В статье рассматривается деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и практика данного вида надзора.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, законодательство, терроризм.
На сегодняшний день терроризм является одной из важнейших проблем как отдельных государств, так и всего мирового сообщества в целом. Нестабильная ситуация в некоторых регионах мира, формирование и активная деятельность террористических организаций, возникновение новых форм и методов осуществления террористической деятельности обусловливает необходимость серьезного противодействия данной угроза как в рамках конкретных государств, так и усилиями всего мирового сообщества в целом.
Говоря о терроризме необходимо дать определение данному понятию. Легальное определение понятия терроризм закреплено в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой, под терроризмом следует понимать идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [2].
Наряду с указанными выше нормативными актами немаловажную роль в области противодействия терроризму играет «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 г., в соответствии с которой, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [4].
Говоря о предмете прокурорского надзора в целом, важно разграничить данное понятие с другим понятием — объект прокурорского надзора. Проводить данное разграничение следует по нескольким аспектам.
Первым аспектом является необходимость рассмотрения понятия объект любой человеческой деятельности в целом, с дальнейшим переходом к пониманию понятия объект прокурорского надзора. Так, объект любой деятельности, осуществляемой человеком, можно определить, как определенное явление, которое реально или предположительно существует, на которое направлен интерес познающего субъекта.
Говоря об объекте прокурорского надзора в целом, необходимо обратиться к легальному определению Прокуратуры Российской Федерации, закрепленному в ч.1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [1].
Рассмотрев данное определение, приходим к выводу, что надзорная деятельность органов прокуратуры направлена на урегулированную нормами права деятельность поднадзорных субъектов, связанная с соблюдением или исполнением ими определенных обязанностей.
Таким образом, под объектом прокурорского надзора в целом следует понимать деятельность поднадзорных органам прокуратуры субъектов, которая связана с осуществлением ими возложенных обязанностей.
В качестве второго аспекта разграничения понятий предмет и объект прокурорского надзора в целом является установление соотношения данных понятий как части и целого, а именно: предмет надзора является частью объекта прокурорского надзора, отражающий отдельные свойства и признаки объекта. В качестве такого свойства в литературе приводится законность, но не законность как таковая, а именно — обеспечение законности поднадзорными органам прокуратуры субъектами.
На основании всего вышеуказанного, можно прийти к выводу, что под предметом прокурорского надзора является обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности поднадзорных ей субъектов, реализующих возложенные на обязанности.
Определив содержание понятия предмет прокурорского надзора в целом, представляется возможным определить непосредственно предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, который представляет собой комплексное понятие, включающее в себя несколько составных элементов, таких как:
1) обеспечение исполнения поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму;
2) обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации о противодействии терроризму правовых актов, выносимых поднадзорными субъектами;
3) обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, вытекающих из законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму.
Однако данное определение предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму является общим и может быть с учетом специфики общественных отношений, в отношении которых осуществляется надзор, а также иных критериев уточнено и дополнено. Так, если мы обратимся к работе В. В. Меркурьева и С. В. Борисова, то они определяют предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму через три указанных выше элемента, дополняя содержание данного понятия вопросами, касающимися противодействия терроризму в рамках межнациональных отношений.
Как можно заметить за последние три года проявляется тенденция к увеличению количества выявленных преступлений террористической направленности. Несмотря на сокращение количества таких преступлений, совершенных за 2018 год по сравнению с 2017 годом (с 1871 преступления до 1679 преступлений) в целом, количество зарегистрированных преступлений террористического характера остается высоким, а в 2019 и 2020 годах отмечается рост количества таких преступлений.
Говоря о конкретных мерах прокурорского реагирования, то наибольший и постоянны прирост за последние три года составили представления, остальные же меры, такие как: направление исков, заявлений в суд, внесение представлений, привлечение к дисциплинарной ответственности лиц демонстрировали либо снижение и последующий рост с абсолютным максимумом за последние три года в 2020 году, либо снижение, переходящее в рост с последующим в 2020 году снижением общего количества относительно предыдущих двух лет.
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию данного вида прокурорского надзора, а именно:
— совершенствование методического и тактического обеспечения деятельности органов прокуратуры, ввиду того, что та или иная методика или тактика в зависимости от уровня ее проработанности, позволяя выбрать наиболее приемлемый вариант деятельности органов прокуратуры, исходя из многопланового комплекса субъективных и объективных факторов, влияющих на состояние законности и практику прокурорского надзора.
— усиление надзора за деятельностью религиозных и общественных организаций
— закрепление в законодательных и иных нормативных актах правовых положений, касающихся понятия терроризма, его сущности и содержания, что может оказать позитивное влияние на качество надзорной деятельности органов прокуратуры за исполнением законодательства в данной сфере и на состояние законности в целом.
Литература:
- О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202–1: (ред. от 11 июня. 2022 г.) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/
- О противодействии терроризму: федер. закон от 06 марта 2006 г. № 35 — ФЗ: (ред. от 26 мая 2021 г.) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
- Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму: приказ Генпрокуратуры РФ от 17 мая 2018 г. № 295 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303846/
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 05.10.2009 г. // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779/
- Гаджиев Р. И. Содержание прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму // интеллектуальный капитал и инновационное развитие общества, науки и образования: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф., Пенза — 2019. — С. 224–226. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41359128
- Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров. — М., 2013. — 476 с — URL: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/639D94C9-D89C-4D55–8E32–6AC282391E02.pdf
- Зеленков М. Ю. Экстремизм в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века. // Политико-правовой аспект: монография — М.: ЮНИТИ‑ДАНА: Закон и право — 2018. — С. 119 — URL: https://zelenkov.ucoz.ru/index/nauchnye_trudy/0–8
- Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации — URL: http://crimestat.ru/
- Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2020 г. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=58866781
- Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2019 г. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=50371756
- Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=1756140
- Борисов С. В. Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности: дис.... канд. юрид. наук/ С. В. Борисов. — М., 2011–148 с.
- О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 21.01.2020 г. (в ред. от 20.11.2020) № 21 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. — М., 2021 — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.