Советская авиация сыграла одну из главных ролей в победе Союзников на Восточном фронте. Развитие от устаревших И-16 до современных поршневых истребителей и бомбардировщиков 1940 существенно повлиявших на ход боевых действий на небе, а также ленд-лиз, благодаря которому советские пилоты оснащались новейшими западными образцами техники.
Ключевые слова: Ил-2, Пе-2, Поликарпов, Ленд-лиз, Як-1.
Soviet aviation played a major role in the Allied victory on the Eastern Front. The development from the obsolete I-16 to modern piston fighters and bombers of 1940 significantly influenced the course of military operations in the sky, as well as Lend-Lease, thanks to which Soviet pilots were equipped with the latest Western models of equipment.
Keywords : Il-2, Pe-2, Polikarpov, Lend-Lease, Yak-1.
К моменту начала Великой Отечественной войны Советский Союз отставал в некоторых вопросах в авиационной отрасли от стран Оси. К 1940 году абсолютно все сверхдержавы того времени обладали поршневыми монопланами нового поколения. Ki-43 и A6M в Японской Империи, Messerschmitt Bf 109 в Третьем Рейхе, P-40 в США, Hurricane и Spitfire в Британской империи. В СССР же в 1940 основным стоявшим на вооружении истребителем был И-16.
И-16 КБ Поликарпова уже успел себя проявить в боях на Халхин Голе с Японскими Ki 27 Otsu и в Зимней войне с Fokker XXI. Для своего времени «Ишак» являлся идеальным истребителем с неплохим вооружением, манёвренностью, однако, как показала практика именно в наборе высоты И-16 сильно уступал германским «мессерам» именно в наборе высоты советский истребитель сильно уступал своим германским оппонентам. Bf 109 пикировали с высоты на И-16, как сокол на свою добычу и расстреливали противника, после атаки «Мессеры» набирали высоту и пикировали снова. Однако, было у И-16 одно преимущество перед немецким «Королём неба», это манёвренность, в так называемом «догфайте» И-16 мог сбить вражеский истребитель, в пример можно привести Бориса Сафонова.
Характеристики И-16:
Достоинства:
– достаточно мощный двигатель для своего времени позволял развить хорошую скорость;
– хорошее время виража, в бою со своими историческими противниками, исключением стали японские самолёты, которые нанесли тяжёлые потери советским лётчикам в боях за Халхин Гол (всего 207 самолётов против 164 японских). Японские ВВС действовали наступательно, но значительно меньшими силами;
– большая полезная нагрузка позволяла устанавливать на самолёте дополнительное вооружение, например восемь ракет РС;
– компактность самолёта позволяла использовать их на бомбардировщиках ТБ-3, для атаки недоступных для них объектов и скоплении противника.
Недостатки:
– слабое вооружение, не позволяло И-16 добиваться быстрой победы в воздушном бою;
– недостаточный набор высоты в бою с немецкими Мессершмиттами позволял небольшой группе противника сковывать целую эскадрилью «ишаков»;
– не рассчитанность конструкции на атаку пушками калибра 20 мм, делало И-16 лёгкой и доступной целью для истребителей неприятеля.
Авиационная промышленность Советского Союза к началу боевых действии с третьим рейхом находилась в сыром состоянии, советские конструкторы предлагали множество амбициозных идей в пример можно привести Пе-8 (ТБ-7), с массовым производством которого советская промышленность с натяжкой могла справиться, потери же в первый месяц войны огромного количества самолётов из-за бомбардировок и в боях с немцами поставили перед промышленниками совсем другие приоритеты и задачи.
Несмотря на начатое производство в СССР поршневых монопланов нового поколения, постоянные потери на фронте всегда вызывали нехватку авиационной техники на передовой и только ленд-лиз в данном случае позволял хоть, как-то бороться за превосходство в воздухе советским лётчикам.
В связи с военно-техническим и количественным отставанием советских ВВС от люфтваффе в Советском Союзе пытались нарастить объёмы производства собственной авиации, а также в СССР были заинтересованы в поставках западных образцов техники. О данных процессах говорят исследования следующих историков В. П. Иванова, Е. А. Федосова, Н. В. Шабельник.
Исходя из работ М. Н. Андреевича, становится понятно, что Советский Союз вкладывал огромное количество средств и труда для развития своей авиации, которая могла бы на равных сражаться с «соколами» Германа Геринга.
Огромный вклад в Советском Союзе развитие авиационной военной индустрии внёс Поликарпов Н. Н., несмотря, на выдающиеся успехи в конструировании истребителей, ему предъявили обвинение в «участии в контрреволюционной вредительской организации», саботаже и срыве опытных работ. «Ночью 24 октября 1929 г. Н. Н. Поликарпов был арестован дома на Якиманке. После недолгого следствия его перевели в Бутырскую тюрьму и вскоре без суда приговорили к расстрелу». [4. С. 53.]
Ещё до начала войны Поликарповым были спроектирован И-180, однако из-за ряда дефектов, нужно отметить, что именно этот «супер-ишак» погубил Валерия Чкалова.
В 1939 Поликарповым был задуман новый самолёт И-185. Поликарпов ставил задачу с «дальним прицелом». По его мнению, истребитель должен был обладать высокими скоростью и скороподъёмностью во всём диапазоне высот, мощным вооружением, высокими характеристики вертикального и горизонтального манёвра, устойчивости и управляемости, производственной и эксплуатационной технологичностью. Несмотря, на качество этих самолётов в массовое производство они не пошли под предлогом сохранения линии производства.
Штурмовая авиация ВВС РККА в основе своём была представлена Ил-2 разработанным в ОКБ Ильюшина.
Ил-2 являлся отвечающим условиям ведения боевых действии в первый этап Великой Отечественной войны. Союз ввиду тяжелейших потерь нуждался в самолёте, который мог бы на низкой высоте атаковать противника и несмотря на полученные повреждения вернуться на аэродром. Этим самолётом и стал Ил-2.
Модификация 1940 сорокового года являлась одноместным самолётом с одним пилотом, без заднего стрелка. Учитывая, что самолёты Ильюшина в первые годы войны выполняли боевые задачи на линии соприкосновения без прикрытия истребительной авиации. Ил-2 называют «летающим танком», однако это обозначение верно только если «танк» был под прикрытием союзной авиации.
Мессершмитты E4 и E7 легко уничтожали советские штурмовики огнём из 20 мм пушек. Стратегия, выработанная пилотами люфтваффе вести огонь по хвостовому оперению Ил-2, обычно ломало рули высоты и направления на штурмовике после чего, начиналось неконтролируемое падение и соответственно уничтожение самолёта.
Малая скорость и манёвренность штурмовика не давали ему ни единой возможность оторваться или уйти из-под обстрела вражеского истребителя. Эти недостатки советская промышленность пыталась восполнить количеством выпускаемых машин. Ил-2 является самым массовым боевым самолётом. За весь период производства было выпущено более тридцати шести штук данных летательных аппаратов. «ОКБ им. С. В. Ильюшина своими разработками штурмовиков и бомбардировщиков внесло весомый вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне. Военно-воздушный флот страны в то время на 30 % состоял из штурмовиков Ил-10, Ил-2 и дальних бомбардировщиков Ил4». [11. С. 37.]
На Ил-2 могли устанавливать два ФАБ-250, или 200 ПТАБ 2,5, АО 2,5. Под крыльями устанавливали 8 ракет РС. Две пушки ШВАК 20 мм, два курсовых пулемёта ШКАС на одноместный, и турельный пулемёт ШКАС на двухместный самолёт.
Характеристики Ил-2:
Достоинства:
– хорошее бронирование самолёта защищала его (кроме радиатора) от критических попадании пулемётных патронов, а иногда и двадцатимиллиметровых пушечных снарядов, также позволяло действовать на низких высотах в относительной безопасности;
– тяжёлое курсовое вооружение в купе с ракетами позволяли после сброса бомб на втором заходе на цель атаковать бронированную технику противника;
– с помощью бомб ПТАБ ИЛ-2 мог накрыть целую колонну противника за один заход, что сокращало шанс повреждения или уничтожения машины, силами ПВО или истребителями противника;
– дешевизна производства, простота эксплуатаций и производства позволяли несмотря на потери и слабость советской авиационной промышленности позволяли оперативно восполнять потерянные самолёты.
Недостатки:
– тяжёлый вес ИЛ-2 серьёзно влиял на скорость машины, что делало невозможным отрыв даже от самых устарелых истребителей неприятеля;
– отсутствие турельного вооружения и невозможность его установления на первых модификациях в связке с отсутствием прикрытия дружественных истребителей становились лёгкой целью для Мессершмиттов;
– неспособность машины быстро набирать высоту заставляло её выполнять боевые задачи на низких высотах подставляя себя и прикрывающую группу в неудобное положение;
– слабая манёвренность не позволяли пилоту уйти из-под огня противника, двигающегося на крейсерской скорости, своевременно.
Основным пикирующим бомбардировщикам в рядах советских ВВС числился Пе-2, разработка данного самолёта началась ещё в 1938 году. Петляков вместе с другими осуждёнными в специальном КБ НКВД разрабатывали высотный истребитель с довольно высокой дальностью полёта, который мог бы и сопровождать бомбардировщиков. Ведь советские СБ-2 и ДБ-3 летали без должного сопровождения, важность которого была довольно скоро выявлена в Зимней войне, где советские бомбардировщики были абсолютно беззащитны против Fokker XXI и Fiat G.50, которые могли легко их нагнать и сбить без особого труда.
Уже на завершающей стадии проектировании Пе-2 известный тогда под наименованием самолёт «100» начали уделять больше внимания именно в превращение истребителя в пикирующий бомбардировщик, в Советском Союзе была острая нехватка данного типа самолётов. Петлякову было поручено переделать высотный истребитель в пикирующий бомбардировщик за полтора месяца!
Самолёт имел множество недостатков, невозможность выходить из пикирования в некоторых случаях, электропривод, который впервые начал устанавливаться на советские машины, что давало определённые преимущества, но также и требовало качественного технического обслуживания самолётов, однако это было не всегда возможно в зоне боевых действии, ведь даже на заводах собирались неисправные Пе-2, один из которых стал причиной смерти самого Петлякова. «На заводе N 22, находившемся тогда в Москве и выпускавшем пикирующий бомбардировщик ПЕ-2, ухудшилось качество приёмки из-за того, что отдельные группы оборудования приходилось принимать с неоконченным полностью монтажом……» [5. С. 221.]
«Пешка» несла тяжёлые потери впервые дни боёв, в которых она участвовала, в основном потери несли из-за отсутствия истребительного прикрытия и крайне капризного турельного пулемёта ШКАС, скорострельность которого лишь порывало другие недостатки данного оружия. Так, 5 июля 1941 года приступил к боевой работе 410-й БАП особого назначения, сформированный из летчиков-испытателей. Полк сразу же включился в сражение под Смоленском, потеряв за 23 суток боевой работы весь свой самолётный парк — 33 самолёта.
Основными целями Пе-2 были:
– железнодорожные станции и узлы;
– мосты, дороги;
– транспортные и военные корабли, подводные лодки (на Балтике, Чёрном Море, Тихом Океане);
– морские порты, причалы;
– колонны автотранспорта и бронетехники;
– полевые артиллерийские части, а также части дальнобойной артиллерии;
– аэродромы;
– склады боеприпасов, ГСМ;
– непосредственно позиции вражеских войск на передовой.
Одним из основных советских истребителей в годы Великой Отечественной войны был Як-1. Этот истребитель числился в когорте тех немногочисленных советских машин, которые могли на равных противостоять Мессершмидтам серии Фридрих в воздушном бою. «На высоте 5000 м Як-1 М-105ПФ имел явное преимущество как по максимальной скорости, так и по горизонтальной и вертикальной маневренности. Як-1 свободно догонял Me-109F, навязывая ему воздушный бой. Me-109F не мог занять выгодной позиции для атаки и вынужден был выходить из боя уходом вниз на меньшие высоты». [12. С.43.]
Тем самым Яки заставляли «Мессеров» спускаться на высоту 3000 метров, где характеристики самолётов были равными, а германские пилоты благодаря своей выучке и опыту воздушных боёв в Польше, Франции и в битве за Британию имели преимущество. Также не стоит забывать, что к началу войны на Восточном фронте в рядах советских ВВС стояли лишь 425, это был ещё не до конца освоенный самолёт. На высоте 1000 метров Bf 109F имел явное преимущество перед первым Яком, в вертикальных и горизонтальных манёврах, что делало встречу на данной высоте особо опасным для Як-1, выиграть бой в этой ситуации советский истребитель, мог одержать только в случае: неожиданной атаки на противника, при поддержке ведомого или ведущего, фронтальная атака на врага с высокой вероятностью быть сбитым, а также самый опасный манёвр-уход по вертикали, чтобы уравнять шансы на бой, где Bf 109F, мог его легко догнать и уничтожить.
Як-1 мог атаковать наземные цели противника с помощью бомб и ракет. В этом случае он выступал, как истребитель-бомбардировщик, который мог использовать две бомбы ФАБ-25 или ФАБ-100, а также шесть ракет РС-82, на все Як-1 устанавливалась пушка ШВАК, стрелявшая через ось винта, а также два курсовых пулемёта ШКАС. Однако, Як считали слабо вооружённым самолётом, нелестно о нём отзывался сам А. И. Покрышкин. Более поздний родственник Як-9, самый массовый советский самолёт в годы Великой Отечественной войны, который сменил Як-1 из-за появления Густавов и FW 190, сместившие перевес сил в пользу люфтваффе.
Одним из ключевых факторов, которые помогали советским лётчикам сражаться за превосходство в воздухе, был Ленд-лиз. «Всего в 1941 г. США и Англия передали СССР 750 самолетов (в том числе 5 бомбардировщиков), 501 танк и 8 зенитных орудий». [10. С. 36–37] Нужно отметить, что 750 самолётов это внушительная поддержка, учитывая, что у советской промышленности не хватало мощностей для производства и пятисот поршневых истребителей нового поколения, хотя и не сравнится с предоставленной США, Британской империи.
Советским войскам были переданы модели истребителей: Hurricane, Spitfire, P-40 Warhawk, P-39 Aerocobra. Аэрокобра была истребителем с нестандартным на тот период времени шасси с опорным колесом спереди, что уменьшало шансы аварии в момент торможения из-за смещения центра тяжести. На этом американском самолёте летал советский ас А. И. Покрышкин, сбивший на нём 59 машин противника. Аэрокобра имела привычку сваливаться в «плоский» штопор, однако после жалоб со стороны советских пилотов американские инженеры оперативно исправили данную проблему.
«Харрикейн» хотя и смог на некоторое время выйти в небо участвовать в боях над Кубанью и Сталинград не был оценён по достоинству пилотами. Самолёт, выигравший наряду со Спитфайрами «Битву за Британию» уже не мог сражаться с новыми моделями Мессершмиттов, и наряду с ЛаГГ-3, прозванного советскими лётчиками «Лакированный Гарантированный Гроб» получил схожее название. Иронично, что Харрикейны высоко ценившиеся в Королевских ВВС (RAF) стал летающим гробом, а Аэрокобры не получившие должного признания на Родине, заполучили его на Восточном фронте.
Литература:
- Андреевич М. Н. С. А. Лавочкин — конструктор самолётов. — Красноярск, 2017.
- Благих И. А. Ленд-лиз оружие победы? — СПБ., 2010.
- Иванов В. П., Морозова А. В. Н. Н. Поликарпов: вклад в развитие науки и техники. — Брянск, 2017.
- Иванов В. П., Морозова А. В. Н. Н. Поликарпов: жизнь, посвящённая небу. — Брянск, 2022.
- Кашапов А. Т. Гибель Петлякова. Хроника трагедии. — Казань, 1995.
- Кузьмин Ю. В. — Эволюция поршневых истребителей: применение кластерного анализа к истории техники. Часть 2. — М., 2021.
- Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка», ставшая ферзем. — М., 2007.
- Мухамеджанов И. Р. Воздушное противостояние на советско-германском фронте в начальный период Великой Отечественной войны через призму конкуренции конструкторов самолётов-истребителей. — М., 2022.
- Николаева Н. И., Николаев А. А. Патриотическое воспитание курсантов военного авиационного вуза на примере научного и трудового подвига советских авиаконструкторов в годы Великой Отечественной войны. Краснодар, 2017.
- Рыжков Н. И. Фактор ленд-лиза. — М., 2015.
- Сопова А. С., Копочинский А. К. История ОКБ им. С. В. Ильюшина. — Краснодар, 2016.
- Степанец А. Т. Истребители «Як» периода Великой Отечественной войны. — М., 1992.
- Федосов Е. А. Авиационная промышленность. — СПб., 2011.
- Харук А. И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М., 2012.
- Шабельник Н. В. Роль ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны: современные оценки. — СПБ., 2016.