаратов средствами ПВО на основе закодированного изменения траектории их полета

В работе предложен подход к идентификации беспилотных летательных аппаратов в части государственной принадлежности путем изменения их траектории движения по закодированному закону без использования дополнительно размещаемой аппаратуры ответчика для н...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Условия эффективности использования воздушных восходящих потоков в задаче управления парящим беспилотным летательным аппаратом

Использование воздушных восходящих потоков (ВВП) давно известно в сфере пла-неризма, дельтапланеризма и парапланеризма. Его суть заключается в увеличении про-должительности полета за счет длительного пребывания в поле действия положитель-ной вертикал...

Анализ применения ставок и сборов с авиаперевозчика в аэропорту за наземное обслуживание рейсов

В статье выполнен обзор современных проблем оказания услуг по наземному обслуживанию рейсов в аэропортах Российской Федерации. Автор отмечает, что в настоящее время в крупнейших аэропортах России присутствуют проблемы необоснованного завышения тариф...

Возможные экологические последствия разработки уранового месторождения «Добровольное» Звериноголовского села Курганской области

В данной статье рассматривается основная проблема, касающаяся разработки урановых месторождений. Уделяется внимание последствиям, к которым неизбежно приведет халатное отношение к технике безопасности при реализации проектов по выщелачиванию урана. В...

Развитие радиосвязи в Красном воздушном флоте в годы Гражданской войны

В статье рассказывается, как в годы Гражданской войны в России создавались подразделения радиосвязи в Рабоче-крестьянском Красном воздушном флоте, как с трудом собирали разбросанное по фронтам радиоимущество и радиоспециалистов. Показано, какие трудн...

Применение полевых приборов при исследовании бетонных конструкций в пожарно-технической экспертизе

В статье рассмотрены вопросы применения полевых инструментальных методов исследования бетонных конструкций для целей пожарно-технической экспертизы. Также приведены примеры современных приборов и оборудования, применяемых для данной цели в практике д...

Задать вопрос