На сегодняшний момент одну из основных ролей в успешном функционировании компании играют инвестиции. Необходимость привлечения инвестиций вызвана нехваткой у компании собственных средств. Кроме того, привлечение инвестиций дает компании дополнительные конкурентные преимущества и является мощнейшим средством роста.
Инвестиционная привлекательность оказывает непосредственное влияние на решение инвестора вложить денежные средства в интересующий объект. Само понятие «инвестиционная привлекательность» является достаточно сложным и трактует неоднозначно в зависимости от характера объекта. При этом некоторые стороны данного понятия остаются недостаточно исследованными.
Инвестиционная привлекательность рассматривается на уровне страны, отрасли, региона, предприятий, акций, проекта. При этом существует большое количество трактовок самого понятия «инвестиционная привлекательность». Рассмотрим некоторые из них.
При оценке инвестиционной привлекательности компании используются два подхода:
– традиционный;
– комплексный.
Традиционный подход предполагает использование для оценки инвестиционной привлекательности традиционных методов оценки финансового состояния, которые содержатся в методических указаниях соответствующих правительственных органов. Использование данной методики не учитывает влияние рыночных факторов развития экономики, в том числе:
– уровень конкуренции на рынке;
– число предприятий в отрасли и др.
Комплексный подход предполагает использование системы критериев для оценки финансового состояния и инвестиционной привлекательности. В частности, используется многокритериальная система оценки, которая рассчитывается с помощью всех форм отчетности. Данный подход требует знаний особенностей формирования всего комплекса экономических показателей. Использование данного подхода целесообразно, если работа предприятия дифференцирована по отраслям, в различных компаниях существует различный уровень корпоративной культуры.
Существующие подходы к понятию «инвестиционная привлекательность», соответственно, также различаются, исходя из приверженности их автора к тому или иному подходу.
Например, Э. И. Крылов, В. М. Власова, М. Г. Егорова, И. В. Журавкова считают, что инвестиционная привлекательность представляет собой самостоятельную экономическую категорию. Она характеризуется показателями финансовой устойчивости, рентабельностью капитала, курсов акций, величиной дивидендов [1].
Также авторы пишут, что инвестиционная привлекательность формируется под влиянием конкурентоспособности продукции, а также ее клиентоориентированности, которая выражается степенью удовлетворенности клиентов. Усиление инвестиционной привлекательности является важной составляющей стратегического развития компании [1].
Данные авторы придерживаются комплексного подхода, поскольку оценку инвестиционной привлекательности предлагают осуществлять с использованием целого набора показателей.
Примерно такой же позиции придерживаются Д. А. Ендовицкий, В. А. Бабушкин и Н. А. Батурина, поскольку вторы пишут, что оценка инвестиционной привлекательности соотносится с финансовым состоянием компании. Авторы считают, что данное предположение подход, как для акционерных обществ, так и для других хозяйствующих субъектов [2]. При этом данное определение не подходит для коммерческих компаний, которое осуществляют венчурное инвестирование или операций по слиянию (поглощению). Для данных организаций финансовое состояние не играет большой роли. Для таких компаний, по мнению ученых, оценка инвестиционной привлекательности может быть осуществлена с использованием следующего набора показателей:
– стабильность формирования денежного потока;
– отрасль, в которой функционирует компания;
– особенности производимого продукта;
– уровень инновационной активности;
– возможный эффект синергии и пр.
По мнению авторов, компании, которые имеют меньший уровень рентабельности, зачастую, могут быть более инвестиционно привлекательными, что связано с устойчивостью положения компаний на рынке, а также высокой перспективностью бизнеса.
Д. А. Едновицкий, В. А. Бабушкин и Н. А. Батурина, давая определение инвестиционной привлекательности, связывают его с инвестиционными рисками. По мнению авторов, инвестиционная привлекательность — это такое состояние компании, при котором у инвестора возникает желание инвестировать в развитие данного предприятия, пойдя при этом на определенный риск [2]. При этом доверие инвесторов к компании является базовой характеристикой инвестиционной привлекательности, которая очень чувствительной к изменениям внешней и внутренней среды. В качестве основного фактора внутренней среды, который оказывает влияние на инвестиционную привлекательность, является система управления [2].
М. Н. Крейнина считает, что инвестиционная привлекательность зависит от всех показателей, которые характеризуют финансовое состояние предприятия [3]. При этом с точки зрения инвесторов, важнейшее значение имеют показатели доходности капитала; курс акций; уровень дивидендов. Следовательно, Крейнина М. Н. придерживается традиционного подхода при оценке инвестиционной привлекательности.
Данный подход соотносим с формулировкой Э. И. Крылова В. М. Власовой, М. Г. Егоровой и И. В. Журавковой. Однако последние акцент делают при оценке инвестиционной привлекательности на конкурентоспособность и клиентоориентированность [2].
Под инвестиционной привлекательностью, по мнению М. Н. Крейниной, следует понимать наличие дохода от вложения денег в ценные бумаги при минимальном уровне риска. Однако, данное понятие носит очень односторонний характер, не учитывают другие аспекты финансовой деятельности компании.
Т. Н. Матвеева считает, что инвестиционная привлекательность является комплексным показателем, который отражает целесообразность инвестирования в данную компанию [2]. По мнению ученого, инвестиционная привлекательность зависит от следующего набора факторов:
– развитие экономических и политических процессов в государстве;
– коррупция и ее уровень;
– квалификация персонала;
– финансовые показатели и др.
В данном определении компания выступает как участник рыночной системы страны. Данное определение относится к комплексному подходу и больше характеризует инвестиционную привлекательность крупных компаний.
На инвестиционную привлекательность влияют две группы факторов:
– внешние;
– внутренние.
Внешние факторы, которые оказывают влияние на инвестиционную привлекательность компаний, можно назвать:
– инвестиционная привлекательность территории, которая включает в себя множество параметров, например:
1) экономическая ситуация, как в стране, так и в регионе;
2) уровень развития законодательной базы;
3) коррупция;
4) человеческий потенциал;
– инвестиционная привлекательность отрасли. Данный фактор включает в себя следующие критерии:
1) уровень конкуренции;
2) динамика развития отрасли;
3) объем и структура инвестиций, поступающих в отрасль;
4) жизненный цикл развития отрасли и др.
Данные параметры являются обязательными при рассмотрении инвестиционной привлекательности компании, поскольку они оказывают существенное влияние на его развитие и, как следствие, инвестиционную привлекательность.
Второй группой факторов, которые оказывают влияние на инвестиционную привлекательность, являются внутренние факторы. В данном случае для оценки используются фактические результаты работы компании.
Как было отмечено ранее, инвестиционную привлекательность также определяют внутренние факторы, в качестве которых выступают конкретные результаты работы компании. Среди основных внутренних факторов можно назвать следующие:
– финансовое состояние;
– организационная структура компании;
– инновационная активность компании;
– дифференциация ассортиментной политики и др.
С помощью оценки внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на инвестиционную привлекательность, можно сформировать комплекс мер по ее повышению [4].
Таким образом, в настоящее время существует большое количество подходов к оценке инвестиционной привлекательности компании. Использование того или иного определения и метода оценки зависит от множества факторов, в том числе от целей оценки. При этом факторы, которые оказывают влияние на инвестиционную привлекательность можно классифицировать как внешние и внутренние.
Литература:
- Крылов Э. И., Власова В. М., Егорова М. Г., Журавкова И. В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
- Ендовицкий Д. А., Бабушкин В. А., Батурина Н. А. Анализ инвестиционной привлекательности организации. — M.: Издательский дом «КноРус», 2010. — 376 с.
- Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. — М.: Дело и Сервис, 2005. — 256 с.
- Арнст К. А. Влияние внешних и внутренних факторов на инвестиционную привлекательность компаний // Интернаука. — 2018. — № 16–2 (50). — С. 5–6