Ключевые слова: конкурентный анализ, конкурент, рынок, косметические услуги, салон красоты.
Анализ и оценка конкурентной среды даёт возможность создания устойчивого конкурентного преимущества продукта или услуги, выбора правильных каналов коммуникации и снижения операционных рисков. В процессе анализа информация о ключевых рыночных игроках была получена в результате использования следующих методов: сеть Интернет — анализ отзывов, изучение сайта компаний; опрос экспертов, сбор мнения о качестве продукции, обзор отрасли и рынка (данные о финансовых показателях). Далее перейдем к основным этапам модели конкурентного анализа.
I этап. Определение главных экономических характеристик отрасли.
Рынок косметических услуг — быстро развивающаяся отрасль, в которой представлены различные предприятия (парикмахерские, салоны красоты, имидж-студии и пр.). На сегодняшний день в сфере косметических услуг зарегистрировано 1382 организации в г. Тюмени, которые располагаются не только на центральных улицах, но и в спальных районах города. На них приходится примерно 700 тыс. чел., что отражает показатель ёмкости рынка косметических услуг в г. Тюмени [4].
Российский косметический рынок, по оценкам экспертов, занимает 6-е место в рейтинге наиболее динамично развивающихся рынков, привлекая новых предпринимателей, инвесторов и исследователей. Уровень рентабельности в отрасли в среднем составляет 30 %. Темпы роста варьируются от 10 до 15 %. В 2017 году объем рынка снизился за год на 7 %. Стоит отметить, что рынок косметических услуг подвержен быстрому изменению. Каждый год закрывается и разоряется до 1–2,5 % салонов и открывается столько же новых. При этом рынок косметических услуг является недостаточно насыщенным, имеются возможности для развития [4].
Согласно классификации Д. Бейна рынок косметических услуг относится к отрасли со свободным входом. Входные барьеры на этом рынке зависят от затрат на технологии, сырье, квалифицированных кадров, необходимостью получения лицензий и сертификатов, специальное оборудование. Здесь наблюдается полная мобильность ресурсов. Выходные барьеры рынка можно назвать низкими. Значение наценки в этом бизнесе может доходить до 200–300 % [2].
Таким образом, привлекательность данного рынка можно оценить выше среднего, так как он обладает относительно невысокими барьерами на входе, низкими барьерами на выходе, быстрым темпом роста, достаточно высокой степенью рентабельности.
II этап. Анализ движущих сил развития отрасли
Возросло влияние интернета и цифровых технологий на индустрию красоты. В частности, видеоблогеры (блогеры), которые представляют на онлайн-ресурсах не только обзоры продукции, но и мастер-классы по её использованию.
Внедрение новых технологий в деятельность фирм: онлайн запись, аппараты по сканированию волос, подбор приложением уходовых средств и т. д. Ещё одна важная тенденция — это индивидуальный подход, персонализация косметического рынка развития индустрии красоты. Потребители отдают предпочтение продукту, отвечающему определённому набору требований со стороны их образа жизни, типов кожи и даже культуры [1, с. 57].
Не менее важной движущей силой является государственное и нормативно-правовое регулирование отрасли. Оно обусловлено надзорными и контролирующими органами: Инспекция Федеральной налоговой службы; Прокуратура; Пенсионный фонд; Государственная инспекция труда в Тюменской области; Фонд социального страхования; Роспотребнадзор; Пожарная инспекция [5].
III этап. Оценка сил конкуренции.
Оценку выполним с помощью модели Портера, в соответствии с которой конкуренция в отрасли есть взаимодействие 5 конкурентных сил.
Салон красоты и учебный центр «Академия красоты «Шик бьюти» (далее АК «Шик бьюти») находится по адресу ул. Западносибирская 22/8 (микрорайон «Тура») [3].
Анализируя ближайших конкурентов в микрорайоне «Тура», выяснилось, что у АК «Шик бьюти» прямых конкурентов нет. Но главными конкурентами, которые предоставляют похожие услуги, в микрорайоне являются 23 организации. Организации находятся не на первой линии, что влияет на проходимость и узнаваемость салона, многие из них не имеют парковки. Цены варьируются от 200р. до 4000р. Конкурентов, оказывающих услуги по обучению и повышению квалификации «бьюти» мастеров, нет. Ближайший конкурент в сфере обучения находится по адресу Харьковская 64 [3].
Так как привлекательность данного рынка высока, допустимо появление новых прямых конкурентов.
Давления поставщиков оборудования и профессиональной косметики несущественно — их много, и они достаточно легко заменимы. Основные поставщики АК «Шик бьюти»: ООО «ЮНИКОСМЕТИК», «Шарм cosmetics», производственная компания «Профстолоф».
Всех потребителей салона красоты можно разделить на несколько сегментов: уровень дохода, род занятий и образ жизни, повод для совершения покупки, частота и комплексность потребления на рынке. Несмотря на то, что в различных сегментах выделяются свои наиболее важные характеристики услуги, можно назвать несколько, являющихся значимыми для всех потребителей, которые влияют на выбор салона красоты: качество обслуживания; профессионализм персонала; безопасность для здоровья; комфортность; ассортимент услуг; репутация; внутреннее оформление; наличие имиджа; мнение знакомых; удобство расположения.
IVЭтап. Анализ возможных действий ближайших конкурентов.
Выполним по следующим направлениям:
– Оценка масштаба конкуренции: локальный рынок, сфера деятельности ограничивается преимущественно одним городом и даже районом.
– Оценка стратегических намерений. Стремятся быть лидерами отрасли в микрорайоне «Тура» салоны красоты: «Астория», «Шпилька» и «Жемчуг». Салоны «Орхидея» и «Стиль», а так же студия красоты Оксаны Матигоровой могут войти в группу лидеров отрасли, при условии улучшения показателей оценок характеристик из V этапа. Все остальные салоны красоты и парикмахерские преследуют цели: сохранить свою позицию или выжить.
– Цели относительно своей рыночной доли. Агрессивного расширения доли рынка в рассматриваемом районе не наблюдается. Исключением является салон-парикмахерская «Солнце», которая имеет 2 филиала в городе. Местные салоны красоты ориентированы на сохранение существующей доли рынка.
– Конкурентное положение АК «Шик бьюти». Становится сильнее за счет улучшения сервиса обслуживания, расширения номенклатуры предоставляемых услуг и планировании открытия новых филиалов в г.Тюмень. Конкуренты стараются держаться в определенной группе защищая свою позицию.
– Конкурентная стратегия. На сегодняшний день — стратегия фокусирования на определенной рыночной нише: географически определенная ниша — потребители живущие или работающие в микрорайоне «Тура».
V Этап. Выявление ключевых факторов успеха (КФУ).
Для выявления КФУ был проведен опрос постоянных клиентов салона красоты АК «Шик бьюти» в количестве 23 человека. Из 15 критериев нужно было выбрать 10 самых важных для потребителя, либо вписать свои критерии (таблица 1).
Таблица 1
Определение параметров конкурентоспособности
№ |
Критерии |
Количество упоминаний |
Итого |
|
Соотношение цена/качество |
************************ |
23 |
|
Соблюдение норм СанПина (наличие стерилизаторов) |
*********************** |
23 |
|
Местоположение |
********************* |
21 |
|
Уровень обслуживания |
******************** |
20 |
|
Атмосфера, уют |
******************** |
20 |
|
Квалификация мастеров |
******************** |
20 |
|
Ассортимент услуг |
****************** |
18 |
|
Время работы салона |
**************** |
16 |
|
Чистота салона |
**************** |
16 |
|
Наличие парковочных мест |
*************** |
15 |
|
Наличие комплекса (пакета) услуг |
********** |
10 |
|
Интерьер |
******** |
8 |
|
Удобные сиденья |
******* |
7 |
|
Музыка |
****** |
6 |
|
Контингент |
**** |
4 |
|
Система лояльности клиентов |
** |
2 |
|
Используемые материалы, продукция |
* |
1 |
Из результатов таблицы видно, что основными критериями при выборе салона красоты стали: соотношение цена/ качество; соблюдение норм СанПина; местоположение; уровень обслуживания; атмосфера, уют; квалификация мастеров; ассортимент услуг; время работы салона; чистота салона; наличие парковочных мест.
VI Этап. Оценка перспектив развития отрасли.
Наступает определенное насыщение рынка предприятиями салонного бизнеса. Все актуальнее становится вопрос повышения рентабельности и эффективности своего предприятия за счет уменьшения издержек. Намечается тенденция потребления комплексных услуг в салонах, предложение персонализированных услуг. Идет тренд на использование натуральной косметики, что приведет к созданию новых видов услуг. При этом процедуры будут восприниматься как терапии с медицинским уклоном.
Помимо этого развивается технология взаимодействия с потребителем за счет интернет-приложений, видео-блогеров, виджетов на сайтах и страницах социальных сетей. Также не отстает в своем развитии оборудование мастеров салона красоты. Наблюдается активное внедрение инновационных технологий в отрасль.
Литература:
- Занько, Д. Жукова, Г. Самохин, М. Цветкова. Н. Салон красоты: менеджмент, маркетинг, психология. — М.: KOSMETIK interantional, 2016. -176c.
- Журнал Косметолоджи.ру: глобальный рынок косметики [Электронный ресурс] // — https://cosmetology-info.ru/6804/news-Globalnyy-rynok-kosmetiki---2016-analiz-otrasli-i-otsenka-vozmozhnostey/(дата обращения 10.11.2018).
- Карты 2гис: салоны красоты г.Тюмень [Электронный ресурс] // — https://2gis.ru/tyumen/search/Салоны %20красоты/firm/1830115630115898 %2C65.655307 %2C57.148221?queryState=center %2F65.650005 %2C57.148813 %2Fzoom %2F15 (дата обращения 21.11.2018).
- Сайт аналитической группы Intesco Research Group [Электронный ресурс] // — www.i-plan.ru (дата обращения 26.11.2018).
- Энциклопедия по экономике: оценка перспектив развития отрасли [Электронный ресурс] // — http://economy-ru.info/page/039084178088030115134106082181081161066139064238/ (дата обращения 18.11.2018).