К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.09.2014

Статья просмотрена: 3990 раз

Библиографическое описание:

Усачев, М. В. К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста / М. В. Усачев, К. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12479/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Ключевые слова: дошкольный возраст; двигательная активность; организация двигательной активности; формы двигательной активности в ДОУ.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. Согласно многим исследованиям большинство болезней взрослых заложены в детском возрасте. А ведь именно в детском возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами.

Нужно отметить, что низкий уровень двигательной активности, начиная с дошкольного возраста, является первоочередной проблемой ухудшения состояния как физического, психического так и умственного развития детей. Поэтому актуальность и практический аспект данной проблемы состоит в том, что необходимость поднятия уровня двигательной активности должна начинаться именно с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т. д. [2].

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: традиционный комплекс утренней гимнастики, утренняя гимнастика в игровой форме, с использованием полосы препятствий, с включением оздоровительных пробежек, с использованием простейших тренажеров.

Двигательная разминка. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10–12 мин.), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения. Продолжительность двигательной разминки не более 10 минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию [3]. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Оздоровительный бег на воздухе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки [1]. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5–6 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности предлагают пробежать два круга (200 м), а детям с низким уровнем двигательной активности — один круг. Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности пробегают 3–4 круга, а малоподвижные — 2 круга.

Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7–10 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера;сиспользованием тренажеров или спортивного комплекса;пробежки по массажным дорожкам.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю впервой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2–3 лет — 15 мин., 3–4 лет — 15–20 мин., 4–5 лет 20–25мин., 5–6 лет- 25–30мин., 6–7 лет — 30–35 мин [2].

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада [1]. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2–3 праздника на воздухе и в зале. Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

В двигательный режим старших дошкольников входят также вне групповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, а также игры, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

Таким образом, важно учитывать, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей. Только в таких условиях, возможно, воспитать гармонично развитую личность.

Литература:

1.                  Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 256 с.

2.                  Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов / Э. Я. Степаненкова — М.: Академия, 2008. — 368 с.

3.                  Щебеко В. Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, утренняя гимнастика, дошкольный возраст, физическое воспитание, двигательная деятельность, двигательная разминка, детский сад, индивидуальная работа, оздоровительный бег.


Ключевые слова

двигательная активность, дошкольный возраст, , организация двигательной активности, формы двигательной активности в ДОУ

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма...

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

соревнование, досуг, праздник, физическая культура, ребенок, Игра, дошкольный возраст, детский сад, двигательная деятельность, двигательная активность.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Утренняя гимнастика — это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей.

Формирование двигательной активности воспитанников...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике

оздоровительный бег, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, физическое состояние детей, пробежка, непрерывный бег, дошкольная практика, дошкольная организация, детский сад.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня...

Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5 % суточного объёма двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости.

Организация двигательной активности детей на прогулке

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только...

Планирование двигательной активности детей

Речь пойдёт о планировании двигательной активности детей, а точнее о самостоятельной двигательной деятельности. Потому что, помимо организованных видов занятий по физической культуре: это физкультурные занятия, утренняя гимнастика...

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма...

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

соревнование, досуг, праздник, физическая культура, ребенок, Игра, дошкольный возраст, детский сад, двигательная деятельность, двигательная активность.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Утренняя гимнастика — это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей.

Формирование двигательной активности воспитанников...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике

оздоровительный бег, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, физическое состояние детей, пробежка, непрерывный бег, дошкольная практика, дошкольная организация, детский сад.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня...

Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5 % суточного объёма двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости.

Организация двигательной активности детей на прогулке

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только...

Планирование двигательной активности детей

Речь пойдёт о планировании двигательной активности детей, а точнее о самостоятельной двигательной деятельности. Потому что, помимо организованных видов занятий по физической культуре: это физкультурные занятия, утренняя гимнастика...

Задать вопрос