Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 14.07.2022

Статья просмотрена: 544 раза

Библиографическое описание:

Гарнова, Ю. Б. Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова / Ю. Б. Гарнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93985/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Ключевые слова: М. А. Булгаков, художник, творчество, творческая личность, герой-художник, концепция личности.

Проблемы творческого процесса художника поднимались во многих произведениях Михаила Афанасьевича Булгакова. Писатель настойчиво искал, какое место занимает художник в мире, насколько значим его труд для окружающих, его самого. Писатель обращался к различным идеям, придал образу художника яркие черты.

Автор нередко наделял героев-интеллигентов, близких ему, рассказчиков иронией в повествовании. Зачастую, чтобы проанализировать героя, необходимо вникнуть в контекст, обусловленный жизнью автора, его воззрениями на окружающую действительность.

Михаил Булгаков представляет творческую личность в прозе в двух аспектах: герой-художник (литератор в ранних рассказах, Мастер из «Мастера и Маргариты», Максудов «Записках покойника») и героя-интеллигента (профессоры в повестях 1920-х гг.). Образы героев-художников неотделимы от творческого процесса, в то время как образ профессора Преображенского объединил в себе творческое и рациональное.

Определение «творческой личности» в науке трактуется неоднозначно. Психиатры, физиологи, социологи считают творцом любого человека, способного создавать новое, творчество, таким образом, — обязательная составляющая любого человека. Философы со времени античности и до нашего времени (Аристотель, Сенека, Гегель, Сартр) рассматривают вопрос с точки зрения историко-культурного подхода. В XX веке объединяются понятия сознания и бытия, появляется отдельное направление — философия творчества.

Михаил Булгаков определяется с основными качествами творческой личности в 1920-х годах, которыми становятся: внутренняя свобода, иррациональное начало, верность призванию, жертвенность, страдание. Художники, созданные автором в произведениях, часто бывают не поняты, одиноки, склонны к самоанализу, часто оказываются перед нравственным выбором.

Созданные образы творческой личности в прозаических произведениях Михаила Булгакова меняются от образа интеллигента в произведениях 1920-х годов до изображения художника, наиболее полно описанного в 1930-х годах в романе «Мастер и Маргарита», где герой взаимодействует не только с властью и обществом, но и с окружающей действительностью, потусторонними силами, которые подчёркивают иррациональность творческого процесса, создают метатекст.

Михаил Булгаков наделяет героев внутренней речью, расширяет их эмоциональную сферу, включается в эмоционально-ценностное отношение персонажей к миру. Помогают в изображении героев зеркальность и сновидения: так удается подчеркнуть иррациональную сторону творческого процесса, его связь с бессознательным, иной реальностью. В тоже время зеркальность и сновидение позволяет показать многомерным и неоднозначным внутренний мир героев.

В творческом наследии Михаила Булгакова можно проследить активный поиск концепции творческой личности. Эта острая и личная проблема для писателя отражена в его дневниках и письмах. Исследователь творчества писателя М. О. Чудакова отмечает, что alter-ego Михаила Булгакова: «Это — творящая (либо наделенная скрытым от читателя, но подразумеваемым талантом) личность перед лицом тяжелых или даже губительных обстоятельств, — «юный врач», безымянный, подспудно уверенный в своем таланте герой «Записок на манжетах», получающий продолжение в герое-повествователе московских очерков, хроник и рассказов (именно в этом самом раннем из известных сочинений зарождается мотив неузнанности [курсив М. О. Чудаковой] героя-творца), Максудов, занятый только творчеством и окруженный «чернью» — завистниками и эгоистами» [1].

Уже в начале 1920-х ходов Михаил Булгаков представляет себя исключительно писателем, поэтому основой концепции творца становится стремление писать, независимо от обстоятельств. Поэтому и герои-интеллигенты его произведений остаются верными призванию. Начав карьеру литератора, Булгаков предпочитает рассказывать от лица повествователя, который близок создателю произведения, опираясь на автобиографичность, предпочитает жанры записок или дневника. Автор наделяет героев своей болезненностью, иронией, мучительным стремлением творить. Такими становятся рассказчик из «Записок на манжетах», Максудов из «Записок покойника».

Автобиографические черты прослеживаются и у Мольера из «Жизни господина де Мольера». Особенности творческого процесса Михаила Булгакова тесно связаны со спецификой его художественного метода, в котором тонко смешивается фантастика с обыденность. Именно фантастика позволяет преодолеть конфликт между внутренним миром и окружающей действительностью художника.

Образ творца в романах Булгакова отражает его понимание призвания, творческого процесса. Художник, созданный писателем, с одной стороны верит в божественную силу таланта, с другой — преломляет абсурдность действительности. В 1920-е годы творцы в прозаических произведениях писателя представлены индивидуальными чертами художника, в 1930 автор обращен к типологическим чертам творца. Творческие герои Булгакова — усталые, одинокие, склонны к самоиронии, способны осознать происходящее и точно его оценить. Герои-художники часто стоят перед необходимостью сделать творческий выбор, необходимость эта зачастую связана с кризисом, переживание которого может быть завершено по-разному: от перемены целей до гибели. Внутренний мир художника опирается на необходимость осознать прошлое, сравнить его с настоящим. А, значит, рефлексия становится результатом влияния действительности на внутренний мир. В «Жизни господина де Мольера» рассказчик связывает прошлое с настоящим, этот образ тесно связан с Михаилом Булгаковым.

Писатель в своих произведениях, созданных в 1920-х годах, изображает литератора, уставшего от несвободы и жизни впроголодь, отмечает отношение героя к окружающим людям. Например, рассказчик из повести «Тайному другу», которая не была дописана, говорит о ненависти к женщине, оказавшейся соседкой по коммуналке: «послышалось хриплое покашливание бабки Семеновны, женщины ненавидимой мною всей душой за то, что она истязала своего сына, двенадцатилетнего Шурку И сейчас даже, когда со времени этой ночи прошло шесть лет, я ненавижу ее по-прежнему» [2] К слову, булгаковеды считают эту повесть черновиком к «Запискам покойника».

В произведениях, созданных в 1930-х годах, внутренний мир интеллигента сосредотачивается на эмоциях и переживаниях. Такое отношение к миру обусловлено пониманием своего бессилия перед обстоятельствами, которые могут разрушить. Так, Мастер и Максудов, осознавая, что не смогут бороться с обществом, выбирают одиночество. Герои-интеллигенты теряют всё, но пытаются сохранить свой внутренний мир в творчестве, однако любая деятельность ограничивается новой действительностью. Герои Булгакова воспринимают как жизненную трагедию вмешательство в творческий процесс, начинают искать спасение в прошлом.

Максудов пишет пьесу «Чёрный снег», описывая пережитые в революцию события, а Мастер создает роман о Понтии Пилате. Поэтому одно из важнейших качеств внутреннего мира творцов становится память как одна из самых ценных категорий, которая определяет место героя во времени и пространстве. Таким образом, Булгаков создает образ героя, склонного к рефлексии, обращенного к осознанию прошлого, сравнивая его с настоящим, а рефлексия произрастает из влияния действительности на внутренний мир художника. Внутренний мир творца у Булгакова создается в соответствии с внутренними установками. Автор при этом не равен герою, который в своём художественном мире оказывается более отчаявшимся и усталым.

И в «Записках на манжетах», и в «Записках покойника», «Жизни господина да Мольера», «Мастере и Маргарите» сознание писателя включено в процесс создания всех творцов, этот процесс связан со значимостью персонажа в картине произведения, творчества писателя. Эстетическая значимость внутреннего мира определена особенной ценностной обусловленностью процесса создания, в основе которой — концепция творческой личности писателя. Авторским сознанием смоделирован внутренний мир героев. В произведениях, созданных М А Булгаковым «чужое» и авторское тесно связаны, автор наделяет героя частью своей биографии, эмоциями, размышлениями, переживаниями. В творчестве 1920-х годов взаимосвязь между героем и автором более явная, в «Мастере и Маргарите», «Жизни господина да Мольера» рассказчик более вовлечен в события, менее сосредоточен на личных переживаниях. А, значит, все произведения Михаила Булгакова, посвященные проблеме творчества, демонстрируют связь художника с внутренним миром автора.

Современные литературоведы единодушно отмечают, что стиль писателя Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой смешение фантастики с обыденностью. Евгений Замятин считал художественным методом писателя «фантастику, корнями врастающую в быт». Таким образом, можно предположить, что это определение близко к определению «неореализма», которое предполагает сочетание быта и фантастики по мнению исследователя A. B. Воронского [3]. В произведениях Булгакова, сохранивших актуальность и сегодня, присутствуют и социалистический реализм, и исповедальность, и языковые эксперименты, абсурдизм. Это восприятие действительности определено не только выбранным методом, но и тем, как реализуется в них образ творческой личности, в котором есть и личное, биографическое.

Литература:

  1. Чудакова М.О. О поэтике Михаила Булгакова [Текст] // Новые работы 2003- 2006 — М Время,2007 — С 260.
  2. Булгаков М. А. Собрание сочинений в 8 т [Текст] — СПб Азбукаклассика, 2002 Т 1 С 387
  3. Воронский А. Искусство как познание жизни и современность // Критика 1917–1932 гг. М., 2003 — с.73
Основные термины (генерируются автоматически): творческая личность, творческий процесс, внутренний мир, Жизнь господина, произведение, автор, герой, внутренний мир героев, внутренний мир художника, процесс создания.


Ключевые слова

творчество, творческая личность, М. А. Булгаков, художник, герой-художник, концепция личности

Похожие статьи

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Образ женщины у А. П. Чехова

Статья посвящена раскрытию женских образов в работах А. П. Чехова, их роли в его произведениях, выражению в творчестве писателя.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless»

Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Идиостилевые особенности художественных текстов М. А. Шолохова

Данная статья посвящена художественному миру М. А. Шолохова, который представляется глубоко выразительным психологизмом, пропитывающим всю художественную систему, моделированию идиостиля автора на основании анализа лексики, часто встречающейся в его ...

Проблема корреляции научного и художественного отражения жизни в исторической романистике И. Билыка

В статье исследуются различные аспекты интерпретации исторических событий в прозе И. Билыка; изучается проблема корреляции научного отражения действительности и художественного домысла; определяются авторские особенности создания портретов литературн...

Мир вещей в художественном произведении

В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.

Похожие статьи

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Образ женщины у А. П. Чехова

Статья посвящена раскрытию женских образов в работах А. П. Чехова, их роли в его произведениях, выражению в творчестве писателя.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless»

Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Идиостилевые особенности художественных текстов М. А. Шолохова

Данная статья посвящена художественному миру М. А. Шолохова, который представляется глубоко выразительным психологизмом, пропитывающим всю художественную систему, моделированию идиостиля автора на основании анализа лексики, часто встречающейся в его ...

Проблема корреляции научного и художественного отражения жизни в исторической романистике И. Билыка

В статье исследуются различные аспекты интерпретации исторических событий в прозе И. Билыка; изучается проблема корреляции научного отражения действительности и художественного домысла; определяются авторские особенности создания портретов литературн...

Мир вещей в художественном произведении

В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.

Задать вопрос