Парикмахерские услуги представляют собой одни из самых востребованных по уровню потребления. При этом данный вид бизнеса достаточно быстро окупается. Поэтому предприниматели не только охотно вкладывают финансовые ресурсы в данную сферу деятельности, но и активно их расширяют [4]. Все это обуславливает нарастание конкуренции на рынке парикмахерских услуг и отражается на конечном финансовом результате деятельности компаний работающих в данной отрасли. В частности ведет к снижению получаемой прибыли как конечному финансовому результату. Так по оценкам BusinesStat, в 2014 г объем рынка парикмахерских услуг в России увеличился всего на 1 % по сравнению с 2013 годом и составил 160 млн. услуг. Что было обусловлено снижением платежеспособности населения. Прогнозируется снижение натурального объема рынка парикмахерских и салонов красоты в 2015–2016 гг, что отразится на замедлении ежегодных темпов прироста стоимостного объема до 4,8 %-6,3 %. В 2016 г показатель достигнет 103,1 млрд. руб. В целом, прирост выручки участников рынка в 2015–2016 гг будет поддерживаться перераспределением спроса из премиум–сегмента на услуги заведений эконом-класса.
С 2015 г на рынке парикмахерских и салонов красоты в России будут наблюдаться следующие тенденции: рост числа салонов эконом-класса и усиление конкуренции в данном сегменте [1]. Конкуренция — представляет собой соперничество, экономическое соревнование производителей одинаковых услуг, борьбу за привлечение клиентов и за счет этого получение максимальной выгоды. При этом конкуренция на рынке парикмахерских услуг развивается нарастающими темпами. Обусловлено это тем, что как правило, парикмахерские салоны в основном относятся к малому бизнесу и для вступления в этот бизнес не требуются большие капиталовложения. В связи с этим вновь открывающиеся и уже существующие парикмахерские салоны на рынке должны оказывать услуги, которые пользуются постоянным спросом клиентов. Услуги должны настолько быть интересны клиентам, чтобы они готовы были отдать за обслуживание деньги, и более интересны, чем аналогичные услуги рядом находящегося салона. Стремясь обеспечить выживание и получения достаточной нормы прибыли им необходимо постоянно предлагать на рынке что-то новое, реально действенное [2].
ООО «Виктория» функционирует на рынке парикмахерских услуг с 1998 года и является одним из старейших салонов в Артемовском городском округе. Цели деятельности ООО «Виктория» — привлечение новых и удержание имеющихся клиентов, оказание качественных парикмахерских услуг и получение максимальной прибыли. Парикмахерская имеет выгодное месторасположение, ориентирована на клиентов со средним достатком, имеет широкий спектр услуг и работает в пяти направлениях: парикмахерские услуги, услуги маникюра и педикюра, наращивание и дизайн ногтей, косметологические услуги. Различные стороны сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности салона получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Важнейшими среди них являются показатели прибыли и рентабельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности ООО Виктория за 2012–2014 гг.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Отклонение |
|
2013/2012 |
2014/2013 |
||||
Выручка, (тыс. руб.) |
5455 |
5869 |
5409 |
414 |
-460 |
Себестоимость продаж, (тыс. руб.) |
5114 |
5714 |
5391 |
600 |
-323 |
Прибыль от продаж (тыс. руб.), |
719 |
755 |
18 |
36 |
-737 |
Чистая прибыль (тыс. руб.), |
256 |
252 |
- 424 |
-4 |
-676 |
Средняя стоимость активов, (тыс. руб.) |
209,5 |
366 |
305 |
23,5 |
-17 |
Средняя стоимость капитала, (тыс. руб.) |
125 |
364 |
278 |
239 |
-86 |
Рентабельность активов (коэффициент экономической рентабельности) |
122,2 |
68,9 |
- |
-53,3 |
- |
Рентабельность собственного капитала |
204,8 |
69,2 |
- |
-135,6 |
- |
Рентабельность услуг |
14,1 |
13,2 |
0,3 |
-0,9 |
-12,6 |
Рентабельность продаж |
13,2 |
12,9 |
0,3 |
-0,3 |
-12,6 |
Так в 2013 году наблюдается рост выручки на 7,6 %, в 2014 году выручка снизилась на 7,8 %. Снижение выручки обусловлено снижение количества потребителей в связи как с ростом стоимости на услуги салона, так и со снижением общей покупательской способности населения, парикмахерскими услугами стали пользоваться реже. Рост цен на косметическую продукцию и химикаты привел к росту себестоимости в 2013 году на 11,7 %. Снижение себестоимости в 2014 году на 300 тыс. рублей обусловлено снижением выручки.
Изменения в объеме выручки и себестоимости отразилось на прибыли от продаж. Так в 2013 году она увеличилась на 5 %, в 2014 году резко сократилась и падение составило 97,6 %. Снижение выручки, прибыли от продаж, рост себестоимости отразились на показателях рентабельности так в 2013 году рентабельность снизилась на 0,5 пункта. В 2014 году снижение составило 12,6 пункта. На снижение показателей основных финансовых результатов сказалась не только общая экономическая ситуация, Но и высокий уровень конкуренции на рынке парикмахерских услуг Артемовского городского округа, где сегодня предлагают свои услуги 35 парикмахерских из них 9 крупных салонов. Сравнительный анализ цен на парикмахерские услуги салонов АГО представлен в таблице 2. ООО «Виктория работает в среднем ценовом сегменте рынка, где конкуренция наиболее острая.
Таблица 2
Сравнительный анализ цен на парикмахерские услуги салонов АГО (в рублях)
Наименование услуги |
Баркарола |
Виктория |
Карамель |
Барбье |
Марафет |
4 сезона |
Модельная стрижка женская короткие волосы |
450–500 |
400 |
450 |
1000 |
550 |
400 |
Модельная стрижка женская длинные волосы |
650–800 |
500 |
550 |
1100 |
750 |
1000 |
Мужская модельная стрижка |
350 |
400 |
450 |
560 |
550 |
500 |
Мужская стрижка повышенной сложности |
450 |
450 |
500 |
800 |
550 |
600 |
Маникюр гигиенический женский |
350 |
350 |
350 |
480 |
400 |
350 |
Маникюр мужской |
450 |
400 |
450 |
450 |
450 |
|
Педикюр Гигиенический женский |
700 |
600 |
1360 |
1200 |
900 |
|
Педикюр мужской |
800 |
750 |
1520 |
1500 |
100 |
Как видно из таблицы диапазон цен на услуги парикмахерских салонов разнообразен, но при этом можно отметить, что у ООО «Виктория» практически самый низкий уровень цен на основные услуги в сравнении с салонами конкурентами. Но, несмотря на это показатели деятельности салона ухудшаются. Так как, чтобы быть конкурентоспособным в сложившейся ситуации, не достаточно иметь только низкие цены, необходимо искать новые сегменты рынка предлагать новые услуги, правильно позиционировать себя на рынке. [3] Практически все парикмахерские салоны города оказывают широкий спектр услуг, но не в одном из прейскурантов нет такой услуги как выездное обслуживание. Данной формой обслуживания могут воспользоваться клиенты, которые не могут прийти в парикмахерскую; клиенты, которым необходимо сделать свадебную или вечернюю прическу; клиенты с высокими доходами. Данный вид услуги мог бы обеспечить дополнительный доход ООО «Виктория», так как можно оказывать выездное обслуживание не только на дом к клиенту, но и заключить договора на обслуживание в организациях. В отличие от стационарной парикмахерской, где под рукой у мастера есть все необходимое, при организации выездного обслуживания потребуется определенный набор инструментов и материалов. На выездное обслуживание можно предложить следующий перечень услуг: стрижка, окраска, укладка. Затраты на необходимое оборудование и материалы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Необходимое оборудование иматериалы для организации выездного обслуживания
Наименование оборудования |
Кол-во, шт. |
Стоимость 1 ед., руб. |
Сумма |
Машинка для стрижки волос |
1 |
5500 |
5500 |
Распылитель для воды |
1 |
100 |
100 |
Расчески |
4 |
200 |
800 |
передники |
2 |
500 |
1000 |
воротнички |
10 |
50 |
500 |
ножницы |
2 |
300 |
600 |
фен |
1 |
3000 |
3000 |
ИТОГО: |
21 |
11 500 |
За год мастер должен отработать 1626 часов.
Средняя трудоемкость стрижки — 0,5 часа.
Если рассматривать загрузку мастера не в людях, а в количестве услуг, так как чаще всего парикмахерскими услугами пользуются одни и те же постоянные клиенты, то за год при полной загрузке мастер может оказать1626 / 0,5 = 3252 услуг.
Принимаем загрузку мастера
80 % = 3252 * 0,8 = 2600 услуг.
Стоимость стрижки в среднем — 450,0 руб.
2600 * 450,0 = 1170 тыс. руб.
Объем реализации — 1170,0 тыс. руб.
Если ориентироваться только на учебные заведения и деловые центры, которые расположены рядом с салоном, то можно предположить, что как минимум 100 человек воспользуются предлагаемой услугой, в среднем стрижку делают каждые 2 месяца.
100 * 6 = 600 стрижек
2600–600 = 2000 человек
600*450 = 270,0тыс. руб.
Дополнительно разовыми договорами мастер может обслужить 2000 человек.
На дому стоимость стрижки для малообеспеченных и не имеющих возможность посещать парикмахерскую — 250,0 руб.
250,0 * 2000 = 500,0 тыс. руб.
Объем реализации — 500,0 тыс. руб.
270,0 + 500,0 = 770,0 тыс. руб.
Общий объем реализации — 770,0 тыс. руб.
Оплата мастера устанавливается на уровне 15 % от объема выручки.
770,0 / 15 % = 69 тыс. руб.
Заработная плата мастера за год — 115,5 тыс. руб.
Отчисление во внебюджетные фонды -34,881 тыс. руб.
Затраты на оснащение мастера — 11,5 тыс. руб.
Проезд — 10 тыс. руб.
Для повышения эффективности управления финансовым результатом в ООО «Виктория» предлагается порекомендовать внедрить выездное обслуживание клиентов. Расчет эффективности мероприятия представлен в таблице 4.
Таблица 4
Расчет финансовых результатов выездного мероприятия ООО «Виктория»
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Выручка |
770,0 |
Себестоимость |
168,9 |
Списание ОС |
11,5 |
Прибыли от реализации |
601,1 |
Прочие расходы (на продвижение) |
10 |
Налогооблагаемая прибыль |
591,1 |
Налог на прибыль |
118,2 |
Чистая прибыль |
472,9 |
Капитальные вложения |
11,5 |
Окупаемость |
0,02 |
Чистый доход |
461,4 |
Оказание данного вида услуг можно считать эффективным, уже в силу того, что позволяет получить дополнительный чистый доход в размере 461,4 тыс. рублей, что превышает полученные в 2014 году убытки составившие, 424 тыс. рублей. Но не надо забывать о том, что не только освоение новых сегментов рынка позволит улучшить финансовые результаты салона, но это и повышение качества оказываемых услуг, использование новых технологий, активная маркетинговая политика [5].
Конкурентоспособность салона — это комплексный показатель его жизнеспособности, умения эффективно использовать финансовый (ценообразование), производственный (оборудование, технологии, парикмахерские материалы, административное управление) и трудовой (работа с персоналом) потенциалы. Особенно важна способность салона оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении клиентов, их вкусов и потребностей, в чем и заключается одна из важнейших задач управления финансовыми результатами салона [2]. Конкурентоспособность салона ООО «Виктория» можно рассматривать как возможность эффективной хозяйственной деятельности и прибыльной реализации услуг в условиях конкурентного рынка. Это достигается за счет всего комплексом имеющихся у салона средств.
Литература:
- Анализ рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России в 2010–2014 гг, прогноз на 2015–2019 гг [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://marketing.rbc.ru/research/562949984288200.shtml. Дата обращения 03.05.2016
- Маркетинг рынка парикмахерских услуг. [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://www.telenir.net/delovaja_literatura/osnovy_upravlenija_malym_biznesom_v_sfere_parikmaherskih_uslug/p3.php/ Дата обращения 05.05.2016
- Маркетинг салона красоты — скидки или бонусы? [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.universe-soft.ru/statii/202334/. Дата обращения 06.05.2016
- Царева Н. А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 1 (54). — С. 981–987.
- Шестак О. И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — № 3.1(17). — С. 183–196.