Рациональное потребительское поведение студента в условиях экономического кризиса 2022 – … гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пшеничная, Е. А. Рациональное потребительское поведение студента в условиях экономического кризиса 2022 – … гг. / Е. А. Пшеничная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94179/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье рассказывается о нынешних кризисных явлениях: галопирующие темпы инфляции, антироссийские санкции 2022 года, снижение доходов населения. С этими проблемами приходится сталкиваться всем жителям Российской Федерации, включая студентов, жителей общежития, которые в большинстве своём не могут полностью опираться на свой доход, зависят от родителей. Этой части населения сложно контролировать расходы на продукты питания. Статья раскрывает понятие «рационального потребительского поведения», которое является ключом к решению данной проблемы.

Ключевые слова: инфляция, рост цен, студент, потребительская корзина, рациональное потребительское поведение.

Инфляция и рост цен в нашей стране неизбежно приводят к снижению доходов населения и падению уровня жизни людей. Наблюдающиеся сегодня кризисные явления на фоне антироссийских санкций в ходе событий 24 февраля 2022 года привели к резкому подорожанию практически всех видов товаров. По данным Росстата инфляция в России за период с 26 февраля по 4 марта 2022 года составила 2,22%, а годовая инфляция достигла 10,42%. [1]

В этих условиях рост цен в той или иной степени затронул каждого жителя нашей страны. Студенты, проживающие в общежитии, которых мы выбрали в качестве целевой аудитории в нашей исследовательской работе, оказались весьма уязвимой категорией потребителей. Они и до проявления кризисных явлений не обладали высоким уровнем доходов, в большей степени зависели от материальной помощи родителей, а в сложившихся условиях изменение цен может существенно сказаться на их уровне и качестве жизни.

Выходя на рынок, студент, как и любой потребитель, ставит перед собой цель максимально удовлетворить свои потребности, получив при этом наивысший уровень полезности от потребления блага. [2]

При этом потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги и многие другие факторы рыночной конъюнктуры.

Отсюда следует, что поведение потребителя в целом и потребителя-студента в частности должно быть рациональным.

Рациональное поведение потребителя – это поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ. Наиболее важным является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора. Полезность, в свою очередь, заключается в способности определённого блага удовлетворять человеческие потребности.

В ходе исследования мы провели опрос жителей общежития нашего колледжа, вследствие которого выяснили постоянный список продуктов потребительской корзины студента, сравнив его с потребительской корзиной трудоспособного населения на 2022 год. [3]

Таблица 1

Потребительская корзина студента, проживающего в общежитии

Наименование

Ед. изм.

Средний объем потребления студентом (в месяц)

Наименование

Ед. изм.

Средний объем потребления студентом (в месяц)

Рис

кг

0,5

Молоко и молокопродукты (йогурты)

кг

15

Другие крупы

кг

0,2

Масло растительное

кг

0,9

Хлеб и хлебобулочные изделия

кг

9

Яйца

штука

15

Макаронные изделия

кг

4

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг/пачка

0,3/4

Картофель

кг

5

Онигири

штука

12

Овощи

кг

5

Лапша быстрого приготовления

пачка (100гр)

12

Фрукты

кг

4

Сосиски

кг

2

Сахар и кондитерские изделия

кг

2

Полуфабрикаты

кг

4

Мясопродукты

кг

4

Соки, газированная вода и напитки

литр

7

Рыба и рыбопродукты

кг

1,2

В помощь студенту мы разработали памятку рационального поведения в условиях кризиса, советы в которой помогут смягчить ситуацию экономического кризиса. В нее вошли ниже представленные советы и рекомендации.

22 правила рационального поведения студента в условиях кризиса 2022

  1. Постарайтесь максимально рационализировать свои расходы. Для этого эффективно распределите их по двум категориям: обязательные - то, без чего нельзя обойтись и необязательные – это то, что хочется, но прожить без этого вполне можно.
  2. Прежде, чем пойти в магазин составьте список того, что действительно необходимо. Старайтесь избегать спонтанных покупок, чаще всего именно такие траты оказываются бесполезными, но при этом опустошают бюджет.
  3. Поешьте перед походом в магазин. Голод притупляет чувство меры: человеку кажется, что он готов съесть больше, чем может.
  4. Обращайте внимание на акции в супермаркетах. У большинства из них давно есть сайты, на которых регулярно обновляется информация, так что проверить цены займет всего несколько минут.
  5. Сравнивайте цены на товары в разных магазинах.
  6. Не берите товары, расположенные на «золотых полках», т.е. на уровне глаз.
  7. Не ходите в большой супермаркет за хлебом или молоком.
  8. Не покупайте еду в маленьких магазинах «у дома». Они делают ставку на расположение и часто повышают цены.
  9. Выбирайте продукты местного производства: мясо, рыбу, молочные продукты, овощи.
  10. Участвуйте только в тех акциях, которые интересны лично вам.
  11. Выделите для похода в магазин один или два дня в неделю (не чаще), чтобы не покупать лишние товары.
  12. Старайтесь рассчитываться наличными деньгами, с безналичными – легче расставаться.
  13. Узнайте, где находятся ближайшие недорогие рынки, лучше – стихийные, где торгуют приезжие из пригорода бабушки. Качество фруктов и овощей там часто лучше, чем в супермаркете, а некоторые продукты, например, молочные, можно найти дешевле.
  14. Торгуйтесь. Если уж попали на рынок, не стоит уходить, не выиграв хотя бы несколько рублей.
  15. Привезите еды из дома. Даже если живете далеко, консервации и варенья лишними никогда не будут.
  16. Выращивайте зелень. Некоторые культуры неприхотливы и прекрасно себя чувствуют в небольшом горшочке на подоконнике общежития. Укроп, петрушка, листовой салат и зеленый лук придадут вкуса супу, борщу, салату и другому домашнему блюду, а мяту можно добавлять в чай.
  17. Купите термокружку. Разовое приобретение сократит расходы на чай, кофе и другие горячие напитки, которые берете на вынос или в буфете университета.
  18. Пейте воду. Она лучше утоляет жажду, гораздо дешевле других напитков, не вредит организму. Кипяченую или фильтрованную воду можно брать с собой из дома: термос сохранит прохладу.
  19. Учитесь готовить. Домашняя еда полезнее и дешевле, чем поход в учреждения общепита. На занятия берите ланч боксы — перерывы слишком коротки, чтобы тратить время на очереди. Кафе и рестораны отложите для особых случаев: дня рождения или других праздников.
  20. Кооперируйтесь с друзьями. Если живете в общежитии, предложите соседям закупаться оптом, так будет дешевле.
  21. Скачайте приложение на телефон для отслеживания ваших расходов. Это поможет лучше их контролировать.
  22. Используйте приложение для приготовления блюд из того, что есть в холодильнике.

В условиях экономического кризиса изменяется структура потребления и поведения практически всех категорий граждан нашей страны. Студенты попали именно в ту категорию населения, чей номинальный доход остался неизменным, а инфляция и существенный рост цен тяжелым бременем легли на молодые плечи. В первую очередь молодые люди начинают экономить на продуктах питания. Рациональное потребительское поведение становится для них способом выживания в этих условиях и удовлетворением привычных потребностей.

Литература:

  1. Росстат обнародовал данные по росту цен на продукты и товары. – Текст: электронный РИА «Новый день»: [сайт]. – URL: https://newdaynews.ru/economy/752805.html
  2. Корчагин, Ю. А. Молодежь в системе потребительских отношений / Ю. А. Корчагин. – Текст: электронный // center-yf.ru: [сайт]. – URL: https://center-yf.ru/data/ip/molodezh-v-sisteme-potrebitelskih-otnosheniy.php
  3. Потребительская корзина на 2022 год. – Текст: электронный // bs-life.ru: [сайт]. – URL: https://center-yf.ru/data/ip/molodezh-v-sisteme-potrebitelskih-otnosheniy.php
Основные термины (генерируются автоматически): рост цен, магазин, поведение потребителя, потребительская корзина, потребительская корзина студента, потребление студентом, продукт питания, рациональное потребительское поведение, снижение доходов населения, студент, условие кризиса, экономический кризис.


Ключевые слова

студент, инфляция, рост цен, потребительская корзина, рациональное потребительское поведение

Похожие статьи

К вопросу о потребительской корзине: парадоксы и компромиссы

При нормативном методе расчетов минимальных потребительских бюджетов потребительская корзина определяется как набор товаров и услуг, нормативы потребления которых гарантируют минимально допустимый уровень жизни, не зависимый от колебания цен и спроса населения.

Анализ стоимости потребительской корзины | Статья в журнале...

В настоящее время потребительская корзина включает в себя совокупность так называемых, товаров первой необходимости: набор продуктов питания и непродовольственных товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Около 50 % от стоимости всей...

Особенности потребительского поведения студентов...

Ключевые слова: потребительское поведение, банковские услуги, рынок услуг, потребительское поведение студентов. В современной жизни практически каждый человек знаком с работой банков, и в определенной степени пользуется услугами в банковской сфере.

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

В условиях экономического кризиса сильно изменилась мотивация потребителей.

Ключевые слова: розничная торговля, кризис, розничные торговые сети, поведение...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на...

потребительская корзина, Россия, товар, рост цен, уровень...

Минимальный набор на экономическом языке называется «потребительская корзина».

В первую очередь в ней присутствуют продукты питания, составляющие почти 50 % ее

Поскольку рост цен не сопровождается повышением зарплат, то, вероятно, настоящая...

Сравнительный анализ цен на продуктовые товары в торговых...

Мы определили цену потребительской корзины (руб.) в торговых точках микрорайона «Телевышка». Мы видим, что цены на

Таким образом, цена потребительской корзины ниже в гипермаркете «Линия», а качество продуктов выше в сети магазинов «Магнит».

Исследование потребительского поведения | Статья в журнале...

Ключевые слова: потребление, теория потребительского поведения, структура потребления. Потребительское поведение изучает потребителей и процессы, через которые они проходят, в процессе выбора и использования продуктов или услуг. Поведение потребителей зависит от...

Доходы населения как основа формирования спроса на...

От количества доходов населения зависит не только уровень потребительского спроса, но и виды товаров и услуг, потребляемые населением. Чем выше доходы населения, тем выше спрос на нормальные товары (товары первой и второй необходимости, товары роскоши).

Влияние поведения потребителей на изменение стратегии...

Статья посвящена исследованию поведения VIP-покупателей российского сегмента на рынке роскоши в условиях экономического кризиса и изменению стратегии продаж компании с учетом этого фактора. Авторы уточняют суть «демонстративного поведения» как...

Похожие статьи

К вопросу о потребительской корзине: парадоксы и компромиссы

При нормативном методе расчетов минимальных потребительских бюджетов потребительская корзина определяется как набор товаров и услуг, нормативы потребления которых гарантируют минимально допустимый уровень жизни, не зависимый от колебания цен и спроса населения.

Анализ стоимости потребительской корзины | Статья в журнале...

В настоящее время потребительская корзина включает в себя совокупность так называемых, товаров первой необходимости: набор продуктов питания и непродовольственных товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Около 50 % от стоимости всей...

Особенности потребительского поведения студентов...

Ключевые слова: потребительское поведение, банковские услуги, рынок услуг, потребительское поведение студентов. В современной жизни практически каждый человек знаком с работой банков, и в определенной степени пользуется услугами в банковской сфере.

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

В условиях экономического кризиса сильно изменилась мотивация потребителей.

Ключевые слова: розничная торговля, кризис, розничные торговые сети, поведение...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на...

потребительская корзина, Россия, товар, рост цен, уровень...

Минимальный набор на экономическом языке называется «потребительская корзина».

В первую очередь в ней присутствуют продукты питания, составляющие почти 50 % ее

Поскольку рост цен не сопровождается повышением зарплат, то, вероятно, настоящая...

Сравнительный анализ цен на продуктовые товары в торговых...

Мы определили цену потребительской корзины (руб.) в торговых точках микрорайона «Телевышка». Мы видим, что цены на

Таким образом, цена потребительской корзины ниже в гипермаркете «Линия», а качество продуктов выше в сети магазинов «Магнит».

Исследование потребительского поведения | Статья в журнале...

Ключевые слова: потребление, теория потребительского поведения, структура потребления. Потребительское поведение изучает потребителей и процессы, через которые они проходят, в процессе выбора и использования продуктов или услуг. Поведение потребителей зависит от...

Доходы населения как основа формирования спроса на...

От количества доходов населения зависит не только уровень потребительского спроса, но и виды товаров и услуг, потребляемые населением. Чем выше доходы населения, тем выше спрос на нормальные товары (товары первой и второй необходимости, товары роскоши).

Влияние поведения потребителей на изменение стратегии...

Статья посвящена исследованию поведения VIP-покупателей российского сегмента на рынке роскоши в условиях экономического кризиса и изменению стратегии продаж компании с учетом этого фактора. Авторы уточняют суть «демонстративного поведения» как...

Задать вопрос