Применение реактивных снарядов в воздушных боях в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 20.03.2022

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Крючков, Я. В. Применение реактивных снарядов в воздушных боях в годы Великой Отечественной войны / Я. В. Крючков, С. В. Аверченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 111-115. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89612/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассказывается о боевом применении советскими летчиками в начале Великой Отечественной войны реактивного вооружения в воздушных боях с немецкими самолетами. Используя опубликованные воспоминания советских асов приведены примеры применения реактивных снарядов в конкретных боевых ситуациях. Рассмотрены боевая эффективность РС в воздушных боях и причины их снятия с вооружения весной 1942 года.

Ключевые слова: реактивный снаряд самолёт, истребитель, воздушный бой, Великая Отечественная война.

Протекание современного воздушного боя характеризуется высокой скоротечностью и дистанцией между противоборствующими самолетами. Это обусловлено использованием как основного средства поражения ракет различных типов, например: крылатых, управляемых или неуправляемых. Простые и крупнокалиберные пулеметы, авиационные пушки заменили НУРСы, ракеты воздух-воздух или воздух-поверхность. Начало становления ракет и реактивных снарядов началось в девятнадцатом веке, а вначале двадцатого века вышло в фазу активного развития. На полях Советско-японского конфликта на р. Халхин-Гол, в Советско-финляндской войне, а главное в Великой Отечественной войне широко применялись реактивные снаряды (РС). Их разнообразие обуславливалось различными калибрами и назначением, принципами срабатывания взрывателей. Основными были: РС-82; РС-132; РБС-132 (бронебойный) и РОФС-132 (осколочный). В данной работе мы постараемся отразить применение реактивных снарядов, а именно РС-82, в воздушных боях.

В тридцатые годы прошлого столетия воздушный бой становился более скоротечным в результате конструктивных изменений самолетов и высокому улучшению показателей авиационных двигателей. Живучесть самолетов в бою становилась выше, вследствие чего эффективность малокалиберных пулеметов (которые в основном и использовались в авиационной технике Советского Союза) падала. Крупнокалиберные пулеметы, разработанные на тот момент, проходили испытания, и не стояли на вооружении, имея ряд технических недостатков, аналогично с авиационными пушками. В результате советские инженеры предложили использовать в авиации реактивные снаряды (РС-82) имевшие ряд преимуществ, таких как, дешевизна в производстве, возможность использовать их на всех типах авиапарка СССР, в том числе на устаревших моделях, а главное возможность их использования, как по воздушным, так и по наземным целям.

На испытаниях реактивные снаряды хорошо зарекомендовали себя, но требовалось их испытание в условиях боевых действий. Впоследствии такая возможность представилась. В 1937 году в докладе профессора Петрова, впервые были изложены основы статистической теории воздушной стрельбы с применением ракетного оружия.

Во время Советско-японского вооруженного конфликта в 1939 г. на реке Холхин-Гол капитану Н. И. Звонареву было поручено в обстановке строжайшей секретности собрать группу летчиков, из обученных к применению реактивных снарядов, к отправке на дальний восток. Группа была направлена для проверки эффективности реактивного оружия в условиях боя, в вооруженном конфликте между Красной армией и японскими войсками [1, с. 742].

20 августа 1939 г. состоялось первое в истории применение РС-82 в Монголии, близ озер Узур-Нур и Яньху. Японская авиация пыталась подойти к советскому и монгольскому командным пунктам с задачей их уничтожить. Японцами было задействовано порядка десяти бомбардировщиков (тип «96») и, около, сорока истребителей сопровождения (тип «97»). Группа советских истребителей И-16 под командованием капитана Звонарева атаковала противника реактивными снарядами РС-82, впоследствии названными наблюдателями с земли «огненные стрелы», после чего два вражеских истребителя «тип 97» разваливаясь в воздухе, рухнули вниз.

В различной литературе по-разному описывается первый воздушный бой с применением реактивных снарядов РС-82, но факт в том, что группа Звонарева впервые 20 августа 1939 г. применила против японцев новейшее советское вооружение, и применила его успешно, поразив не один вражеский истребитель. За все время применения РС-82 в период ведения боевых действий на реке Холхин-Гол по разным данным было сбито от 13 до 15 боевых самолетов противника, со статистическим расходом боеприпасов на цель от 22 до 32 РС-82.

В предвоенные годы командование Красной армии планировало дальнейшее развитие реактивного вооружения в авиационных частях. И для этого применялись постановления о вооружении истребителями и штурмовиков различных типов реактивными снарядами, но из-за командно-штабных перестановок и затяжкой решения по этому вопросу, на момент начала войны план в полном объеме выполнить не удалось. На момент 1941 г. подразумевалось в первую очередь применение РС-82 по самолетам противника в воздушных боях. В частях отрабатывались вопросы по групповому и одиночному их применению, высоты, углы обстрела и дистанция, обеспечивающая более точное прицеливание и исключения возможности поражения своего самолета, по причине большого разлета осколков [1, с. 756].

Для применения РС-82 по воздушным целям их снабжали дистанционными трубками АГДТ-А-РС-82, так как точность попадания была далека от идеала, но в условиях боя возможно все. В этом случае РС-82, оснащенные контактными взрывателями АМ-А-РС-82, пускались в сторону противника, и успех их применения обуславливался морально-психологическом давлением на вражеских летчиков. Благодаря реактивному вооружению морально устаревшие и тихоходные, но одновременно очень маневренные истребители И-5, И-15, И-15бис, И-153 «Чайка» и И-16 успешно противостояли более современным воздушным аппаратам противника, таким как Ме-109 (или Bf-109).

Тактика применения РС-82 против самолетов противника была заключена в поражении групп бомбардировщиков одновременным залпом сразу со всех машин, после чего строй противника разрушался, а с ним и взаимная оборона, а несколько машин загорались и, разваливаясь, падали на землю. По истребителям и штурмовикам чаще всего стреляли одиночные самолеты, выходя в заднюю полусферу и поджигая противника при попытке уйти или развернуться.

Далее хотелось бы привести примеры применения РСов из книг советских летчиков-асов, авторами которых они являются.

Старший лейтенант Константин Дмитриевич Денисов впоследствии генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны, в своей книге «Под нами Черное море» описал один из случаев применения РС-82. 17 декабря 1941 г. немецкие войска во второй раз предприняли попытку штурма Севастополя. После обеда погода улучшилась, и в воздух поднялись бомбардировщики противника, а как следствие и советские истребители. Группа из восьми Ju-88 была атакована четырьмя истребителями залпами по 4 РC-82, которые разметали противника и подбили один самолет «Ю-88 тут же в беспорядке сбросили бомбы…, а один «юнкерс» запылал и рухнул в воду…» [2, с. 110].

Это один из наиболее частых вариантов применения РС-82, который обеспечивал наиболее точное попадание по противнику снаряда, а также обеспечивал сильное психологическое давление на немецких пилотов. Стрельба РС-82 с истребителей велась или по одному снаряду или залпом по два или четыре снаряда, так как большее количество выпускать было запрещено, по той причине, что обшивка самолета сильно страдала, а также влияла на сам самолет, у которого мог заглохнуть двигатель или самолет сам мог перевернуться в воздухе.

Далее автор говорит, что по возвращению на аэродром самолеты дозаправлялись, пополнялись боекомплекты пулеметов, а под крылья вешались новые РС-82. После чего самолет вновь вылетал на боевые задания. Это говорит о том, что в некоторых авиационных частях реактивные снаряды были с самого начала войны.

Другой ас Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин, описал несколько случаев применения РС-82 в воздушных боях по самолетам противника в своей книге «Познать себя в бою». Хотелось бы проиллюстрировать эти случаи. Надо отметить, что Покрышкин, с самого начала войны вел боевые действия на современном, высотном истребителе МиГ-3, чем и обуславливалась его тактика.

В один из дней на аэродром, где базировался 9-й гвардейский истребительный полк, в котором служил Покрышкин, попытались совершить налет три Ju-88. Спешно поднявшись в воздух на своем МиГ-3, советский летчик настиг противника сзади и с высоты атаковал ведущего из пулеметов. Вспомнив про реактивные снаряды, выпустил пару один за другим. Первый прошел мимо цели, а второй взорвался, попав прямо в самолет противника. Экипаж покинул загоревшийся Ju-88, а оставшиеся два бомбардировщика скинув бомбы в воду и отступили [3, с. 124]. Здесь продемонстрирована излюбленная и разработанная самим Покрышкиным тактика внезапного удара по противнику с высоты пулеметным и реактивным огнем.

Следующий описанный случай произошел в районе переправы Каховки, когда пилот проводил патрулирование, наблюдая за местностью. Заметив четыре немецких бомбардировщика Ju-88, направлявшихся к переправе, им было принято решение добиться преждевременного сброса бомб противником. Нанеся «соколиный удар» с применением реактивных снарядов и пулеметов, ему удалось подбить ведущего. Ведомые свои бомбы сбросили в поле, а не на переправе. Задача была выполнена [3, с. 130]. Это один из наиболее частых случаев атаки бомбардировщиков РС-82, что автор и подтверждает словами: «Важно то, что сброшенные бомбы упали в стороне от объекта. А это уже победа…».

Далее опишу случай применения реактивных снарядов Покрышкиным по Ме-109. Не далеко от Орехово, заходя на штурмовку автоколонны, Покрышкин заметил отсутствие напарника, которого преследовали два Ме-109. Нагнав противника, ас совершил два выстрела РС-82 с большой дистанции, что не дало желаемого результата, но удалось напугать ведомого Ме-109, рядом с которым и прошли в опасной близости реактивные снаряды, а ведущий впоследствии был добит пулеметным огнем [3, с. 149]. Страх перед реактивными снарядами сделал свое дело, и противник отступил, и это помогло спасти жизнь молодого пилота.

Следующий случай описывает применение РС-82 против итальянских самолетов «Macchi». Хоть Покрышкин лично с самолетами противника в бой не вступал, он очень хорошо описал, являясь наблюдателем. Планировалась штурмовка войск противника шестеркой И-16 и тройкой МиГ-3 в районе Чистякова. Внезапно двенадцать итальянских истребителя «Macchi» попытались отрезать часть советских самолетов и атаковать их. Первыми развернулись И-16 и пустили около десяти РС-82 в плотно сомкнутый строй итальянцев, поле чего несколько из них упали, а остальные изменили направление и ушли. После этого случая, как пишет Покрышкин, в боях с «Macchi» он не встречался и не участвовал, так как они обходили стороной советские самолеты [3, с. 197]. Этот случай очень похож и практически повторяет применение РС-82 против японских самолетов.

Дважды Герой Советского Союза Григорий Алексеевич Речкалов — один из самых результативных пилотов Советского Союза. Последние исследования говорят о том, что ас был недооценен и уступает всего один сбитый самолет Кожедубу. Что примечательно, своего первого немца Речкалов сбил именно с применением РС-82, о чем он пишет в книге «Пылающее небо войны».

26 июня 1941 года при обороне города Бельцы летчики истребительного полка на И-153 вылетели для штурмовки наступающих колонн немецкой армии. После успешной атаки Речкаловым по немецкому танку, он сам попал под удар Ме-109. Речкалов отбился от своей группы И-153, которая ввязалась в бой с группой мессеров, и так, как был один, то стал хорошей целю. Два Ме-109 обстреливали Речкалова, который пытался выйти им в хвост. Он вспоминал, что взрыватели на РС-82 установлены на дистанцию шестисот метров, и, определив нужный момент, выпустил сразу два реактивных снаряда. Все было сделано правильно. Самолет противника загорелся и упал [4, с. 189]. Из этого отрывка видно, что при противоборстве в воздухе РС-82 успешно применялись, и были мощным поражающим фактором, увеличивающим боевые характеристики старых И-153.

Другой случай применения РС-82 в воздушном бою Речкалов наблюдал со стороны, не успев перехватить противника. Во время воздушного боя с Ju-88 и при штурмовых ударах по войскам противника, Речкалов намеревался нанести удар по самолету противника, но был опережен своим товарищем Иваном Зыбиным, который быстро атаковал противника залпом РС-82, и как пишет про это сам Речкалов, «срезал фашиста» [4, с. 219].

Следующий бой произошел при прикрытии советских войск. Группа Ju-88 двигалась в сторону Кишинева, угрожая тяжелым бомбовым ударом. Группа истребителей, которую вел Речкалов, быстро атаковала противника. Вторая атака была произведена ракетами сверху, после чего фашисты, развернувшись, стали уходить [4, с. 280].

Ветеран Великой Отечественной войны Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Василий Федорович Голубев в своей книге «Крылья крепнут в бою» несколько раз пишет о случаях применения РС-82 в воздушных боях. Хотелось бы этими случаями проиллюстрировать применение данного средства поражения.

В октябре 1941 года, недалеко от места Гангут, три немецких Henkel-126 и Ju-88 наносили удары по сухопутным подразделениям Красной армии. Звено И-16 отразили немецкую атаку и шесть фашистских самолетов стали уходить. Голубев, выбрав один из Ju-88, зашел в заднюю полусферу, и на дистанции около четырехсот метров произвел залп двумя РС-82, а после, когда пулеметчики были поражены реактивными снарядами, добил противника пулеметным огнем [5, с. 98]. Здесь видно, что дистанционное срабатывание РС-82 не всегда выводило немецкие самолеты из строя, лишь поражая личный состав и пробивая корпус, после чего приходилось добивать врага пулеметным или пушечным огнем.

24 октября 1941 года, у острова Ханко, Голубев вместе с Татаренко атаковали две финские «Чайки» (И-153), вероятно выполнявших разведку. Голубев, поразил противника сразу двумя РС-82. «Один разрыв между верхней и нижней плоскостью, второй — метрах в пяти сзади.»... Самолет развалился в воздухе, а второй, преследуемый Татаренко, ушел под прикрытие зениток, но с поврежденным мотором [5, с. 101]. В этом отрывке видно, что взрыв РС-82 мог вызвать полное уничтожение самолета в воздухе.

3 декабря 1941 года под Кобоной у западного участка «дороги жизни» завязался воздушный бой звена советских И-16 с четырьмя Ме-109. Один из советских самолетов атаковал пару «мессеров». Вторая пара немцев тоже понесла потери, а оставшиеся целыми два Ме-109 вышли из боя, передав шестерке Ju-88 о встрече с советскими самолетами. Бомбардировщики Ju-88 сбросив без прицела бомбы, ушли [5, с. 127]. Психологический фактор применения РС-82 оказал влияние на немецких пилотов, которые поспешно покинули район боевых действий.

В одном из воздушных боев Голубев применил сразу четыре РС-82 по фашистскому Ме-109. Сразу уничтожить немецкий самолет не вышло, но рулевой механизм был выведен из строя и самолет стал совершать петлю за петлей. Во время одной из петель немецкий истребитель зацепился за деревья и разбился [5, с. 175]. Здесь также видно, что взрыв РС-82 не вывел самолет противника из строя, но испортил один из его механизмов.

В другом воздушном бою, описанном Голубевым, свидетелем которого он был, летчик Кузнецов, отгоняя вражеские Ме-109, применил четыре РС-82 и заставил их уйти вниз. Немцы, опасаясь повторения залпов, ушли на большую дистанцию. Мы видим, что на протяжении войны немецкие пилоты опасались спуска РС-82, что и играло большую роль в морально-психологическом давлении на противника во время воздушных боев [5, с. 179].

Еще один случай описывает применении (РС-82) по (Henkel-126). У деревни Липки орудовал вражеский корректировщик огня (Henkel-126), корректирующий огонь немецкой артиллерии. Он был с ходу атакован летчиком Овчинниковым, который ведя огонь реактивными снарядами и пулеметным огнем, поджег противника, который впоследствии упал на лед Ладожского озера [5, с. 182].

Вот следующий случай применения РС-82, описанный Голубевым. С юга шла большая группа Ju-87 под прикрытием истребителей. На встречном курсе И-16 атаковали противника. Голубев совершил настолько удачно пуск РС-82, что противник потерял сразу два летевших рядом самолета. В результате немцы сбросили бомбы на своей территории и развернули самолеты на обратный курс [5, с. 189].

Все описанные советскими летчиками случаи применения РС-82 касаются первой половины Великой Отечественной войны, так как впоследствии началось перевооружение авиапарка СССР на новые самолеты, которые имели крупнокалиберные пулеметы и авиационные пушки, вследствие чего смысл использования РС-82 терялся, но самолеты все равно имели возможность установки на них реактивных снарядов.

Точку в применении РС-82 в истребительной авиации поставило постановление ГКО № 1721 «Об истребителях». Оно было подписано Сталиным 10 мая 1942 года. В нем утверждалось, что РС-82 и направляющие для их пуска отнимают у истребителей в скорости до тридцати километров в час, и это приводило к тому, что бои с новыми самолетами фашистов протекали неуспешно. Далее было указано, чтобы новые истребители Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3 выпускались без пусковых установок под РС-82. А также было указано о снятии с Як-1, Як-7, ЛаГГ-3 и МиГ-3 ранее установленных пусковых установок для РС-82 [1, с. 806].

Хоть РС-82 в истребительной авиации больше не применялось, но в штурмовой и бомбардировочной авиации их применение продолжалось.

РС-82 хорошо зарекомендовал себя. Впоследствии реактивные снаряды и ракеты стали основным средством поражения в авиации и современный воздушный бой без них невообразим.

Литература:

  1. Резниченко С. Н. Реактивное вооружение советских ВВС 1930–1945 гг. М.: Бедретдинов и Ко, 2007. 1056 с.
  2. Денисов К. Д. Под нами — Черное море. М.: Воениздат, 1989. 320 с.
  3. Покрышкин А. И. Познать себя в бою. М.: ДОСААФ, 1986. 511 с.
  4. Речкалов Г. А. 1941. Пылающее небо войны. М.: Яуза; Эксмо, 2009. 480 с.
  5. Голубев В. Ф. Крылья крепнут в бою. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Лениздат, 1984. 253 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самолет противника, самолет, снаряд, Советский Союз, бой, Великая Отечественная война, воздушный бой, один, противник, истребитель.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, реактивный снаряд самолёт, истребитель, воздушный бой

Похожие статьи

Применение в годы Великой Отечественной войны реактивных снарядов для обороны бомбардировщиков и аэродромов

В статье рассказывается о боевом применении советскими летчиками-бомбардировщиками в годы Великой Отечественной войны реактивного вооружения в оборонительных целях в воздушных боях с немецкими истребителями. Используя опубликованные воспоминания сове...

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных вооруженных конфликтах

Данная статья исследует применение беспилотных летательных аппаратов (далее БПЛА) в современных вооруженных конфликтах. В ней рассматривается особенности и преимущества БПЛА, их применение в задачах разведки, наблюдении, ударов, подавления противовоз...

Советская авиатехника в период Второй мировой войны

Советская авиация сыграла одну из главных ролей в победе Союзников на Восточном фронте. Развитие от устаревших И-16 до современных поршневых истребителей и бомбардировщиков 1940 существенно повлиявших на ход боевых действий на небе, а также ленд-лиз,...

Применение истребительной авиации в современных вооруженных конфликтах

Истребительная авиация играет решающую роль в современных вооруженных конфликтах. Эта статья рассматривает использование истребительной авиации для завоевания и удержания господства в воздухе, защиты воздушного пространства от средств воздушного напа...

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Особенности применения самолётов радиоэлектронной борьбы

В статье рассматриваются особенности назначения и возможности отечественных самолётов радиоэлектронной борьбы, а также их участия на театрах военных действий.

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных военных конфликтах

Цель данного исследования — на основании самых свежих данных сделать современный обзор роли БПЛА в современных военных конфликтах.

Системы предотвращения столкновения самолетов в воздухе

В статье рассматриваются особенности назначения систем предотвращения столкновений самолетов в воздухе, применение в отечественной авиации, а также перспективы их развития.

Тактика действий военно-транспортной авиации в советско-японской войне 1945 года

В статье рассматривается роль военно-транспортной авиации в советско-японской войне при обеспечении боевых действий сухопутных войск, объединенных под единым командованием. Решение вопросов четкого взаимодействия между силами авиации и сухопутными во...

Анализ боевых возможностей самолётов оперативно-тактической авиации для выполнения боевых задач в оперативно-тактической глубине

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, которыми должны обладать самолеты оперативно-тактической авиации ВС РФ, для того, чтобы они могли успешно выполнять поставленные боевые задачи в установленные сроки, а также дается краткая характерист...

Похожие статьи

Применение в годы Великой Отечественной войны реактивных снарядов для обороны бомбардировщиков и аэродромов

В статье рассказывается о боевом применении советскими летчиками-бомбардировщиками в годы Великой Отечественной войны реактивного вооружения в оборонительных целях в воздушных боях с немецкими истребителями. Используя опубликованные воспоминания сове...

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных вооруженных конфликтах

Данная статья исследует применение беспилотных летательных аппаратов (далее БПЛА) в современных вооруженных конфликтах. В ней рассматривается особенности и преимущества БПЛА, их применение в задачах разведки, наблюдении, ударов, подавления противовоз...

Советская авиатехника в период Второй мировой войны

Советская авиация сыграла одну из главных ролей в победе Союзников на Восточном фронте. Развитие от устаревших И-16 до современных поршневых истребителей и бомбардировщиков 1940 существенно повлиявших на ход боевых действий на небе, а также ленд-лиз,...

Применение истребительной авиации в современных вооруженных конфликтах

Истребительная авиация играет решающую роль в современных вооруженных конфликтах. Эта статья рассматривает использование истребительной авиации для завоевания и удержания господства в воздухе, защиты воздушного пространства от средств воздушного напа...

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Особенности применения самолётов радиоэлектронной борьбы

В статье рассматриваются особенности назначения и возможности отечественных самолётов радиоэлектронной борьбы, а также их участия на театрах военных действий.

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных военных конфликтах

Цель данного исследования — на основании самых свежих данных сделать современный обзор роли БПЛА в современных военных конфликтах.

Системы предотвращения столкновения самолетов в воздухе

В статье рассматриваются особенности назначения систем предотвращения столкновений самолетов в воздухе, применение в отечественной авиации, а также перспективы их развития.

Тактика действий военно-транспортной авиации в советско-японской войне 1945 года

В статье рассматривается роль военно-транспортной авиации в советско-японской войне при обеспечении боевых действий сухопутных войск, объединенных под единым командованием. Решение вопросов четкого взаимодействия между силами авиации и сухопутными во...

Анализ боевых возможностей самолётов оперативно-тактической авиации для выполнения боевых задач в оперативно-тактической глубине

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, которыми должны обладать самолеты оперативно-тактической авиации ВС РФ, для того, чтобы они могли успешно выполнять поставленные боевые задачи в установленные сроки, а также дается краткая характерист...

Задать вопрос