Изучение правил дорожного движения с использованием лего-конструирования с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 04.07.2022

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Петропольская, И. Л. Изучение правил дорожного движения с использованием лего-конструирования с детьми дошкольного возраста / И. Л. Петропольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 245-246. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93683/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность введения ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс способствует созданию насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Ключевые слова: конструирование, ПДД, технологии.

Современное общество активно обсуждает проблему безопасности детей на дорогах. Многолетние усилия педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию системы наборов LEGO, которая нашла широкое применение во всем мире и в образовательной системе в том числе.

Конструктор ЛЕГО является уникальным явлением в мире игр детей, позволяющим всем общаться на одном языке — языке игры. Самой большой его ценностью является то, что он дает ребёнку возможность не только собрать игрушку, но и играть с нею, видоизменяя и преобразуя её, исходя из собственного замысла или необходимости дополнения игровой обстановки.

Конструирование начинается с постепенного знакомства с конструктором LEGO: цвета и формы фигурок, рассмотрения деталей, первых попыток построить предметы по своему усмотрению.

Работа по изучению правил дорожного движения и дорожной азбуки с помощью конструкторов «LEGO» в детском саду проходим с детьми разного возраста. Вот примерный перечень тем, которые можно изучить, используя LEGO –конструирование:

– «Мы маленькие пешеходы»

– «Шагай осторожно»

– «Найди пешеходов нарушителей»

– «Мы на улицах города»

– «По пути в детский сад»

На начальном этапе дошкольники в младшей группе учились работать с конструктором, а затем произошел постепенный переход к основному этапу знакомства с дорожной азбукой. Дети конструировали светофор, дорогу, элементарные автомобили. Знакомство со светофором следует начать с изучения основных цветов: красный, желтый и зеленый. Через игры «Зажги свой огонёк», «Весёлый светофор» (создавали модель светофора по образцу). Дошкольники усваивают необходимую терминологию, связанную с названием деталей и местом их расположения, осваивают механизм соединения деталей. Воспитанники познакомятся со светофором, его видами, усвоили правила безопасного перехода улицы. Также, знакомясь с различным видом транспорта, дети узнали многие профессии людей, работающих на данном транспорте (экскаваторщик, тракторист, таксист, водитель автобуса и т. д.).

Таим образом, использование LEGO-конструирования решало задачи развивающего и познавательного характера.

Полученные знания можно закрепить стихотворениями, относящимися к данной теме.

У светофора

У дороги светофор,

Мне знаком он с давних пор.

Свет зеленый он включил,

Я не сразу поспешил.

Нет машин ли на пути?

Путь открыт — могу идти.

Одна из первых тем по изучению ПДД с помощью LEGO — конструирования — это «Пешеходный переход». С детьми строятся дорожки для пешеходов и автомобилей. Происходит знакомство с цветами «белый» и «черный», с понятиями «узкая дорога — широкая дорога», рассматриваются правила поведения пешеходов на дорогах:

– нельзя перебегать через дорогу;

– в начале пути надо посмотреть налево и направо, а затем начинать переход.

Следующий период охватывал возрастную категорию дошкольников средней группы. В этот этап работы дети знакомятся с конструктором LEGO DUPLO, с его основными деталями, способами скрепления кирпичиков. Конструирование по условиям , как правило, обрамляется игровой ситуацией и предполагает создание знакомых ребёнку конструкций с учётом игровых требований (размер, ширина, высота), например, чтобы по мосту мог проехать автомобиль и т. д.

С помощью LEGO — человечков можно проигрывать ситуации «Грамотный пешеход», «Переходим правильно». Повторять правила движения пешехода по тротуару через игру «Дальняя сторона».

Свободное экспериментирование со строительным материалом позволяет развивать творческие и игровые способности воспитанников.

Кроме того, обучение навыкам конструирования является первым шагом в профессиональной ориентации дошкольников.

Работа с конструктором LEGO «Спасательная техника» знакомит детей с автомобилями экстренных служб: полиция, скорая помощь и пожарная машина. С каждым видом транспорта следует знакомиться отдельно. При изучении полицейских автомобилей можно построить с детьми полицейский участок, автостоянку для полицейского транспорта. Так нестандартно можно познакомиться с профессией полицейского.

Следующий этап охватывает возрастную категорию дошкольников старшей группы. Самым сложным видом, опирающимся на освоение знаковой функции мышления, является конструирование по замыслу. Оно предполагает наличие у ребёнка представлений о создаваемой постройке, плана её создания, а также знаний о приёмах и материалах, с помощью которых их можно сделать, и т. д. Считается, что этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребёнка

Дети учатся простейшим основам механики (устойчивость конструкций, прочность соединения). Различать виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей. Закрепляют понятия: «Будь заметным на дороге», «Светоотражающие элементы». С помощью игры «Я внимательный пешеход» повторить правила перехода через дорогу: не бежать, не метаться по дороге и не замирать на месте.

Вся работа по формированию знаний ПДД у детей с применением LEGO-конструирования позволяет исключить перенос учебно-дисциплинарной модели образования; перейти на новые технологии в работе с дошкольниками; сформировать понимание значимости соблюдения правил дорожного движения; расширить представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; закрепить навыки адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыки личной безопасности; способствовать возникновению ощущения социальной безопасности и эмоционального комфорта.

Дети с удовольствием изучают детали конструктора, знакомятся со схемами, а также с различными способами соединения деталей в конструкцию. Были просмотрены LEGO-мультфильмы, обучающие презентации и видеоролики. Воспитанники решали проблемные ситуации, отгадывали загадки, рассуждали, а также слушали тематические истории и рассказы. По завершению конструктивной деятельности дети обыгрывали постройки и конструкции, придумывали сюжеты, моделировали ситуации.

Таким образом, изучение правил дорожного движения с использованием LEGO — технологий позволяет познавать материал в нестандартной форме: через игру, через развитие творческого мышления детей. Использование конструирования развивает у ребят наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость и усидчивость. А эти свойства так необходимы сегодня для освоения основ безопасной жизнедеятельности.

Литература:

  1. Емельянова И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2016. — 131 с.
  2. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta // Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. — М., 2017. — 37 с.
  3. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 1. — С. 52–54.
  4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 243 с.
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, дорожное движение, ребенок, дорога, DUPLO, возрастная категория дошкольников, детский сад, дорожная азбука, изучение правил, конструирование.


Похожие статьи

Компьютерные технологии как средство художественно-эстетического развития обучающихся

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием во внеурочной деятельности обучающихся музыкально-компьютерных технологий. Применение программы GarageBand во внеурочной деятельности может стать основой для формирования художественного вк...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...

Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления

Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педаг...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской среде

Статья посвящена анализу результатов научно-исследовательской практики в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, с целью изучения готовности школьников к применению знаний в области безопасности на практике, к проектированию модели личного безопа...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Использование образовательных событий с детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах

Событийный подход к построению образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста позволяет использовать образовательные события как эффективную форму формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Похожие статьи

Компьютерные технологии как средство художественно-эстетического развития обучающихся

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием во внеурочной деятельности обучающихся музыкально-компьютерных технологий. Применение программы GarageBand во внеурочной деятельности может стать основой для формирования художественного вк...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...

Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления

Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педаг...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской среде

Статья посвящена анализу результатов научно-исследовательской практики в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, с целью изучения готовности школьников к применению знаний в области безопасности на практике, к проектированию модели личного безопа...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Использование образовательных событий с детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах

Событийный подход к построению образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста позволяет использовать образовательные события как эффективную форму формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Задать вопрос