Возрастно-психологическое интернет-консультирование родителей 5–7-летних детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 14.06.2022

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Хохрина, И. С. Возрастно-психологическое интернет-консультирование родителей 5–7-летних детей / И. С. Хохрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 562-565. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93076/ (дата обращения: 18.11.2024).



Возрастно-психологическое консультирование родителей в последние годы занимает все более широкое место среди основных направлений психологической службы в образовательных учреждениях [3, с. 320].

Теоретические и прикладные аспекты психологического консультирования по проблемам развития детей дошкольного возраста изложены в трудах отечественных ученых — Г. В. Бурменская, А. Вовчик-Голубая, Л. А. Калмыкова, В. У. Кузьменко, И. Малкина-Пых, Т. Д. Марцинковская, В. Ю. Меновщиков, Р. В. Овчарова, Т. А. Пироженко, и зарубежных — Л. Браммер, Д. Винникот, Р. Кавалло, Р. Кэмпбелл, Э. Мазлиш, А. Панарезе, А. Фабер, Э. Шостром и др. [2, с. 158].

В нашем исследовании мы хотим изучить эффективность Интернет-консультирования с родителями.

Цель исследования: исследование эффективности возрастно-психологического Интернет-консультирования родителей 5–7-летних детей.

Объект исследования: возрастно-психологическое Интернет-консультирование.

Предмет исследования: психологическое интернет-консультирование родителей как средство решения возрастных проблем психического развития 5–7-летних детей.

Из цели исследования вытекают следующие задачи:

  1. Исследовать принципы, структуру и этапы психологического Интернет-консультирования родителей по проблемам возрастно-психологического развития детей 5–7 лет.
  2. Изучить существующие в психолого-педагогической науке подходы к определению произвольности, готовности к обучению в школе, когнитивному развитию.
  3. Подобрать диагностический инструментарий и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление детей 5 лет с низким показателем произвольности, детей 6 лет с низким уровнем готовности к обучению в школе, 7 лет с низким уровнем когнитивного развития.
  4. Провести возрастно-психологическое Интернет-консультирование родителей по проблемам произвольности, готовности к обучению в школе, когнитивного развития.
  5. Подготовить программу возрастно-психологического Интернет-консультирования.
  6. Провести эмпирическое исследование с целью выявления субъективного и объективного результата возрастно-психологического Интернет-консультирования родителей, а также динамики психического развития детей.

Гипотеза: возрастно-психологическоеИнтернет-консультирование родителей способствует коррекции особенностей психического развития детей в условиях дистанционной работы.

Методы исследования:

  1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое сравнение и обобщение.
  2. Эмпирический метод:

1. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин);

2. Экспресс-диагностика готовности к школе (Е. К. Вархатова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова);

3. Тест стандартными прогрессивными матрицами Равена (Дж. Равен)

4. Метод математической обработки данных — непараметрический критерий U Манна-Уитни.

В состав экспериментальной группы вошли 90 родителей и 45 детей, имеющих особенности психического развития. В состав контрольной группы вошли 90 родителей и 45 детей, имеющих особенности психического развития. Всего выборка исследования состояла из 270 человек.

В нашем исследовании мы особое внимание обращаем на группу детей, чьи результаты соответствуют низкому показателю и показателю ниже среднего [1, с. 154].

Из 90 испытуемых обучающихся — количество обучающихся, имеющих трудности с произвольностью, составило 30 воспитанников.

Из выборки 90 воспитанников — 30 воспитанников набрали показатели, соответствующие отсутствию необходимой подготовленности перед обучением в школе. Их родителям необходима консультативная помощь.

Из выборки 90 воспитанников особое внимание занимают обучающееся, уровень интеллекта которых соответствует уровню ниже среднего и низкому — 30 воспитанников, подавляющему числу которых не удавалось выбрать необходимый фрагмент как недостающий среди представленных.

Родителям детей, имеющих низкие показатели того или иного психического компонента, необходима консультативная помощь.

Далее все обучающиеся, как уже говорилось выше, были распределены в контрольную и экспериментальную группы [5, с. 264]. Родители детей контрольной группы не принимали никакого участия в возрастно-психологическом интернет-консультировании. Контрольная группа включала в себя 45 детей с особенностями развития и 90 родителей. Экспериментальная группа также включала в себя 45 детей с особенностями развития и 90 родителей. Родители детей экспериментальной группы принимали участие в возрастно-психологическом интернет-консультировании. Была разработана программа возрастно-психологического интернет-консультирования [4, с. 78]. Программа представляла собой цикл встреч, посвященных изучению психических особенностей развития детей 5–7 лет, а также терапевтические встречи с целью ассимиляции родителями полученного опыта. Длительность программы составила 7 месяцев. Целью программы является повышение компетентности родителей в вопросах психического развития детей [4, с. 75].

После завершения программы была проведена повторная диагностика.

В целях сравнения различий экспериментальной и контрольной групп мы использовали U-критерий Манна — Уитни. Мы сравнивали результаты экспериментальной группы обучающихся в возрасте 5 лет до и после возрастно-психологического Интернет-консультирования их родителей. С помощью методики «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) мы оценивали динамику развития произвольности обучающихся экспериментальной группы. Полученное эмпирическое значение U эмп (4) находится в зоне значимости. Таким образом, динамика развития произвольности обучающихся контрольной группы показала значимый результат.

Далее мы проанализируем результаты вторичной диагностики обучающихся контрольной группы.

Также мы проанализировали с помощью математической обработки данных результаты первичной и вторичной диагностики произвольности в контрольной группе. Полученное эмпирическое значение U эмп (60) находится в зоне неопределенности. Таким образом, было выявлено, что динамика развития обучающихся контрольной группы являлась низкой.

Далее была проведена повторная диагностика готовности к обучению в школе с помощью Экспресс-диагностики готовности к школе (Е. К. Вархатова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова) в экспериментальной и контрольной группе. Повторная диагностика показала, что из 15 воспитанников экспериментальной группы — 12 испытуемых являются подготовленными к обучению в школе по результатам проведенной диагностики. Еще 3 обучающихся — «условно» готовы, то есть им необходима коррекция психического развития. Динамику развития готовности к обучению в школе подтвердила математическая обработка данных — полученное эмпирическое значение U эмп (4) находится в зоне значимости. Также мы проанализировали с помощью математической обработки данных результаты первичной и вторичной диагностики в контрольной группе. Полученное эмпирическое значение U эмп (60) находится в зоне неопределенности, а это означает, что в контрольной группе выявлена низкая динамика развития готовности к обучению в школе.

Далее проанализируем результаты повторной диагностики когнитивного развития обучающихся. Диагностика проводилась с помощью Теста стандартными прогрессивными матрицами Равена (Дж. Равен). В ходе повторного исследования было выявлено, что дети, ранее имевшие низкое когнитивное развитие, на настоящий момент имеют средний уровень интеллекта в большинстве, а также есть 2 обучающихся, имеющих низкий уровень и 1 обучающийся, имеющий уровень интеллекта выше среднего. Таким образом, было выявлено, что подавляющее число обучающихся экспериментальной группы имеют интеллектуальное развитие в соответствии с нормой.

Проанализируем полученные результаты с помощью математической обработки данных. Полученное эмпирическое значение U эмп (0) находится в зоне значимости. В ходе повторного исследования было выявлено, что обучающиеся контрольной группы, ранее имевшие низкое когнитивное развитие, на настоящий момент имеют низкий уровень интеллекта в большинстве, а также уровень интеллекта ниже среднего. Таким образом, было выявлено, что подавляющее число обучающихся контрольной группы имеют интеллектуальное развитие, не соответствующее возрастной норме, однако прослеживается динамика развития.

Далее мы проанализировали полученные данные контрольной группы с помощью математической обработки данных. Полученное эмпирическое значение U эмп (50) находится в зоне значимости.

В ходе проведенного исследования нам удалось выявить эффективность возрастно-психологического Интернет-консультирования родителей 5–7-летних детей. Результативность была выявлена с помощью субъективного критерия — наша собственная оценка и объективного критерия — реальные изменения в развитии тех детей 5–7 лет, с чьими родителями проводилось Интернет-консультирование. Изменения в экспериментальной группе произошли, появилась динамика развития обучающихся. В контрольной группе динамика развития обучающихся была значительно ниже, чем в экспериментальной. Результаты проведенной диагностики также подтвердила математическая обработка данных, а это означает, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: возрастно-психологическоеИнтернет-консультирование является эффективным средством решения возрастных проблем психического развития 5–7-летних детей в условиях дистанционной формы организации работы с родителями.

Литература:

1. Киреева Н. В., Киреев М. Н., Коренева Е. Н., Чернявская Н. Е., Бараниченко Н. В. 2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2004. — 416 с.

2. Сборник статей. /Под ред. В. Ю. Меновщикова. — М. FPK ОНЛАЙН-ПРЕСС, 2011, С. 152–160.

3. Хозиева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию / М. В. Хозиева. — М.: Академия, 2005. — 320 с.

4. Лысюк, Л. Г. Эмпирическая классификация случаев обращения клиентов к психологу-консультанту / Л. Г. Лысюк. // Псiхалогiя. — 2001. — № 3. — С. 70–83.

5. Олифирович, Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н. И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с.

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, экспериментальная группа, математическая обработка данных, возрастно-психологическое Интернет-консультирование, полученное эмпирическое значение, когнитивное развитие, психическое развитие, возрастно-психологическое Интернет-консультирование родителей, зона значимости, уровень интеллекта.


Похожие статьи

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Примерное календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми 4–5 лет

Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству

Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Похожие статьи

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Примерное календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми 4–5 лет

Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству

Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Задать вопрос