Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Оценка конкурентоспособности фирмы на рынке косметических услуг

Экономика и управление
12.05.2019
919
Поделиться
Библиографическое описание
Замураева, Л. Е. Оценка конкурентоспособности фирмы на рынке косметических услуг / Л. Е. Замураева, К. Н. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58906/.


Ключевые слова: индекс конкурентоспособности, метод радара, система экспертных оценок, салон красоты.

На современном этапе развития российской экономики и рынка, предприятиям для выживания и удержания своих позиций необходимо быть конкурентоспособными — это значит знать не только свои сильные и слабые стороны, но и слабости конкурентов; уметь организовывать эффективный комплекс маркетинговых коммуникаций. Для этого важно учитывать запросы потребителей в рамках целевого рынка.

Оценку конкурентоспособности (КСП) ООО «Академия красоты «Шик бьюти» (далее АК «Шик бьюти») выполним по методике определения индекса конкурентоспособности и построения радара.

Вначале определим параметры оценки КСП. Для выявления ключевых факторов успеха был проведен опрос постоянных клиентов салона красоты АК «Шик бьюти» в количестве 23 человека. По итогу опроса выделены десять значимых параметров для потребителей.

Далее выполним к анализу конкурентов. Для этого дополнительно взяты четыре участника отрасли, которые имеют пересекающейся спектр предоставляемых услуг с рассматриваемым предприятием:

  1. Салон красоты «Астория»;
  2. Салон-парикмахерская «Шпилька»;
  3. Салон красоты «Жемчуг»;
  4. Салон-парикмахерская «Орхидея».

Путём экспертного опроса были выставлены оценки по ранее определенным параметрам каждому участнику рынка (таблица 1). Система экспертных оценок по 10-ти бальной шкале, при условии «10» — высокая оценка, высокий уровень развития параметра; «0» — минимальная оценка, низкий уровень развития параметра. Эти оценки суммируются для получения комплексного показателя конкурентоспособности организации [1]. Экспертная группа состояла из 5 человек: ассистент маркетолога, маркетолог, директор и администраторы салона красоты.


Таблица 1

Средние оценки фирм по параметрам конкурентоспособности

Название

фирм

Цена/качество

Нормы СанПин

Местоположение

Ур. обслуж

Атмосфера

Квал. мастеров

Время работы

Чистота всалоне

Ассортимент услуг

Парковка

Ʃ

Пкон

Корг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Астория

7,8

8

3

7

8

7,1

9

9

6

9

73,9

144,34

0,49

Шпилька

8

8

9

8

8,8

8

9

10

5,4

9

83,2

187,86

0,64

Жемчуг

7

6

7

8

7

5,4

8

9

7

2

66,4

125,67

0,426

Орхидея

6,5

7

7

6,6

9,1

6,4

7

7,2

3,6

5

65,4

121,72

0,41

АК Шик бьюти

7,4

8

9

7,8

9

8

7

10

8

9,1

83,3

182

0,62

Эталонный показатель — П

295


Оценка КСП организации на основе радара позволяет объединить разномерные показатели в один интегральный показатель — коэффициент конкурентоспособности. Достоинством данного метода является его наглядность (рис.1). С помощью радара можно легко найти слабые стороны оцениваемой организации.

Однако этот метод имеет и недостатки: модель не учитывает конкретные требования рынка, все показатели имеют одинаковую значимость, что снижает точность оценки [1].

Рис. 1. «Радар» конкурентоспособности фирм

Рассчитаем индекс конкурентоспособности организаций. Он включает два этапа.

Этап 1. Определение площади радара для конкретной оцениваемой фирмы.

(1),

где Пкон — площадь основания пирамиды (многоугольника конкурентоспособности организации);

— угол между векторами в многоугольнике (основании), т. к. векторов в модели десять, то угол будет равен 36֯.

Рассчитаем площадь основания пирамиды для АК «Шик бьюти»:

Пкон = 1/2*0,59*(7,4*8+8*9+9*7,8+7,8*9+9*8+8*7+10*8+8*9,1+9,1*7,4) =181,997 ≈ 182

Этап 2. Рассчитывается индекс конкурентоспособности.

(2),

где Корг индекс конкурентоспособности n-ой фирмы;

П — эталонный показатель площади радара [1].

Рассчитаем индекс конкурентоспособности для АК «Шик бьюти»:

Корг = 182/295 = 0,6169 ≈ 0,62

Согласно методике рассчитаем индекс конкурентоспособности организаций. В результате расчётов (таблица 1) величина индекса конкурентоспособности составила: для салона красоты «Астория» — 0,49, салона-парикмахерской «Шпилька» — 0,64, салона красоты «Жемчуг» — 0,43, салона-парикмахерской «Орхидея» — 0,41 и для АК «Шик бьюти» — 0,62. Можно сделать вывод, что АК «Шик бьюти» является более конкурентоспособным предприятием, чем остальные объекты исследования, кроме салона-парикмахерской «Шпилька», это связано с удобным географическим расположением, наличием парковки и широтой ассортимента услуг, по мнению экспертов.

Для повышения конкурентоспособности салону предлагается: пересмотреть уровень цен, повысить качество обслуживания клиентов и уменьшить скорость обслуживания.

Для уменьшения скорости обслуживание возможна реализация следующих мероприятий:

– составление скриптов администраторам для работы с клиентами во время звонка;

– обучение персонала (обязательно проводить вводное обучение администраторов, а также анализ работы лучших сотрудников.);

– налаживание командного взаимодействия (Проведение брифингов.)

В случае реализации мероприятия АК «Шик бьюти» по уменьшению времени работы с клиентами индекс КСП составит 0,64. Это значит, что индекс КСП изменился на 1 %.

Литература:

  1. Конкурентное состояние организации и продукции [Электронный ресурс] // — http://www.aup.ru/books/m1517/3_1.htm (дата обращения 18.11.2018).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
индекс конкурентоспособности
метод радара
система экспертных оценок
салон красоты

Молодой учёный