В статье автор пытается дать экономического обоснование организации деятельности учебного профессионального центра мужских парикмахеров на базе действующего барбершопа в г. Нур-Султан. Предполагается создание нового вида деятельности с позиций теории менеджмента качества и разработка плана внедрения изменений.
Ключевые слова: парикмахерские услуги, барбер, барбершоп, барберинг, учебный центр.
В последние десятилетие у населения Казахстана наблюдается все большее стремление к изменению качества жизни через совершенствование внешнего вида. Важно отметить, что рынок бьюти-услуг имеет не только коммерческую важность, но и обладает социальной значимостью, так как улучшение внешности многие потребители связывают как с личной удовлетворенностью своим видом, так и с возможностью расширения социальных контактов (в бизнесе, в личной жизни).
Парикмахерское обслуживание является одним из самых массовых в сфере услуг. Благодаря постоянному спросу и увеличивающемуся количеству предприятий, данный рынок занимает одну из ведущих позиций в сфере бытового обслуживания населения. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан парикмахерские услуги входят в пятерку наиболее крупных сегментов бытовых услуг. И г. Нур-Султан занимает второе место среди регионов РК (после г. Алматы) по объемам парикмахерских услуг [1].
Успешным вариантом сегментации является дифференциация бьюти-организаций по полу клиентов и структуре услуг. Типичным примером такой сегментации являются барбершопы. Барбершоп, barbershop, BARBER SHOP (название происходит от слова барба — борода, в переводе с англ. означает «парикмахерская») — чисто мужское заведение, где представители сильной половины человечества могут подстричься, побриться и, иногда, получить прочие бьюти-услуги. Обслуживают клиентов в барбершопах — барберы — мастера с высоким уровнем профессионализма, чувством стиля, умением общаться [2].
С точки зрения потребителя такая дифференциация также полезна ввиду определённых стереотипов (применительно к барбершопам) [3]:
— в обычных парикмахерских мало выбора причесок для мужчин;
— атмосфера обычных парикмахерских многим мужчинам не нравится;
— мнение о недостаточной квалификации мастеров обычной парикмахерской для мужских причесок и стрижки бороды.
Это является фактическим подтверждением того, что формат барбершопов более предпочтителен для мужской аудитории, так как там мастера-парикмахеры имеют узкоспециальные компетенции для проведения мужских стрижек, моделирования бороды и усов; персонал и оформление салона ориентированы на мужскую аудиторию.
Главным и принципиальным отличием проекта от ранее разрабатываемого и реализуемого в Нур-Султане в части салонного бизнеса и оказания сопутствующих услуг является то, что предполагается создать не просто тривиальную школу парикмахеров, а создать и развить полноценный бренд, ориентированный на предоставление высококачественных услуг по обучению барберингу, включая выдачу сертификатов, организацию конкурсов. Клиентами Школы являются как частные люди, желающие получить специальность барбера, так и барбершопы, направляющие своих мастеров на обучение и повышение квалификации.
В г. Нур-Султане сложилась ситуация роста рынка барберинга при нехватке школ для барберов. В связи с этим проекты таких школ представляются перспективными.
Предполагается создание учебного центра на базе действующего барбершопа Центр «Barber Shop» в г. Нур-Султане.
Конкуренция в области обучения является низкой ввиду недостаточно развитого спектра предоставляемых услуг, а также недостаточного уровня профессионализма специалистов. Учитывая конкурентные преимущества Центра «Barber Shop» (акцент на обучении профессионалов и дальнейшем их трудоустройстве, широкий выбор мужских услуг, система бонусов и скидок), конкурентное влияние остальных участников рынка можно оценить в целом как среднее.
Компания Центр «Barber Shop» предполагает организовать деятельность учебного профессионального центра мужских парикмахеров на своей базе. Предполагается, что данное решение увеличит продажи компании, долю на рынке и укрепит деловую репутацию.
На основании комплексного стратегического анализа среды Центр «Barber Shop», выходящего на рынок с новой услугой, разработаны ключевые направления организации деятельности учебного профессионального центра мужских парикмахеров на базе действующего барбершопа в г. Нур-Султан [4]:
1) Стратегия фокусирования на дифференциации.
2) Изменения в орг. структуре: введение ответственных за качество, брендинг и PR.
3) Необходимость скорейшего выхода на рынок для того, чтобы воспользоваться благоприятной рыночной обстановкой. Финансовая модель организации бизнеса с привлечением кредитных ресурсов и дисконтированным расчетом эффективности.
4) Программа мотивации персонала.
5) Развитие Интернет-канала коммуникаций.
6) Программа развития брендинга и повышения известности.
7) Программа лояльности клиентов.
8) Организация добровольной сертификации, проведение конкурсов для барберов с выдачей дипломов.
9) Формализация бизнес-процессов обслуживания клиентов.
10) Использование инструмента «Дом качества» (метод QFD) для моделирования новой услуги.
Разработан также план организации бизнеса, рассчитанный на 12 месяцев. Школа планируется к открытию уже на пятый месяц после начала проекта.
Таблица 1
План организации бизнеса по обучению барберов (диаграмма Ганта)
№ |
Мероприятие |
Сроки, мес. |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
1 |
Формирование группы развития, определение круга ответственных и исполнителей |
||||||||||||
2 |
Расчет стоимости внедрения |
||||||||||||
3 |
Информирование работников об изменениях |
||||||||||||
4 |
Аренда помещения для Центра |
||||||||||||
5 |
Ремонт помещения |
||||||||||||
6 |
Приобретение оборудования, мебели и проведение дизайнерских работ |
||||||||||||
7 |
Закупка и доставка продукции CHOP-CHOP, AMERIEN CREW, LA BIOSTHETIQUE |
||||||||||||
8 |
Изменение орг. структуры и штатного расписания, наем новых работников |
||||||||||||
9 |
Открытие школы |
||||||||||||
10 |
Проект развития брендинга в киберпространстве |
||||||||||||
10.1 |
Обсуждение в коллективе |
||||||||||||
10.2 |
Разработка сайта |
||||||||||||
10.3 |
Подключение обратной связи на сайте и элементов брендинга |
||||||||||||
11 |
Проект направления «Эффекты брендинга» |
||||||||||||
11.1 |
Комплекс рекомендаций по углублению брендинга |
||||||||||||
11.2 |
Комплекс рекомендаций по повышению известности |
||||||||||||
11.3 |
Комплекс рекомендаций повышению понимания бренда |
||||||||||||
12 |
Внедрение KPI |
||||||||||||
12.1 |
Обсуждение в коллективе |
||||||||||||
12.2 |
Внедрение системы KPI |
||||||||||||
13 |
Оценка эффективности |
Планируется создание бренда Центра обучения «Barber Shop» в г. Нур-Султане — единый фирменный стиль: лендинг пейдж, фирменные аксессуары, рекламная поддержка, тестерные стенды и POS-материалы [5].
Инициатор предлагает трудоустройство в партнёрских заведениях, создание сети рекомендованных Центром специалистов своего дела. У людей, прошедших обучение в Центре, есть перспектива попасть в состав компании с получением высокой заработной платы.
Значительная роль в организации бизнеса обучения барберов отведена мотивации и развитию обучающих мастеров. Репутация учебного центра, как, впрочем, и барбершопа во многом зависит от уровня профессионализма мастеров. Победы мастеров в конкурсах — это прекрасная возможность для мастера повысить свою квалификацию, а для барбершопа — заявить о профессионализме своих мастеров клиентам.
Расчетные показатели эффективности проекта:
ROS (Рентабельность реализации услуг) — 17,1 %;
NPV (Чистая приведённая стоимость) — 39007 тыс. тенге;
Дисконтированный срок окупаемости проекта — на 2,5 года.
Таким образом, предлагаемые решения осуществимы и экономически оправданы.
Работа имеет практическую значимость, поскольку разработанные решения предлагаются к внедрению на базе Центра «Barber Shop» в г. Нур-Султане.
Литература:
1. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stat.gov.kz/(дата обращения 10.05.2022)
2. Алексеенко, И. В. Развитие парикмахерских услуг в формате Barbershop [Текст] / И. В. Алексеенко, А. И. Кукушкин // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы: Сборник материалов научно-практической конференции (Омск, 03–04 декабря 2014 г.). — Омск, 2015. — С. 81–85.
3. Главатских, П. А. Анализ развития мужских парикмахерских (барбершопов) на российском рынке [Текст] / П. А. Главатских // EUROPEAN SCIENCE FORUM: сборник статей II Международной научно-практической конференции. МЦНП «Новая наука» (Петрозаводск, 11 декабря 2019). — Петрозаводск, 2019. — С. 7–11.
- Акмаева, Р. И. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / Р. И. Акмаева — Москва: Русайнс, 2020. — 256 с.
5. Kalyoncu, H. Barbering profession in old Istanbul life within visual arts and the materials used by barbers [Text] / H. Kalyoncu // Eurasian Academy of Sciences Social Sciences Journal. — 2020. — V. 35. — P. 124–145.