Статья посвящена освещению вопроса о таком понятии как «инвестиционная привлекательность» предприятия. В статье рассмотрены точки зрения разных авторов к определению данного термина: Э.И. Крылова, В.М. Власовой, М.Г. Егоровой и И.В. Журавковой, Д.А. Едновицкого, В.А. Бабушкиного и Н.А. Батуриной.
Article is devoted to illumination of a question of such concept as "investment appeal" of the enterprise. In article the points of view of different authors to definition of this term are considered: E.I.Krylov, V.M.Vlasova, M.G.Egorova and I.V.Zhuravkova, D.A.Ednovitskii, V.A.Babushkin and N.A.Baturina.
В настоящее время одним из развивающихся направлений экономического анализа становится инвестиционный анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия.
Однако на сегодняшний день мы сталкиваемся с множеством различных трактовок понятия «инвестиционная привлекательность», что, в некоторой степени, затрудняет понятие сути данного термина. Рассмотрим некоторые из них.
В ходе оценке и анализа инвестиционной привлекательности предприятия мы часто сталкиваемся с условно называемыми двумя подходами: традиционным и комплексным.
Под традиционным подходом мы понимаем использование традиционных методов оценки финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия, рекомендуемые утвержденными соответствующими правительственными органами методическими указаниями. Например, российское законодательство базируется на большом количестве однотипных показателей, рассчитанных на основе финансовой отчетности. Такая методика не предполагает принятие во внимание рыночных факторов развития экономики (степень конкуренции на отдельно взятом рынке, число предприятий данной отрасли и т.п.) [1, 2, 3].
При комплексном подходе мы понимаем использование системы критериев для оценки финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. В данном подходе аналитики используют многокритериальную систему, рассчитанную на основе полного комплекта финансовой отчетности, с учетом знания особенностей формирования всех применяемых экономических показателей и с применением внеучетных данных о предприятии. Это обусловлено диверсификацией предприятий по отраслям, различие предприятий по уровням развития корпоративной культуры.
Рассмотрим отношение разных авторов к понятию «инвестиционной привлекательности» предприятия и их принадлежности к традиционному или комплексному подходу.
По мнению Э.И. Крылова, В.М. Власовой, М.Г. Егоровой и И.В. Журавковой, инвестиционная привлекательность – самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся не только устойчивостью финансового состояния предприятия, доходностью капитала, курсом акций и уровнем выплачиваемых дивидендов [5, с.5]. Наряду с этим инвестиционная привлекательность формируется благодаря конкурентоспособности продукции, клиентоориентированности предприятия, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей. Немаловажное значение для усиления инвестиционной привлекательности имеет уровень инновационной деятельности в рамках стратегического развития предприятия [5, с.5]. Данное определение мы можем отнести к комплексному подходу. В целом, позиция Э.И. Крылова, В.М. Власовой, М.Г. Егоровой и И.В. Журавковой разделяется Д.А. Едновицким, В.А. Бабушкиным и Н.А. Батуриной в части связи инвестиционной привлекательности с финансовым состоянием [4, с. 12]. По мнению авторов, это предположение справедливо как для организаций-проектоустроителей, так и для хозяйствующих субъектов – эмитентов ценных бумаг. Однако данное определение не охватывает коммерческие организации, оцениваемые с позиции целесообразности венчурного инвестирования или проведения операций слияния (поглощения), для которых финансовое состояние не имеет столь большого значения. Так, большей инвестиционной привлекательностью могут обладать организации не обязательно абсолютно устойчивые и с хорошим финансовым состоянием.
С точки зрения Д.А. Едновицкого, В.А. Бабушкиного и Н.А. Батуриной, для венчурных инвесторов и сделок M&A (от англ. – mergers and acquisitions) не столь важен баланс и его структура[4, с. 12]. В этом случае на ИП субъекта влияют другие факторы:
стабильность генерирования денежного потока;
отраслевая принадлежность;
производимый продукт (операционный сегмент);
применение инновационных технологий в производстве;
возможный эффект синергии и пр.
Авторы излагают мнение о том, что инвестирование средств в хозяйствующий субъект с привлекательными финансовыми (отчетными) характеристиками может принести меньшую доходность (рентабельность), чем инвестирование средств в менее устойчивую организацию, которая функционирует на перспективном и динамично развивающемся рынке. Вложение относительно небольшой суммы средств в такую организацию может повысить ее производительность и рентабельность в десятки раз.
Д.А. Едновицкий, В.А. Бабушкин и Н.А. Батурина в своем определении инвестиционной привлекательности связывают его с инвестиционными рисками. Под «инвестиционной привлекательностью» авторы понимают такое состояние организации, при котором у потенциального собственника капитала (инвестора, кредитора, лизингодателя и пр.) возникает желание пойти на определенный риск и обеспечить приток инвестиций в монетарной и (или) немонетарной форме [4, с. 13]. При этом, по мнению авторов, доверие поставщиков капитала и потребителей информации (собственников, инвесторов, кредиторов, государства, общества в целом) является базовой и весьма чувствительной производной от уровня инвестиционной привлекательности организации.
Д.А. Едновицкий, В.А. Бабушкин и Н.А. Батурина выделяют внутренние и внешние факторы, оказывающие непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность предприятия [4, с. 13].
Внутренние факторы зависят от деятельности хозяйствующего субъекта (это факторы, на которые предприятие может повлиять). К ним относятся: система управления организацией.
По мнению М.Н. Крейниной, инвестиционная привлекательность находится в зависимости от всех показателей, характеризующих финансовое состояние. В свою очередь, если сузить проблему, то инвесторов интересуют показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и уровень дивидендов [6, с. 47]. Определение Крейниной М.Н. являет собой традиционный подход к определению «инвестиционной привлекательности» предприятия.
Позиция Крейниной отчасти поддерживается Э.И. Крыловым В.М. Власовой, М.Г. Егоровой и И.В. Журавковой, однако в своем определении инвестиционной привлекательности последние уделяют также большое внимание нефинансовым фактором (конкурентоспособность, клиентоориентированность продукции) [5, с. 9].
«Под инвестиционной привлекательностью понимается наличие экономического эффекта (дохода) от вложения денег в ценные бумаги (акции) при минимальном уровне риска [7]. Однако данное определение не в полной мере отражает глубинный смысл понятия «инвестиционная привлекательность» и имеет односторонний взгляд на проблему. По мнению Д.А. Едновицкого, В.А. Бабушкиной и Н.А. Батуриной, определения «инвестиционной привлекательности» такого рода могут быть использованы только при определении инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта – эмитента ценных бумаг и не подходят для организаций – проектоустроителей и организаций, оцениваемых с позиции целесообразности венчурного инвестирования и операций слияния (поглощения) [4, с. 12].
Существуют и другие определения понятия инвестиционной привлекательности. Рассмотрим некоторые из них. По мнению Т.Н. Матвеева, инвестиционная привлекательность предприятия – это комплексный показатель, характеризующий целесообразность инвестирования средств в данное предприятие [8]. Инвестиционная привлекательность предприятия зависит от множества факторов таких как политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, экономическая ситуация в отрасли, квалификация персонала, финансовые показатели и т.д. Данное определение больше характеризует предприятие как участника рыночной системы страны. По моему мнению, такое определение больше подходит для крупных предприятий и определяет комплексный подход к определению «инвестиционной привлекательности» [8].
Более точно экономическая сущность инвестиционной привлекательности дается в определении Л. Валинуровой и О. Казаковой [9]. Они понимают под этим термином совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. Такое определение шире и позволяет учесть интересы любого участника инвестиционного процесса его можно отнести к комплексному подходу [9].
В настоящее время аудиторские фирмы и компании, занимающиеся аналитическими обзорами, а также финансовые аналитики на фондовом рынке используют для аналитической работы системы критериев, что позволяет достоверно оценить финансовое состояние и инвестиционную привлекательность предприятия. При этом при оценке инвестиционной привлекательности должны быть произведена как на основе полного комплекса финансовой отчетности, с учетом знания всех особенностей формирования экономических показателей и правильности их применения, так и с применением внеучетной информации о предприятии.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на настоящий момент существует большое количество определений понятия инвестиционной привлекательности предприятия. По нашему мнению, предприятие, проводя инвестиционный анализ и оценку инвестиционной привлекательности предприятия, должны базироваться не только на большом количестве однотипных показателей, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности, но и учитывать другие факторы, не связанные с финансовой деятельностью предприятия (конъюнктура рынка, деловая репутация акционеров компании, уровень преступности в регионе и пр.).
Литература:
Нормативные и законодательные акты
Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 N 16 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».
Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Учебники, учебные пособия
Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание/ Д.А. Ендовицкий, В.А. Бабушкин, Н.А. Батурина и др.; под ред. Д.А. Ендовицкого. – М.: КНОРУС, 2010. – 376 с.
Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" / Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова, И.В. Журавкова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 191с.
Финансовый менеджмент : учеб. пособие / М.Н.Крейнина. – М.: Дело и Сервис, 1998. – 304с.
Электронные источники информации
Инвестиционный менеджмент: учеб. пособие. Режим доступа: http://www.rus-lib.ru/book/38/id/5/128-146.html
http://afdanalyse.ru/news/ocenka_investicionnoj_privlekatelnosti_predprijatija/2012-01-23-180
http://www.cfin.ru/finanalysis/invest/investment_appeal.shtml