Статья посвящена изучению высших учебных заведений как акторов публичной дипломатии. Автор уделяет большое внимание такому феномену как сотрудничество университетов, находящихся в разных странах. Также автор статьи анализирует, как политические процессы, которые протекают на международной арене, влияют на заключение партнёрских соглашений между вузами.
Ключевые слова: публичная дипломатия, университет, сотрудничество вузов, государство, международные отношения.
В 1965 году декан Флетчерской Школы дипломатии и права при Университете Тафта Эдмунд Галлион ввел в оборот термин «публичная дипломатия». Согласно Галлиону, данный термин включает в себя «программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах» [1]. Исходя из определения Эдмунда Галлиона, можно прийти к выводу, что главная цель публичной дипломатии заключается в привлечении общества другой страны к культурным и общественно-политическим ценностям того или иного государства.
В современной мировой политике акторами публичной дипломатии выступают не только государства, но и неправительственные организации. Так, транснациональные корпорации, средства массовой информации, университеты играют важную роль в реализации публичной дипломатии. Главной целью акторов является участие в «межкультурном, межкоммуникационном обмене, который оказывает влияние на международные отношения в рамках отношений двух или более государств» [2].
В данной статье будут изучены высшие учебные заведения как акторы публичной дипломатии.
Традиционно университеты являются инструментами, с помощью которых государства налаживают контакты и развивают отношения. Высшие учебные заведения (вузы) являются мостами между правительствами стран. Это обуславливается тем, что руководители государства активно ведут сотрудничество с университетами, которые находятся в стране, с которой государство хочет укрепить дипломатические отношения.
Например, одной из главных целей российского руководства является развитие отношений со странами СНГ, а также со странами Ближнего Востока, Азии и Африки. С помощью сферы образования Россия достигает данной цели.
Так, 11 июня 2009 года в Москве было подписано Соглашение о создании Сетевого университета Содружества Независимых Государств. Сетевой университет СНГ подразумевает равноправное сотрудничество высших учебных заведений Содружества в сфере высшего образования, осуществляемое в формате Консорциума образовательных организаций [3]. В состав Консорциума входят 38 ведущих университетов из 9 государств-участников СНГ, а именно Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины [4]. С помощью данного проекта происходит укрепление и развитие межкультурного диалога, а также сохранение культуры, языков, исторических и национальных традиций народов СНГ [5].
Таким образом, высшие учебные заведения являются полем, где происходит укрепление контактов между государствами, а также улучшение имиджа страны в регионе, в котором находится университет-партнер.
Еще одним примером, подтверждающим то, что университеты выступают площадкой, на которой главы государств выстраивают отношения, является сотрудничество университетов России и Исламской Республики Иран.
По заявлению Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова, «в последние годы сотрудничество между Россией и Ираном в образовательной сфере развивается особенно интенсивно во многом благодаря атмосфере взаимопонимания и доверия в отношениях с иранскими коллегами» [6]. Также Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Исламской Республике Иран Леван Джагарян сказал: «Мы придаем особое значение сотрудничеству в научно-образовательной сфере, которое развивается также успешно, как и многостороннее взаимовыгодное российско-иранское стратегическое партнерство в политической, экономической и гуманитарных областях» [7].
Таким образом, векторы международного сотрудничества высших учебных заведений напрямую зависят от приоритетов государства во внешней политике. Университеты являются проводниками, с помощью которых страна укрепляет свои позиции и развивает дипломатические отношения с государством, на территории которого находится университет-партнер.
Стоит отметить, что также посредством развития партнерских отношений с иностранными университетами государство привлекает общество другой страны к своему культурному наследию, что является главной целью публичной дипломатии.
Так, с 2017 года действует Единая дорожная карта по работе в сфере поддержки и продвижения русского языка в Иране, разработанная Россотрудничеством и согласованная с Министерством образования и науки России и Министерством иностранных дел России [8]. Благодаря данному проекту, происходит популяризация русского языка на Ближнем Востоке, что, безусловно, положительно влияет на имидж нашей страны. Тем самым можно прийти к заключению, что сфера образования, а следовательно и университет, является актором публичной дипломатии.
Суммируя все вышесказанное можно прийти к выводу, что заключение сотрудничества с университетами — это первый шаг для государства на пути к укреплению и развитию отношений со страной, на территории которой находится университет-партнер. Благодаря международному сотрудничеству высших учебных заведений, государство имеет возможность вести диалог с руководителями страны, и тем самым развивать дипломатические отношения.
Более того, посредством международного сотрудничества вузов происходит повышение авторитета страны в регионе, в котором находится университет-партнер. Это обуславливается тем, что происходит популяризация культуры страны, которую представляет иностранный вуз-партнер. Следовательно, можно смело заявить, что университеты являются акторами публичной дипломатии, так как играют важную роль в развитии отношений между государствами.
Литература:
- Чихарев И. А., Столетов О. В. Университеты как субъекты публичной дипломатии // Журнал Alma Mater. 2014. № 12. С. 519.
- Лебедева О. В. Особенности института публичной дипломатии в России // Журнал Международная жизнь. 2015. № 6. С. 42.
- Сетевой университет Содружества Независимых Государств. // Сайт Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс] URL: https://e-cis.info/cooperation/3063/78389/ (дата обращения: 28.06.22).
- Сетевой университет Содружества Независимых Государств. // Сайт Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс] URL: https://e-cis.info/cooperation/3063/78389/ (дата обращения: 28.06.22).
- Сетевой университет Содружества Независимых Государств. // Сайт Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс] URL: https://e-cis.info/cooperation/3063/78389/ (дата обращения: 28.06.22).
- Валерий Фальков: количество иранских студентов в российских вузах растет. // Сайт Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс] URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21518 (дата обращения: 29.06.22).
- Валерий Фальков: количество иранских студентов в российских вузах растет. // Сайт Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс] URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21518 (дата обращения: 29.06.22).