Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Хижняк, О. В. Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности / О. В. Хижняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93241/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследствие отсутствия у него необходимой физической нагрузки. И пытается найти механизмы решения этого актуального вопроса с применением средств мультимедийных технологий, которые, по его мнению, обладают мощным потенциалом в деле повышения интереса дошкольников к двигательной деятельности.

Ключевые слова: двигательная деятельность, интерес, мультимедийные технологии, дошкольный возраст.

Проблема «двигательного дефицита» не нова в среде образования и тревожит педагогов не меньше, чем родителей. Главный её тезис заключается в том, что количество движений, выполняемых ребёнком в течение дня, заметно меньше возрастной нормы. Как детском саду, так и дома ребёнку приходится много времени проводить в статическом положении, что усиливает нагрузку на конкретные группы мышц и становится причиной их утомления. В следствие этих негативных процессов сила скелетной мускулатуры уменьшается, ухудшается работоспособность, появляется дискомфорт и формируются неверные двигательные стереотипы. Это влечет за собой задержку возрастного развития, нарушение осанки, плоскостопие, снижение таких физических качеств как быстрота, ловкость, координация движений, выносливость, гибкость и сила. Физически ослабленных детей можно определить по быстрой утомляемости, низкому уровню эмоционального тонуса и настроения, что плохо сказывается на характере умственной работы и качестве жизни, так как так клетки мозга не получают должного питания.

Решением этой проблемы будет развитие у детей интереса к двигательной деятельности, которая помогает повысить жизненный тонус, удовлетворить интересы и социальные запросы. Благотворное влияние на организм оказывает только двигательная активность, действующая в рамках оптимальных нагрузок. Важно не упустить время, ведь чем старше ребёнок, тем важнее формировать у них интерес и к занятиям физическими упражнениями, и к итогам деятельности. Области интересов детей могут быть самыми разными, например, желание сохранить и укрепить здоровье, сформировать красивую осанку, научиться игровому виду спорта, развить двигательные и воспитать волевые качества.

Для воспитания здорового ребёнка важным является интерес к двигательной деятельности. В своих исследованиях М. П. Голощекина и Л. Д. Глазырина описывают, что для развития дошкольников на занятиях по физической культуре необходимо организовать условия для формирования интереса дошкольников к двигательной деятельности, пробуждения чувства радостного ожидания. Нужно учитывать, что развлекательный интерес имеет сиюминутный эффект, тогда как интерес поиска и размышления — долговременный. Авторы отмечают, что интерес является важнейшим фактором успешного обучения детей дошкольного возраста, который помогает сделать учебно-воспитательный процесс более легким и плодотворным. [1, c. 54] Голощекина М. П. выделяет основные мотивы для развития устойчивого интереса к двигательной деятельности: игровые соревновательные и занимательные приемы, пример воспитателя и товарищей по группе, моделирование педагогических ситуаций, направленных на сознательное изучение двигательных действий. [2, c. 65]

Позволяют повысить у дошкольников интерес к занятиям физической культурой и соревновательные формы деятельности. Условиями необходимыми для их применения являются соответствие возрасту, физическому развитию и уровню подготовки детей. При игнорировании данных условий со стороны детей возможны негативные эмоции, нервное напряжение, нежелание приобретать двигательные навыки, агрессия.

Применение в дошкольном возрасте подвижных игр с элементами спорта, как средства и способа формирования интереса к двигательной активности, влияет на развитие мотивации к физической культуре, формирует осознанность деятельности, продуктивное взаимодействия со сверстниками, формирует понимание ценности здоровья и необходимость ведения здорового образа жизни. В подвижных играх ребёнок получает возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании рекомендует теснее интегрировать мультимедийные инструменты с другими традиционными формами деятельности в дошкольном образовании: играми, двигательной, изобразительной деятельностью, работой над проектами и т. д., обеспечивающими соответствие интересам детей данного учебного процесса. Другая важная причина интеграции мультимедийных технологий — признание того, что они более соответствует представлению о средствах информационно-коммуникационных технологий как об инструментах. Ведь инструменты созданы для того, чтобы при необходимости их применяли в определенных целях; как правило, эти инструменты не предназначены для их постоянного использования ради их самих, вне решения определенных внешних задач. [3, c. 28]

Приведем примеры использования средств мультимедийных технологий на физкультурном занятии. Так, в начале учебного процесса могут планироваться общеразвивающие упражнения с применением спортивного инвентаря (ракеток, мячей, скакалок, обручей, городков), а также общеразвивающие упражнения в игровой либо имитационной форме, с использованием заданий, воспроизведенных на слайдах презентации. В схемах можно поэтапно воспроизвести движения вместе с «веселыми человечками» или героями любимых мультфильмов, представленных на слайдах мультимедийной презентации. Во время освоения двигательных навыков уместно включать музыкальное сопровождение, которое позволит отметить начало и конец упражнения и поднять детям настроение. В основной части занятия можно провести серию игр, направленных на закрепление основных движений и простейших элементов спортивных игр, развитие двигательных навыков. В конце занятия уместно запланировать психокоррекционные игры, обсуждение итогов игры, можно организовать просмотр видеофрагментов с занятия, чтоб дети увидели свои ошибки и порадовались достижениям товарищей.

Исследователь в области применения современных информационных технологий в образовательных учреждениях Ю. Н. Егорова утверждает, что введение в процесс обучения мультимедийных технологий позволяет увеличить его эффективность тем, что: усвоение знаний происходит не по принуждению, а по желанию детей; мультимедиа продукты воспринимаются положительно, и эта эмоция стимулирует расположение к занятиям; появляется возможность пофантазировать, снять барьеры страха; создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования; создается возможность использования межпредметных связей [3, c.102]

По мнению психолога и программиста С. М. Пейперта, компьютерные средства способны повлиять на характер учения — не какому-то конкретному знанию, а учения как такового — сделать его интереснее и эффективнее, а получаемые знания — глубже и обобщеннее. [5, c. 49]

Среди достоинств и особенностей мультимедийных технологий можно выделить: увеличение информативности занятия; поощрение мотивации к получению знаний; рост наглядности обучения; повтор сложных для понимания или запоминания моментов; усвоение информации в силу одновременной демонстрации в разных видах: визуальном и слуховом; осуществление непрерывного аудио-сопровождения, перекликающегося с визуальным рядом; использование видеофрагментов из мультфильмов, видеозаписей, функции «стоп-кадра» и покадрового «пролистывания».

С использованием мультимедийных технологий процесс обучения становится занимательным и эмоциональным. Также изменяются роль и место воспитателя в образовательном процессе. Теперь он может эффективнее использовать время занятий, уделяя внимание обсуждению самых важных и сложных частей объясняемого материала. Новоселова С. Л. отмечает, что внедрение компьютерных технологий в систему обучающих средств дошкольного учреждения позволит обогатить интеллектуальные основы умственного, социального, эстетического и физического развития дошкольников. Компьютер и информационные технологии, по ее убеждению, открывают большие перспективы для увеличения общего уровня воспитательно-образовательной работы в детском саду. [4, c. 10]

Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2–3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на воспитателе, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т. д. [3, c. 39]

Использование на занятиях видео экскурсий позволяют погрузить дошкольников в мир большого спорта, пробуждают интерес к двигательной деятельности и занятиям физической культурой. Быстрые, сильные, ловкие спортсмены вызывают у детей восхищение и мотивируют быть похожими на них.

Включение в занятие просмотра видео с эффектом замедленной съемки, дают возможность увидеть основные моменты выполнения движений или показать красоту спортсмена в момент выполнения упражнения. Демонстрация таких фрагментов позволит дошкольникам глубже и детальнее изучить технику выполнения различных элементов и предоставляет возможность правильно выполнить задание и улучшить результат.

Использование на занятиях видеокамеры, при применении простых программ позволяет быстро создать простой фильм с наложением музыки, заставок, дополнительных эффектов, переходов, где главными героями будут дети. Это даёт детям возможность не только посмотреть на свои физические возможности со стороны, но и пробуждает у них эмоциональный подъем и находит положительный отклик. А родители имеют возможность «поприсутствовать» на физкультурном занятии, и оценить уровень физического развития своего ребенка.

Успешно применяется на занятиях цифровая камера. Её использование в образовательном процессе придает деятельности целенаправленность. Дети могут самостоятельно сделать снимки и выбрать объект для фотографии. Этот вариант работы с мультимедийным оборудованием помогает заинтересовать ребёнка изучаемым предметом, а также прояснить и закрепить результаты обучения. [3, c. 76]

Мультимедийные технологии открывают безграничные возможности к привлечению в образовательный процесс родителей дошкольников. Можно проводить дистанционные консультации в формате вопрос-ответ, которые позволят родителям задать интересующий вопрос, а педагогу — оказать квалификационную помощь. Другой доступный способ донести тематическую информацию до родителей — мастер-классы в видео формате. Например, можно рассказать о том, как правильно организовать с ребенком подвижную игру или утреннюю гимнастику, как подобрать одежду и обувь для занятий спортом и многое другое.

Таким образом, новые технологии ведут нас вперед, и не стоит пренебрегать возможностью разнообразить образовательный процесс, сделать его интереснее и мотивировать детей к активной деятельности. Бесспорно, что в современном образовании информационно-компьютерные технологии не могут решить всех проблем, они остаются всего лишь техническими средствами обучения и воспитания, но, все-таки, их использование в дошкольном образовании способно заметно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.

Литература:

  1. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. — М.: Владос, 2005. — 175с.
  2. Голощекина М. П. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре // Дошкольное воспитание. — 2003. — N4. — С. 62–66
  3. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор / И. Калаш. — М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. — 176 с.
  4. Новоселова С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? //Детский сад от А до Я. — 2003. — № 1. — С. 6–13.
  5. Пейперт С. М. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / пер с англ. М.: Просвещение, 1989. — 370 с.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная деятельность, дошкольный возраст, образовательный процесс, ребенок, физическая культура, возможность, интерес, двигательная активность, детский сад, дошкольное образование.


Похожие статьи

Как направить потребность в движении дошкольника...

У детей дошкольного возраста двигательная активность состоит из трёх частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность [3, с. 22].

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент.

движение, двигательная активность, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, желание детей, игра, двигательная деятельность, дошкольное образование, младший...

Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Для детей возраста первого детства (до 6–7лет) роль двигательной активности остается...

Развитие самостоятельной двигательной деятельности...

В дошкольном возрасте двигательную деятельность (активность) можно условно разделить на 3

двигательная активность в процессе общего физического воспитания

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад...

К вопросу о формировании двигательной активности у детей...

Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Библиографическое описание: Усачев, М. В. К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста / М...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего...

Ключевые слова: двигательная активность , дети старшего дошкольного возраста

Физическая культура выступает результатом созидания самого себя посредствам движений и

Двигательная активность детей дошкольного возраста — естественная потребность в...

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Образовательная среда как условие эффективности...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.

Похожие статьи

Как направить потребность в движении дошкольника...

У детей дошкольного возраста двигательная активность состоит из трёх частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность [3, с. 22].

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент.

движение, двигательная активность, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, желание детей, игра, двигательная деятельность, дошкольное образование, младший...

Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Для детей возраста первого детства (до 6–7лет) роль двигательной активности остается...

Развитие самостоятельной двигательной деятельности...

В дошкольном возрасте двигательную деятельность (активность) можно условно разделить на 3

двигательная активность в процессе общего физического воспитания

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад...

К вопросу о формировании двигательной активности у детей...

Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Библиографическое описание: Усачев, М. В. К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста / М...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего...

Ключевые слова: двигательная активность , дети старшего дошкольного возраста

Физическая культура выступает результатом созидания самого себя посредствам движений и

Двигательная активность детей дошкольного возраста — естественная потребность в...

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Образовательная среда как условие эффективности...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.

Задать вопрос